Карачаево-Черкесский государственный университет имени У.Д. Алиева г. Карачаевск

Современный период развития общества характеризуется сильным влиянием на него компьютерных технологий, которые проникают во все сферы человеческой деятельности, обеспечивают распространение информационных потоков в обществе, образуя глобальное информационное пространство. Неотъемлемой и важной частью этих процессов является компьютеризация образования. В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение в мировое информационно-образовательное пространство. Этот процесс сопровождается существенными изменениями в педагогической теории и практике учебно-воспитательного процесса, связанными с внесением корректив в содержание технологий обучения, которые должны быть адекватны современным техническим возможностям, и способствовать гармоничному вхождению обучающихся в информационное общество. [8, 47 с.]

По мнению специалистов управления экономикой и образованием для реализации современных информационных технологий требуется:

– создать технологические условия, аппаратные и программные средства,

– телекоммуникационные системы, обеспечивающие достойное функционирование сферы производства;

– обеспечить индустриально-технологическую базу для производства в рамках международного разделения труда в национальных конкурентоспособных информационных технологий и ресурсов;

– подготовить квалифицированные кадры;

– реализовать комплексное внедрение информационных технологий в сферу образования, науки, культуры и др.

Под информационной технологией понимается процесс, использующий совокупность средств и методов сбора, обработки и передачи данных (первичной информации) для получения информации нового качества о состоянии объекта, процесса или явления (информационного продукта).

На сегодняшний день идет реформирование образования, вводится ФГОС нового поколения, образовательные учреждения разрабатывают новые направления деятельности для создания условий перехода на современные информационные технологии. Наиболее удобный способ включения образовательных учреждений в глобальную образовательную систему – создание условий для использования сети Интернет, которые  в большинстве своем реализуются.

К числу крупномасштабных инноваций, пришедших в российскую школу в последние десятилетия относится компьютеризация школьного образования. В настоящее время принято выделять следующие основные направления внедрения компьютерной техники в образование:

– использование компьютерной техники в качестве средства обучения, совершенствующего процесс преподавания, повышающего его качество и эффективность;

– использование компьютерных технологий в качестве инструментов обучения, познания себя и действительности;

– рассмотрение компьютера и других современных средств информационных технологий в качестве объектов изучения;

– использование средств новых информационных технологий в качестве средства творческого развития обучаемого;

– использование компьютерной техники в качестве средств автоматизации процессов контроля, коррекции, тестирования и психодиагностики;

– организация коммуникаций на основе использования средств информационных технологий с целью передачи и приобретения педагогического опыта, методической и учебной литературы;

– использование средств современных информационных технологий для организации интеллектуального досуга;

– интенсификация и совершенствование управления учебным заведением и учебным процессом на основе использования системы современных информационных технологий [10, 53 с.].

Возможности современной вычислительной техники в значительной степени адекватны организационно-педагогическим и методическим потребностям образовательного процесса. Большая часть возможностей компьютера может способствовать не только обеспечению первоначального становления личности обучающихся, но и выявлению, развитию у него способностей, формированию умений и желания учиться, созданию условий для усвоения в полном объеме знаний и умений.

Проникновение современных информационных технологий в сферу образования позволяет педагогам качественно изменить содержание, методы и организационные формы обучения. Целью этих технологий в образовании является усиление интеллектуальных возможностей учащихся в информационном обществе, индивидуализация, интенсификация процесса обучения и повышение качества обучения на всех ступенях образовательной системы. [10, 55 с.]

Обучающие программы способствуют максимальной активизации обучаемых, индивидуализируя их работу и предоставляя им возможность самим управлять своей познавательной деятельностью. Они являются лишь частью всей системы обучения, следовательно, должны быть связаны со всем учебным материалом, выполняя свои специфические функции и отвечая вытекающим из этого требованиям. Программы называются обучающими, потому что принцип их составления носит обучающий характер (с пояснениями, правилами, образцами выполнения заданий и т.п.).

При работе с обучающими программами необходимо учитывать психофизиологические закономерности восприятия информации. Очень важно создать положительный эмоциональный фактор, вызвать интерес к работе и поддерживать его во время выполнения заданий  – это необходимое условие успешности обучения.

В отдельную группу относят автоматизированные обучающие системы – электронные учебники, которые включают в себя дидактические, методические и информационно–справочные материалы по учебной дисциплине, а также программное обеспечение, которое позволяет комплексно использовать их для самостоятельного получения и контроля знаний.

Для того чтобы электронный учебник стал популярным, он должен быть универсальным, то есть одинаково пригодным как для самообразования, так и для стационарного обучения, полным по содержанию, высоко информативным, талантливо написанным и хорошо оформленным. Несмотря на то, что пользоваться бумажным учебником по сравнению с электронным более удобно, электронный учебник приобрел в последнее время большую популярность благодаря своим функциональным возможностям. [6, 59 с.]

Но педагогический процесс это не только обучение, но и формирование личности, а компьютер, к сожалению, этого не обеспечивает. Однако он способствует релаксации учащихся в процессе познавательной деятельности, что само по себе активизирует мышление, а следовательно, и усвоение изучаемого материала.

Однако, гораздо большие перспективы сулит не электронный учебник сам по себе, а объединение учебников с программами, контролирующими знания ученика, дополненное общением между преподавателем и учащимися в реальном времени. [4, 275 с.] В этом плане интернет предоставляет богатейшие возможности: от ставшей уже традиционной электронной почты до видеоконференций. На этой основе организуются в настоящее время дистанционное образование. [1, 136 с.] Во многих развитых странах дистанционное обучение широко используется и в ближайшем будущем постепенно более масштабно приживется в России.

Изучение психологических и социальных аспектов взаимодействия человека и компьютера, а также поиск эффективных методов применения информационных технологий приобретают в настоящее время особую актуальность. Применения компьютеров в повседневной жизни имеет как положительные, так и отрицательные стороны.

Среди психологических особенностей людей, имеющих многолетний контакт с компьютером, выделяют упорство, настойчивость в достижении целей, независимость, склонность к принятию решений на основании собственных критериев, пренебрежение социальными нормами, склонность к творческой деятельности, предпочтение процесса работы получению результата, а также интровертированность, погруженность в собственные переживания, холодность и неэмоциональность в общении, склонность к конфликтам, эгоцентризм, недостаток ответственности [2, 68 с.].

Однако, считается, что специалистами преувеличено число страдающих от компьютерной зависимости, а за проявлениями данного рода привязанностями нередко скрываются иные психические отклонения [3, 27 с.].  В настоящее время эта область глубоко исследуется, и говорить с уверенностью о положительных и отрицательных моментах еще рано.

                                              Литература

  1. Бершадский А. М; Кревский И. Г. Дистанционное обучение – форма или метод? // Дистанционное образование, М. – 2008.-  № 5.
  2. Васильева И.А., Осипова Е.М., Петрова Н.Н. Психологические аспекты применения информационных технологий // Вопросы психологии. – 2002. –  №3.
  3. Гуманитарные исследования в Интернете / Под ред. А.Е. Войскунского. – М.: Можайск-Терра, 2010.
  4. Дистанционное обучение: Учебное пособие для вузов / Под ред. Е. С. Полат. – М., 2008, 317с.
  5. Звонкин А.К., Ландо С.К., Семенов А.А., Шень А.Х. Алгоритмика. – М.:ПЭМ, 2013 – 374 с.
  6. Иванов В.Л. Электронный учебник: системы контроля знаний // Информатика и образование. – М. 2012.-  №2. – 247 с.
  7. Монахов В.М Концепция создания и внедрения новой информационной технологии обучения / Проектирование новых информационных технологий обучения. – М: Изд-во РГСУ.,2001.
  8. Носов Н.А. Психологические виртуальные реальности. – М.: Институт человека РАН, 1998.
  9. Педагогико–эргономические условия безопасного и эффективного использования средств вычислительной техники, информатизации и коммуникации в сфере общего среднего образования // Информатика и образование. – 2012. –   №1.