КЧГУ, г.Карачаевск

Контроль знаний обучающихся является важнейшим из основных элементов оценки качества образования. Педагоги ежедневно проверяют учебную деятельность учащихся путем оценки письменных работ и устных опросов. Выставленная оценка является неформальной и преследует чисто педагогическую цель и относится к естественным нормам учебного заведения, учитывая то, что результаты каждого учащегося должны быть как минимум средними.

Контроль — важный элемент практической деятельности педагога, который позволяет выявить недостатки и достоинства методов обучения, установить соответствие между планируемыми, реализуемыми и достигнутыми уровнями образования, оценить результаты обучающегося в изучаемой дисциплине, выявить эффективность деятельности всего педагогического состава, определить пробелы в знаниях, умениях и навыках обучающегося и многое другое.

 «Чтобы быть использованными с той или иной целью, результаты оценки должны иметь три качества: они должны быть “валидными” (четко соответствовать программам преподавания), жестко объективными и стабильными (т.е. не подверженными изменениям, независимыми от времени или от характера экзаменующего), “доступными” (т.е. время, научные силы и средства на их разработку и проведение должны быть доступны данному государству)».[1;16].

Контроль со стороны педагогов является важнейшим компонентом педагогической системы и неотъемлемой частью всего учебного процесса. Результатом же педагогического контроля является оценка успеваемости обучающихся. Оценка определяет соответствие деятельности обучающихся требованиям педагогической системы и всей системы образования.

Следует отметить, что проблема проверки и оценки знаний является многогранной и рассматривается исследователями в различных аспектах. Опубликовано множество работ, касающихся методов, функций, принципов проверки и оценки знаний.

«Большую группу представляют работы, в которых исследовались функции проверки и оценки знаний в учебном процессе, требования к формируемым знаниям, умениям, навыкам, методы контроля учащихся, виды учета знаний в традиционной системе обучения (М.И. Зарецкий, И.И. Кулибаба, И.Я. Лернер, Е.И. Перовский, С.И. Руновский, М.Н. Скаткин, В.П. Стрезикозин и др.). В опубликованных работах показаны контролирующие, обучающие и воспитывающие функции проверки и оценки знаний, раскрыта методика проведения письменного, устного, графического и практического контроля знаний, индивидуального, фронтального, тематического и итогового опроса, сформированы требования к качеству знаний школьников, к оценке их устных и письменных ответов по различным учебным предметам». [2; 23].

Теорией и практикой обучения установлены следующие педагогические требования к организации контроля за учебной деятельностью учащихся:

  • контроль должен иметь индивидуальный характер, то есть должен осуществляться для каждого обучающегося отдельно. Не допускается подмена результатов обучения отдельных учащихся итогами работы группы или класса;
  • регулярность контроля и его систематичность. Контроль должен осуществляться на всех этапах процесса обучения;
  • контроль должен быть всесторонним, должен охватывать все разделы учебной программы, должен обеспечивать проверку интеллектуальных и практических навыков и умений, а также теоретические знания обучающихся;
  • разнообразие форм контроля. Контроль должен выполнять обучающую, развивающую и воспитывающую функции, повышать интерес обучающихся к его проведению и его результатам;
  • объективность контроля, которая исключает преднамеренные, субъективные и ошибочные оценочные выводы и суждения педагога, которые основаны на предвзятом отношении к некоторым обучающимся или на недостаточном изучении их;
  • дифференцированный подход. Педагог должен учитывать индивидуальные качества учащихся – это требует от него педагогический такт и адекватную методику оценивания. Также нужно учитывать специфические особенности учебного предмета и каждого его раздела;
  • единство требований всех преподавателей, осуществляющих контроль, за учебной деятельностью в данной группе.

Соблюдение всех пунктов и требований может обеспечить надежность контроля и выполнение им своих задач в процессе обучения.

Анализ традиционных методов проверки показал, что система оценки качества образования не опирается на объективные методы педагогических измерений, поэтому “качество” трактуется сегодня достаточно произвольно, каждым педагогом разрабатывается своя система проверочных заданий. Цель измерения в педагогике – это получение численных эквивалентов уровней знаний. Измерителями являются средства и способы выявления по заранее заданным параметрам качественных и количественных характеристик достижения учащимися уровня учебной подготовки. К обучению в этих работах подходят с различных точек зрения, как к информационному процессу, выясняется возможность математической оценки получаемых результатов, обсуждается применение количественных критериев определения его эффективности.

Как пишет Белецкая В.И. в своем учебнике по педагогике: «все авторы сходятся на том, что прежде, чем оперировать теми или иными математическими понятиями и формулами, что является, в известной мере, техническим вопросом, сначала должна быть установлена специфика педагогических явлений, для чего нужно содержательно интерпретировать наблюдаемые явления, нужны содержательные критерии, которые могут быть получены педагогическим анализом. Подходя к процессу обучения как к сложному многоуровневому процессу, они склонны применять к нему различные варианты кибернетических методов и методов математической статистики. Количественная формулировка педагогических закономерностей, по их мнению, открывает новые возможности для контролирования педагогических гипотез, для обоснованного предсказания характера педагогических явлений, протекающих в различных условиях, и создания на этой основе нужных рекомендаций для полного и эффективного управления педагогическим процессом. Проблему эффективности обучения иногда отождествляют с проблемой успешности усвоения знаний, для чего разрабатываются новые для педагогики количественные методы». [3;20]

Можно сказать, что субъективность оценки знаний связана, в определенной мере, с недостаточной разработанностью методов контроля системы знаний. Часто оценка всей темы осуществляется путем проверки отдельных, иногда второстепенных частей, овладение которыми может не отражать усвоение  всего курса.

Последовательность задаваемых вопросов и их качество определяются каждым педагогом индивидуально, и не всегда наилучшим образом, поэтому неясно какое количество вопросов нежно задать обучающемуся для проверки усвоения им всей темы.

Каждый из применяемых методов и форм проверки имеет свои преимущества и недостатки, свои ограничения. Кроме того, к недостаткам существующей практики проверки и оценки знаний следует отнести стихийность, нерациональное использование методов и форм, отсутствие дидактической целенаправленности, игнорирование учителем характерных особенностей материала предмета и условий работы в классе, отсутствие систематичности в ее проведении.

Нельзя обойти стороной и роль психологических факторов, специальную и общую подготовку педагога, его личные качества, например, такие как принципиальность, ответственность. Все это влияет как на прямую, так и косвенно на результат проверки и оценки знаний. Личные качества педагога проявляются в характере преподавания, а значит, соответственно, и в процессе проверки и оценки знаний.

Следовательно, проблема исключения субъективности в оценке и проверке знаний требует более углубленного исследования.

Таким образом, проверка и оценка знаний обучающихся как форма педагогического контроля усвоения содержания образования зависит от многих объективных и субъективных факторов.

Список использованной литературы

  1. Антропова, М.В. Педагогика: Учебник [Текст] // М.В.  Антропова. –  М.: Просвещение, 2008. – 16 с.
  2. Апанасенко, Г.А. Педагогический контроль [Текст] // Г.А. Апанасенко. – М.: Педагогика, 2008. – № 4. – с. 23
  3. Белецкая, В.И. Педагогика: Учебник[Текст] // В.И.  Белецкая. –  М.: Просвещение, 2005. – 20 с.

Кузьмина, М.Ф. Педагогика: Учебник  [Текст] //  М.Ф.  Кузьмина. – М.: Педагогика, 2009. – 28 с.