Токов Д.Р. Новые информационные технологии в обучении иностранным языкам

ФГБОУ ВО «КЧГУ», г.Карачаевск

Изобретенный Гуттенбергом в середине XV века книгопечатный станок коренным образом изменил способ мышления и восприятия действительности. Книга, ставшая тиражируемой и общедоступной, позволила людям преодолеть культурные и исторические границы, стала главным аппаратом в образовании и науке и, наконец, сделалась критерием, обуславливающим уровень интеллектуального развития индивида. Но с вхождением в обиход электронных средств массовой коммуникации, положение дел в корне меняется. На передний план выходят аудиовизуальные способы трансляции информации, вытесняя письменные и печатные формы. Последнее десятилетие, породившее глобальную сеть, внесло в этот процесс свои коррективы. Так Умберто Эко утверждает, что посредством Интернета осуществляется обратный Переход от имиджевого к вербальному восприятию информации. Если телевидение, ориентирующее на зрительный образ, ведет, в конечном счете, к упадку грамотности, то компьютер, так или иначе предполагающий работу со словами (чтение строк на экране, ввод данных, общение в чатах), реанимирует умение работать с печатными текстами. Дисплей, в отличие от телеэкрана, выстраивающего мир в образах, выражает мир, подобно книге, в словах и на страницах. Рассуждая в этом ключе, Эко озвучивает гипотезу, что в ближайшем будущем общество расщепится на два класса: тех, кто смотрит только телевидение, то есть получает готовые образы, готовое сужение о мире, без права критического отбора получаемой информации; и тех, кто смотрит на экран компьютера, то есть тех, кто способен отбирать и обрабатывать информацию.

Будучи могущественными орудиями процесса Глобализации, новые информационные технологии и Интернет передают и помогают установить некоторые культурные ценности – способ мышления относительно социальных отношений, семьи, религии, состояние человека.

“Сегодняшняя революция социальных взаимодействий влечет за собой фундаментальное переосмысление элементов, с помощью которых люди постигают окружающий их мир, проверяют и выражают, то, что они постигли. Постоянная доступность образов и идей, и их быстрая передача даже с континента на континент, имеет глубокие последствия, как позитивные, так и негативные, для психологического, морального и социального развития личности; структуры и функционирования обществ; межкультурных взаимодействий; а также восприятия и передачи ценностей, мировых взглядов, идеологий, и религиозных верований”.1

В настоящий момент решающую роль во многих проблемах, связанных с политической, технологической, познавательной, творческой и социальной деятельностью человека играет Информация. Обучение и работа сегодня – синонимы: профессиональные знания стареют очень быстро, поэтому необходимо их постоянное совершенствование – это и есть открытое образование! Мировая телекоммуникационная инфраструктура дает сегодня возможность создания систем массового непрерывного самообучения, всеобщего обмена информацией, независимо от временных и пространственных поясов.

Нельзя не заметить, что современное образование переживает время реформ. При уменьшении отведенного на занятия времени увеличивается доля самостоятельной работы студентов, появляются возможности использования новых технологий, что требует изменения подходов со стороны преподавателей. Прежде всего, следует добиться максимальной активизации и визуализации обучения. Этому способствуют как деловые игры, так и применение различных технических средств (прежде всего компьютеров, проекторов, видео), позволяющих сократить время изложения нужной информации.

Таким образом, информатизация образования позволит в конечном итоге эффективно использовать следующие важнейшие преимущества новых информационных технологий:

возможность построения открытой системы образования, обеспечивающей каждому индивиду собственную траекторию обучения;

коренное изменение организации процесса познания путем смещения его в сторону системного мышления;

  • создание эффективной системы управления информационно-методическим обеспечением образования;
  • эффективную организацию познавательной деятельности обучаемых в ходе учебного процесса;
  • использование специфических свойств компьютера, к важнейшим из которых относятся: возможность организации процесса познания, поддерживающего деятельностный подход к учебному процессу, индивидуализацию учебного процесса и возможность использования и организации принципиально новых познавательных средств;
  • построение, развитие и совершенствование систем дистанционного обучения различного уровня.

Кроме того, новые информационные технологии позволяют решать ряд принципиально новых дидактических задач:

  • изучать явления и процессы в микро – и макромире, внутри сложных технических и биологических систем на основе использования средств компьютерной графики и компьютерного моделирования;
  • представлять в удобном для изучения масштабе времени различные физические, химические, биологические и социальные процессы, реально протекающие с очень большой или очень малой скоростью.

Темой реферата является использование компьютерных технологий в обучении иностранным языкам. Эта проблема стала наиболее актуальна в наши дни, так как компьютерные и информационные технологии неустанно развиваются, в школах дети могут не только использовать компьютеры на уроках информатики, но и при изучении других предметов, таких, например, как иностранные языки. Обучение иностранным языкам ограничено в рамках школы, так как нет главного – языковой среды. Информационные технологии, а именно Интернет, дают возможность учащимся общаться в режиме реального времени с носителями языка, обмениваться с ними информацией, обсуждать проблемы. Кроме этого компьютерные технологии обеспечивают не менее важную в обучении вещь – наглядность. Учителю не нужно иметь множество фотографий, игрушек, предметов, чтобы обучать школьников – все есть в программе на компьютере.

Процесс, называемый Глобализацией, т.е., прогрессивное увеличение влияния мировых экономических, социальных и культурных процессов на национальные или региональные, абсолютно четко маркирован в современном мире. Это не новый процесс. Его исторические корни глубоки. И, все же, драматические изменения в пространстве и времени, появившиеся в связи с информационной революцией, представляют собой качественный разрыв с прошлым.

“Сегодняшняя революция социальных взаимодействий влечет за собой фундаментальное переосмысление элементов, с помощью которых люди постигают окружающий их мир, проверяют и выражают, то, что они постигли. Постоянная доступность образов и идей, и их быстрая передача даже с континента на континент, имеет глубокие последствия, как позитивные, так и негативные, для психологического, морального и социального развития личности; структуры и функционирования обществ; межкультурных взаимодействий; а также восприятия и передачи ценностей, мировых взглядов, идеологий, и религиозных верований”.1

Правда этих слов оказалась более очевидна, чем когда-либо в течение последнего десятилетия. Сегодня не нужно обладать развитым воображением, чтобы представить Землю как взаимосвязанную систему, жужжащую электронными передачами – беседующая планета в бесконечной тишине космоса. Возникает этический вопрос: является ли это вкладом в действительное развитие человечества и помощью индивидам и народам следовать своей трансцендентной судьбе? – И, конечно же, во многих смыслах ответ положительный. Новые средства массовой информации являются мощным орудием для образовательного и культурного обогащения, для коммерческой деятельности и политического участия, для межкультурного диалога и взаимопонимания. В то же время у этой медали есть и другая сторона. Средства общения, которые могут быть использованы во благо личностей и обществ, могут также быть использованы для эксплуатации, манипуляции, доминирования и коррупции.

(1) Pontifical Council for Social Communications, Pastoral Instruction Aetatis Novae on Social Communications on the twentieth anniversary of Communio etprogressio, n.4.

Интернет – это новейшее и во многих аспектах наиболее мощное средство массовой информации среди прочих – телеграф, телефон, радио, телевидение – что для многих людей исключили время и пространство как препятствия в общении в течение последних 150ти лет. В этом аспекте глобальная сеть имеет громадные последствия для индивидов, наций и всего мира.

Распространение Интернета также поднимает ряд других этических вопросов, касающихся секретности, сохранности и конфиденциальности данных, закона об авторском праве и интеллектуальной собственности, порнографии, сайтов ненависти, распространения слухов и характера террористических актов под видом новостей, а также многого другого.

Один из наиболее важных вопросов включает в себя то, что сегодня называется “digital divide”-форма дискриминации, разделяющая бедных и богатых, как внутри, так и вне наций, на базе доступа или его отсутствия к новым информационным технологиям. В этом смысле проблема представляет собой современную версию прежнего разрыва – разрыва между ‘информационно богатыми’ и ‘информационно бедными’.

Нужно искать способы, которые сделали бы Интернет доступным для менее обеспеченных слоев населения, будь то прямыми путями, либо, по крайней мере, объединением его с менее дорогими традиционными средствами массовой информации. Киберпространство должно быть источником исчерпывающей информации и услуг, доступных абсолютно всем, в широком спектре языков. Общественные учреждения несут особую ответственность за установление и поддержку подобного рода мест.

Новая глобальная экономика принимает такую форму, “что победителем в этом процессе будет человечество в целом” а не только “богатая элита, контролирующая науку, технологии и ресурсы планеты”.2

Будучи могущественными орудиями процесса глобализации, новые информационные технологии и Интернет передают и помогают установить некоторые культурные ценности – способ мышления относительно социальных отношений, семьи, религии, положения человека – новизна и очарование которых могут изменить и преобразовать традиционные культуры.

Межкультурный диалог и обогащение, безусловно, желательны. Но движение должно происходить в обе стороны. Культуры могут научиться многому друг у друга, а навязывание мировоззрений, ценностей и даже языка одной культуры другим – это уже не диалог, но культурный империализм.

(2) Address to the Pontifical Academy of Social Sciences, n.5.

Интернет

Интернет определяется рядом замечательных характеристик. Он мгновенный, непосредственный (прямой), всемирный, децентрализованный, интерактивный, бесконечно расширяющийся в смысле содержания и возможностей, гибкий и легко приспосабливаемый в значительной степени. Он дает равные возможности, в том, что любой человек, имеющий необходимое оборудование и минимальные технические навыки может активно присутствовать в киберпространстве, отправить свое сообщение миру, и потребовать, чтобы его или ее услышали. Он позволяет отдельным индивидам наслаждаться анонимностью, игрой ролей и фантазиями, а также вступать в различные сообщества и принимать участие в дискуссиях.

Интернет может помочь мужчинам и женщинам в их возрастном поиске взаимопонимания. В любом возрасте люди задаются все теми же фундаментальными вопросами: “Кто я? Откуда я пришел и куда я уйду? Почему существует зло? Что будет после этой жизни?” 3

Согласно тестам пользователей, он дает одинаковую возможность активного участия и пассивного погружения в “нарциссистский, самодостаточный мир стимулов, имеющий почти наркотические эффекты”.4 Он может быть использован для разрушения изоляции между индивидами и группами, либо для ее усугубления.

Эта ‘новая’ система фактически была придумана еще в 1960е годы холодной войны, с целью сорвать (поставить в тупик) атомную атаку, создав децентрализованную сеть компьютеров, содержащих важнейшие данные. Децентрализация была основным пунктом этой схемы, потому что в подобном случае, как это было задумано, потеря одного или даже многих компьютеров не означала бы потерю информации.

Взрыв информационных технологий во много раз увеличил возможности общения для определенных индивидов и групп. Интернет может быть полезен людям в их разумном использовании свободы и демократии, увеличить круг возможностей в разных сферах жизни, расширить образовательные и культурные горизонты, разрушить границы, и способствовать развитию человечества различными способами. “Свободный поток образов и мнений по глобальной шкале меняет не только политические и экономические отношения между народами, но и даже наше понимание мира. Он открывает круг возможностей, о которых до настоящего времени никто и не думал.

John Paul II, Encyclical Letter Fides et ratio, n.1.

  • Ethics in Communications, 2.

Но это еще не все. “Парадоксальным является тот факт, что те самые силы, которые могут обеспечить лучшее общение, могут также привести к обострению эгоистичности и отчуждения”.6 Интернет может объединить людей, но он также может и разделить их, как индивидов и как взаимоподозрительные группы, разделенные идеологией, владениями, расово или этнически, различиями между поколениями, и даже религией. Он уже используется в агрессивных целях, практически как орудие войны, и уже поднимается вопрос “кибер-терроризма”. Было бы злостной иронией увидеть возвращение этого инструмента общения, имеющего такой огромный потенциал для объединения людей, к первоначальным целям холодной войны и его превращение в арену международного конфликта.

Вопрос свободы выражения в Интернете также очень сложен и затрагивает некоторые другие сферы:

Свобода выражения и свободный обмен мнениями очень важны в современном обществе. “Свобода поиска и знания правды является фундаментальным человеческим правом”, а свобода выражения – краеугольным камнем демократии.

Предосудительными являются попытки общественных властей заблокировать доступ к информации – в Интернете или других средствах социальной коммуникации – потому что они видят в этом угрозу или препятствия для себя, манипулировать общественностью путем пропаганды и дезинформации, или затруднять законную свободу выражения и мнения. В этом отношении авторитарные режимы являются наиболее правонарушительными; но проблема существует также и в либеральных демократиях, где доступ к средствам массовой информации для выражения политических взглядов часто зависит от финансовых возможностей, а политики и их советчики нарушают правдивость и справедливость, представляя своих оппонентов в черном свете и сокращая выпуски новостей до невероятно маленьких размеров.

Принимая во внимание тот факт, что пользователи Интернета должны быть избирательны и самодисциплинированы, это не должно перерасти в обособленность и замкнутость. Влияние средств массовой информации на психологическое развитие и здоровье также нуждаются в изучении, включая возможность того, что продолжительное погружение в виртуальный мир киберпространства может нанести серьезный ущерб.

  • Message for the Celebration of the World Day of Peace 2001, n.11.
  • John Paul II, Message for the 33rd World Communications Day, n.4, January 24, 1999.
  • John Paul II, Centesimus annus, 47

Несмотря на большое количество преимуществ в возможностях, которые технологии дают людям для “получения информации и услуг, предназначавшихся именно им”, они так же “поднимают неизбежный вопрос: Превратится ли аудитория будущего во множество аудиторий одного?. Что станет с объединением – что станет с любовью – в таком мире?” 8

“Все пользователи Интернета должны использовать его осведомленным, дисциплинированным образом, для морально достойных целей; родителям следует руководить и наблюдать за использованием Интернета их детьми”.9 Школы и другие образовательные учреждения, а также программы для детей и взрослых должны проводить обучение использованию Интернета как части всеобъемлющего средства обучения, включая не только обучение техническим навыкам – “компьютерная грамотность” и т.д. – но также способности распознавать и обрабатывать содержание.

Следует избегать правительственной цензуры; “цензура. должна использоваться только при крайней необходимости”.10 Но Интернет не является более свободным, чем другие средства информации, от рациональных законов против высказываний ненависти, клеветы, обмана, детской порнографии и порнографии вообще, а также других нарушений. Преступное поведение в других ситуациях, является преступным поведением и в киберпространстве, и общественные власти имеют право и обязаны проводить такие законы в жизнь. В новых урегулированиях могут также нуждаться специальные ‘Интернет’ преступления, такие как распространение компьютерных вирусов, кража персональной информации с жестких дисков, и тому подобное.

Многие вопросы, связанные с Интернетом требуют международных решений: например, как гарантировать частность законопослушных индивидов и групп, не прекращая наблюдение за преступниками и террористами; как защитить авторские права и права на интеллектуальную собственность, не ограничивая доступ к материалам в общественном секторе – и как вообще определить “общественный сектор”; как установить и поддерживать обширные интернет-хранилища информации, свободно доступной всем пользователям в широком спектре языков; как защитить права женщин в вопросе доступа к Интернету и другим аспектам информационных технологий. И, особенно, вопрос, как избавиться от разрыва между информационно богатыми и информационно бедными, требует срочного внимания к своим техническим, образовательным и культурным аспектам.

  • Ethics in Communications, 29.
  • John Paul II, Post-Synodal Apostolic Exhortation Familiaris consortio, n.76.

(10) Communio etprogressio, n.86.

Так как обучение является передачей информации ученику, то, следуя определению В.Н. Глушкова (информационные технологии – процессы, связанные с переработкой информации), можно сделать вывод о том, что в обучении информационные технологии использовались всегда. Более того, любые методики или педагогические технологии описывают, как переработать и передать информацию, чтобы она была наилучшим образом усвоена учащимися. То есть, любая педагогическая технология – это информационная технология.

Когда же компьютеры стали настолько широко использоваться в образовании, что появилась необходимость говорить об информационных технологиях обучения, выяснилось, что они давно фактически реализуются в процессах обучения, и тогда появился термин “новая информационная технология обучения” (НИТ).

Новые информационные технологии включают программированное обучение, интеллектуальное обучение, экспертные системы, гипертекст и мультимедиа, микромиры, имитационное обучение, демонстрации. Эти частные методики должны применяться в зависимости от учебных целей и учебных ситуаций, когда в одних случаях необходимо глубже понять потребности учащегося, в других – важен анализ знаний в предметной области, в третьих, основную роль может играть учет психологических принципов обучения.

Рассматривая имеющиеся на сегодняшний день информационные технологии, Н.В. Апатова выделяет в качестве их важнейших характеристик:

) типы компьютерных обучающих систем (обучающие машины, обучение и тренировка, программированное обучение, интеллектуальное репетиторство, руководства и пользователи);

) используемые обучающие средства (ЛОГО, обучение через открытия, микромиры, гипертекст, мультимедиа);

) инструментальные системы (программирование, текстовые процессоры, базы данных, инструменты представления, авторские системы, инструменты группового обучения).

Как видно, главное в НИТ – это компьютер с соответствующим техническим и программным обеспечением, что подтверждает следующее определение: информационная технология обучения – процесс подготовки и передачи информации обучаемому, средством осуществления которого является компьютер.

Такой подход отражает первоначальное понимание педагогической технологии, как применение технических средств в обучении.

В 70-е годы воздействие системного подхода постепенно привело к общей установке педагогической технологии: решать дидактические проблемы в русле управления процессом обучения с точно заданными целями, достижение которых должно поддаваться четкому описанию и определению.

Педагогическая технология – это “не просто использование технических средств обучения или компьютеров, это выявление принципов и разработка приемов оптимизации образовательного процесса путем анализа факторов, повышающих образовательную эффективность, путем конструирования и применения приемов и материалов, а такие посредством оценки применяемых методов”.

Суть этого подхода заключена в идее полной управляемости работы школы, прежде всего ее основного звена – процесса обучения.

Таким образом, во главе становится процесс обучения со своими особенностями, а компьютер – это мощный инструмент, позволяющий решать новые, ранее не решенные дидактические задачи.

Как уже было отмечено, в образовании “педагогическая технология” и “информационная технология” – это в определенном смысле синонимы. Можно ли считать использование компьютера достаточным основанием для названия этой технологии новой? По всей видимости, ответ отрицательный.

Дело в том, что абсолютное большинство таких технологий опирается (если вообще на что-то опирается) на известные (хорошие или не очень) педагогические идеи. Используя современные обучающие средства и инструментальные среды, создаются прекрасно оформленные программные продукты, не вносящие ничего нового в развитие теории обучения. Поэтому можно говорить только об автоматизации тех или иных сторон процесса обучения, о переносе информации с бумажных носителей в компьютер и т.д.

Говорить же о новой информационной технологии обучения можно только в том случае, если:

) она удовлетворяет основным принципам педагогической технологии (предварительное проектирование, воспроизводимость, целеобразования, целостность);

) она решает задачи, которые ранее в дидактике не были теоретически и/или практически решены;

) средством подготовки и передачи информации обучаемому является компьютер.

В связи с этим можно сформулировать основные принципы системного внедрения компьютеров в учебный процесс:

  1. Принцип новых задач. Суть его состоит в том, чтобы не перекладывать на компьютер традиционно сложившиеся методы и приемы, а перестраивать их в соответствии с новыми возможностями, которые дают компьютеры. На практике это означает, что при анализе процесса обучения выявляются потери, происходящие от недостатков его организации (недостаточный анализ содержания образования, слабое значение реальных учебных возможностей учащихся и т.п.). В соответствии с результатом анализа намечается список задач, которые в силу различных объективных причин (большой объем, громадные затраты времени и т.п.) сейчас не решаются или решаются неполно, но которые вполне решаются с помощью компьютера. Эти задачи должны быть направлены на полноту, своевременность и хотя бы приближенную оптимальность принимаемых решений.
  2. Принцип системного подхода. Это означает, что внедрение компьютеров должно основываться на системном анализе процесса обучения. То есть должны быть определены цели и критерии функционирования процесса обучения, проведена структуризация, вскрывающая весь комплекс вопросов, которые необходимо решить для того, чтобы проектируемая система наилучшим образом соответствовала установленным целям и критериям.
  3. Принцип первого руководителя. Суть его состоит в том, что заказ на компьютеры, программное обеспечение и их внедрение в процесс обучения должны производиться под непосредственным руководством первого руководителя соответствующего уровня (начальника управления образования, директора образовательного учреждения). Практика убедительно свидетельствует, что всякая попытка передоверить дело внедрения второстепенным лицам неизбежно приводит к тому, что оно ориентируется на рутинные задачи и не дает ожидаемого эффекта.
  4. Принципы максимальной разумной типизации проектных решений. Это означает, что, разрабатывая программное обеспечение, исполнитель должен стремиться к тому, чтобы предлагаемые им решения подходили бы возможно более широкому кругу заказчиков, не только с точки зрения используемых типов компьютеров, но различных типов школ: гимназии, колледжи, лицеи и т.п.
  5. Принципы непрерывного развития системы. По мере развития педагогики, частных методик, компьютеров, появления различных типов школ возникают новые задачи, совершенствуются и видоизменяются старые. При этом созданная информационная база должна, подвергаться определенной перекомпоновке, но не кардинальной перестройке.
  6. Принципы автоматизации документооборота. Основной поток документов, связанный с процессом обучения, идет через компьютер, а необходимые сведения о нем выдаются компьютером по запросам. В этом случае педагогический коллектив сосредотачивает свои усилия на постановке целей и внесении творческого элемента в поиск путей их достижения.
  7. Принципы единой информационной базы. Смысл его состоит, прежде всего., в том, что на машинных носителях накапливается и постоянно обновляется информация, необходимая для решения не какой-то одной или нескольких задач, а всех задач процесса обучения. При этом в основных файлах исключается неоправданное дублирование информации, которое неизбежно возникает, если первичные информационные файлы создаются для каждой задачи отдельно. Такой подход сильно облегчает задачу дальнейшего совершенствования и развития системы.

Современное информатизированное общество требует глубокой подготовленности всех его членов к использованию средств информационной технологии в своей профессиональной деятельности. В этой связи особую актуальность приобретает использование телекоммуникаций, включающих электронную почту, электронную доску объявлений, телеконференции, удаленные базы данных, аудио – и видеоконференции.

Наиболее эффективны компьютерные телекоммуникации в системах образования, как показала практика последних лет, при организации совместных телекоммуникационных проектов, телеконференций, дистанционного обучения.

Телекоммуникационные проекты находят в последние годы все более широкое распространение в системах образования разных стран мира. В развитых индустриальных и развивающихся странах телекоммуникационные проекты стали органичной частью учебного процесса в школах и университетах. В Великобритании телекоммуникационной сетью Janet охвачены все университеты и научные центры системы образования страны. Специальный школьный проект “Campus-2000” (Кембриджский Университет) охватывает около 2000 школ Великобритании и других стран. Координационный совет проекта систематически выпускает бюллетени проекта, специальные выпуски, в которых описываются результаты совместных творческих работ учащихся разных школ своей страны и зарубежных партнеров.

Ассоциация Международного образования (Россия), обладая солидной базой данных по дистанционному обучению, предлагает свои услуги по различным программам дистанционного обучения в разных областях знания (от дошкольного обучения до подготовки и переподготовки кадров). Американский Национальный Центр AT по телеобучению (дистанционное обучение на базе компьютерных телекоммуникаций), основанный в 1985 году, не только организует курсы дистанционного обучения, специальные семинары, демонстрации последних технологий в области телеобучения, но и проводит исследования по определению эффективности такого дистанционного обучения в сравнении с очным обучением. Телекоммуникационные сети Интернет, CompuServe и др. предоставляют возможность организовать совместную работу школьников, учителей, студентов практически всех стран мира. Связь может осуществляться с помощью модема либо по традиционным телефонным линиям, либо посредством спутниковой связи. Проект “Campus-2000” осуществляется на основе спутниковой связи. Широко используются телекоммуникации в школьном образовании в США, Финляндии, Канаде, Австралии, Японии, Израиле, Швеции, многих других странах.

В нашей стране использование телекоммуникаций для целей образования имеет еще короткую историю. Однако за прошедшие годы накоплен интересный опыт использования телекоммуникаций, особенно в школьном образовании, где используются практически все возможности и виды телекоммуникаций. В высшей школе компьютерные телекоммуникации используются главным образом для дистанционного обучения, пока в основном на базе зарубежных программ и курсов. Очевидно, что осваивать средства телекоммуникации необходимо во всех звеньях системы непрерывного образования, поскольку на каждом этапе телекоммуникации проявляют свои специфические особенности и создают дополнительные возможности.

Так, в системе высшей школы и научных центрах телекоммуникации (телепроекты, телеконференции, дистанционное обучение), используются для координации научных исследований, учебной практики, осуществления оперативного обмена информацией между участниками проектов, согласования позиций, для осуществления обучения на расстоянии, системы консультаций, пр.; в системе школьного образования – для повышения эффективности различного рода самостоятельной деятельности учащихся, связанной с разнообразными видами творческих работ, включая и учебную деятельность на основе широкого использования исследовательских методов, свободного доступа к базам данных, обмена информацией с партнерами как внутри страны, так и за рубежом.

Телекоммуникации могут и должны играть важную роль в практике подготовки и повышения квалификации педагогических кадров в различных типах учебных заведений (педагогических вузах, университетах, институтах усовершенствования, факультетах повышения квалификации, пр.) и научно – исследовательских центрах. Успешная координация и функционирование телекоммуникационных проектов, системы дистанционного обучения и консультационной службы, ориентированных на подготовку и повышение профессионального мастерства учителей, могут служить основой и гарантией успешного осуществления школьных проектов электронной почты и телеконференций.

Огромные возможности может предоставить телекоммуникационная технология для решения проблем дистанционного обучения не только отдаленных регионов России, регионов Крайнего Севера, малокомплектных сельских школ, но и для полноценного обучения больных детей, детей – инвалидов, не имеющих возможности посещать школу.

Следует подчеркнуть, что в условиях перехода к рыночной экономике, когда во главу угла ставится принцип самостоятельности в приобретении новых знаний, возможность быстрой смены профессий, повышения квалификации, переквалификации и т.п., телекоммуникации могут сыграть решающую роль.

Современные компьютерные технологии в образовании (их краткое описание)

Информатизация учебного процесса – одна из важнейших задач современного образования. Она связана с развитием материально-технической базы учебных заведений, переподготовкой учителей, разработкой методик преподавания, становлением новой культуры педагогического труда. Внедрение современных компьютерных технологий, являющихся принципиально новым средством обучения и мощным инструментом познания, требует развития методов и организационных форм обучения. На современном (начальном) этапе разработка новых методик невозможна без совместной работы учителя информатики и учителей-предметников. Это позволяет правильно подобрать компьютерные технологии с учетом специфики предметов, внедрить их в процесс преподавания конкретных дисциплин, а также помочь учителям преодолеть психологическое напряжение в процессе освоения навыков работы с современными информационными технологиями.

При работе с компьютерными технологиями меняется и роль педагога, основная задача которого – поддерживать и направлять развитие личности учащихся, их творческий поиск. Отношения с учениками строятся на принципах сотрудничества и совместного творчества. В этих условиях неизбежен пересмотр сложившихся сегодня организационных форм учебной работы: увеличение самостоятельной индивидуальной и групповой работы учащихся, отход от традиционного урока с преобладанием объяснительно-иллюстративного метода обучения, увеличение объема практических и творческих работ поискового и исследовательского характера. Необходимым становится использование проектной формы учебной деятельности. Проект предполагает самостоятельную исследовательскую работу школьников, в процессе которой ребята ищут способ решения некоторой комплексной, межпредметной многоуровневой задачи. Для этого большую часть необходимой информации школьники собирают и анализируют сами, используя литературу, CD-ROM энциклопедии, а также информационные ресурсы сети Интернет.

Применение новейших средств информационной технологии в образовании приобретает все большую актуальность. Происходящие в мире процессы интеграции в образовании, движения к информационному обществу отражаются в системах образования многих стран. Новейшие информационные технологии в обучении позволяют активнее использовать научный и образовательный потенциал, расширять аудиторию обучаемых. За рубежом использование ресурсов Интернета в образовании уже имеет богатый опыт благодаря тому, что в глобальных сетях можно найти любую информацию. Сейчас уже все понимают, что Интернет обладает колоссальными информационными возможностями и не менее впечатляющими услугами. Интернет становится неотъемлемой частью нашей жизни. Ресурсами Интернет пользуются люди разных возрастов и профессий. Родственники, друзья, школьники, студенты, деловые партнеры обмениваются письмами по электронной почте, ищут необходимую информацию в глобальной сети Интернет, обсуждают проблемы в чатах, проводят видео конференции и т.д. Образованный человек стремится расширить свои знания, быть в курсе основных событий, происходящих в мире. Интернет – это замечательное средство для реализации этих стремлений: запрос и получение нужной информации происходит в считанные минуты в любое удобное для тебя время. В жизни современного человека информатизация имеет огромное значение, а, следовательно, важны наличие доступа к информации и умение работать с ней. Современному учителю это необходимо в первую очередь. Обучение современной молодёжи становится эффективнее, если учитель владеет Интернет-технологиями и использует ресурсы и возможности Интернета в своей практике. Учитель может обучать детей быстрому поиску нужной информации в безграничном ее потоке, направлять их деятельность, прививать культуру работы в Интернет. К сожалению, ещё многие учителя сами не владеют компьютерными технологиями, а учащиеся пользуются Интернет-ресурсами чаще для развлечения. Учебный процесс и Интернет пересекаются в редких случаях. Во многих школах еще отсутствуют компьютеры и выход в Интернет. Но, несмотря на это, в последние годы растет количество учителей, имеющих определенный опыт использования Интернет-ресурсов в учебном процессе, появляется методическая литература, растет число школ, имеющих выход в Интернет. Центр доступа к Интернет ИОСО РАО проводит курсы “Обучение и доступ к Интернет”, которые помогают учителям освоить Интернет-технологии, а самое главное – узнать о межшкольных проектах, о множестве образовательных сайтов, об уникальных возможностях Интернета, а следовательно, изменить свое отношение к учебному процессу, перейти на новый уровень преподавания в школе. Все это свидетельствует о том, что Интернет и школа не должны быть в стороне друг от друга, глобальная сеть Интернет предлагает учителям иностранного языка множество ресурсов, которые могут быть полезны в их практике. Это специальные программы обучения иностранным языкам, а так же аутентичный материал, отбор которого учитель может проводить самостоятельно и адаптировать его к конкретным учебным задачам. Включение материалов сети в содержание урока является одной из основных целей использования возможностей и ресурсов Интернета.

Так же преподавателем должен быть создан учебно-методический комплекс, в котором детально расписаны все виды занятий. Принцип “Что хочешь сказать – напиши” (а еще лучше – введи в компьютер и создай электронный учебник, с которым студент сможет самостоятельно работать) должен стать главным в работе современного преподавателя.

Но для этого ему необходимо освоить современные технологии в образовании, облегчающие подачу материала студентам. Так при чтении лекций целесообразно использование проектора, позволяющего отобразить все происходящее на экране компьютера на большом экране. Таким образом, преподаватели по информатике могут читать лекции без рисования мелом на доске и заметно ускорить подачу материала. Но и преподаватели не связанных с компьютерами дисциплин могут использовать предварительно подготовленные в текстовом процессоре Microsoft Word документы, схемы и рисунки.

Помимо этого любая дисциплина предполагает проведение контроля. Для этого можно использовать автоматизированное тестирование с использованием универсальных программ, например SunRav Test Office, которую можно загрузить из Internet по адресу http://www.sunrav. agava.ru.

Кроме того, каждая дисциплина имеет свою специфику и соответственно для нее можно рекомендовать наиболее целесообразное программное обеспечение.

Иностранные языки могут преподаваться с использованием программ-переводчиков Stulys, Socrat, обучающих программ быстрого чтения, помогающих запоминать слова и т.д.

Таким образом, практически каждая дисциплина должна использовать компьютерные технологии для повышения уровня знаний студента, ускорения и улучшения подачи материала, активизации обучения. Это позволит повысить эффективность как очной, так и особенно заочной формы обучения, где требуется подача большого объема материала в кратчайшие сроки.

Широкое применение новых информационных технологий во всех сферах современной жизни постепенно, но неизбежно приведет к их массовому внедрению в область образования. В век Технологий информационное обеспечение учащихся, возможность свободного доступа к учебной, научной, культурной и любой другой информации – необходимое условие свободного развития личности. Развивающий характер обучения и воспитания предполагает формирование в человеке способности к открытости, к широкой коммуникации, развитие способности самостоятельного мышления, анализа, принятия решений.

Таким образом, проблема внедрения новых информационных технологий в сферу образования является актуальной, поскольку информатизация представляет собой объективный процесс в образовании, цель которого состоит в глобальной интенсификации интеллектуальной деятельности, и является одним из путей преодоления негативных явлений в образовании.

Подробно рассмотрев объект и предмет исследования, которыми являются новые обучающие технологии, педагогические технологии, применяемые в обучении иностранным языкам, и возможности использования средств новых информационных технологий в системе обучения, можно заключить, что использование новых средств информационных технологий в обучении создает условия для улучшения качества знаний, для роста познавательной активности учащихся, для индивидуализации процесса обучения.

Можно сделать вывод о подтверждении гипотезы данного реферата, которая заключается в том, что информационные и компьютерные технологии в наше время не только могут быть использованы как разумная замена наглядности, но и как возможность приобщиться к языковой среде, что является важным фактором в изучении иностранного языка. В результате этого, они становятся абсолютно необходимы современному ученику в изучении такого предмета как иностранный язык. Компьютерные и информационные технологии не просто помогают учащимся в изучении иностранного языка, дают им новые возможности общения и получения информации, но и мотивируют их, помогая при этом учителю.

Темне менее, с внедрением новых информационных технологий в процесс обучения сопряжено немало трудностей. В настоящее время ощутима неподготовленность преподавательского состава к широкому использованию компьютерных технологий на своих уроках. Эта проблема также ставит вопрос о пересмотре основ методики.

В целом, результаты исследования подводят к мысли о неизбежном внедрении и адаптации новых информационных технологий в рамках реализации личнодеятельностного подхода к обучению и в условиях развития всех жизненных сфер в современном мире.

Очень важным и нужным оказалась открывшаяся детям возможность проявить свои творческие способности в различных интернет-проектах. Там они могут оставлять свои рассказы и сочинения, выигрывать призы и публиковаться в журналах и газетах, что позволяет выработать дополнительную и устойчивую мотивацию.

Интернет помогает детям общаться с намного большим кругом людей, нежели им может позволить школа. Именно в этом проявляется развивающая функция обучения, так как на уроках иностранного языка дети не только изучают предмет, но и могут развить важные навыки, которые помогут им при вхождении в социум, подготовят их к дальнейшей жизни, дадут им ни с чем не сравнимый опыт общения. В дальнейшем предполагается еще более тщательное исследование данной проблемы, так как ее актуальность со временем только возрастет. Все школы будут оснащены компьютерами и все учителя смогут применить на практике теории, которые на данном этапе разработаны учеными всего мира и нашей страны в частности

Литература:

  1. International yearbook of educational and instructional technology 2004;
  2. Vatican City, February 22, 2002, Feast of the Chair of St. Peter the Apostle;
  3. Hans van Ginkel, Ректор UNU Глобальный Семинар, Вступительная Сессия на Гавайях, 19-22 Марта 2004 “Личность, Взаимодействие и мирное Сосуществование”;
  4. Апатова Н.В. Информационные технологии в школьном образовании. М., 1994;
  5. Асмолов А.Г. Культурно-историческая психология и конструирование миров. М.; Воронеж, 1996;
  6. Бабанский Ю.К. Оптимизация процесса обучения. Общедидактический аспект. М: Педагогика 1977. – 254 с;

Добавить комментарий