КЧГУ, г.Карачаевск

При современном развитии науки и техники, увеличивающемся объеме информации, которую необходимо довести до сведения учащихся, недостаточно использовать традиционные способы обучения, необходимо их совершенствование на основе новейших технологий. Одним из путей такого совершенствования является разработка концепций развития творческих способностей школьников на уроках русского языка с начальной ступени обучения ребенка в школе.

Средства развития творческих способностей используются практически на всех этапах обучения русскому языку:

– на этапе объяснения нового материала (представление информации);

– на этапе закрепления и формирования навыков (обучение учащихся тем или иным действиям);

– на этапе контроля за усвоением знаний и формированием умений (оценка результатов работы учащихся);

– на этапе систематизации, повторения, обобщения материала (выделение главного, наиболее важного в изучаемом материале).

Творческие (креативные) способности – это комплексные возможности школьника в совершении деятельности и действий, направленных на созидание им новых образовательных продуктов.

Формирование творческих способностей в процессе обучения является важной задачей по привитию учащимся практических навыков, технологического мастерства. Школьникам важно научиться вносить в работу элементы фантазии, возможное разнообразие своих творческих мыслей.

Для более активной мыслительной деятельности учащихся применяется один из различных методов обучения – беседа. При беседе ставятся вопросы для обсуждения предстоящей работы, уточняются и дополняются ответы учащихся. Часто в процесс е выполнения учащимися трудовых заданий применяется индивидуальное собеседование для выяснения степени осмысливания школьником к отдельных приемов работы, так и всего задания, или причины ошибок. Беседа может носить характер свободной дискуссии, развивает самостоятельность суждения творческого замысла.

Замысел является основой творчества, высшим уровнем человеческого сознания, преображающего мир; условием стимулирования и формирования творческих способностей у школьников, свободой сознательной деятельности.

Замысел наполняет всю работу в целом, так как продумывается весь путь к получению результата труда, цели труда: использование материалов, средств труда, последовательность операций и подготовка к работе. Подготовка – промежуточная форма работы, звено между замыслом и исполнением. Она включает в себя заготовку и подбор сырья, наладку инструментов, раскладку их на рабочем месте.

Исполнение – это венец, высшая форма работы, – представляет собой непосредственное изготовление изделия, завершает подготовку, реализует замысел. Подготовка сберегает время для исполнения, поэтому учащимся нужно прививать серьёзное отношение к подготовке, тогда будет успех в осуществлении замысла. Исключительную роль в достижении успеха при исполнении играет владение школьниками необходимыми умениями, навыками, привычными действиями, которые они получают в процессе практической или теоретической деятельности.

Для того, чтобы учащиеся сознательно усваивали знание и трудовые навыки, творчески, с полной отдачей сил использовали их в труде, чтобы у них формировались творческие способности, чтобы развивалась творческая личность, в процессе беседы для воплощения замысла в реальность следует при менять различные группы приемов: мотивационные, оказания помощи, стимулирующие.

К мотивационным приемам относятся такие приемы: постановка целей, показ практической значимости деятельности и результатов труда. Результаты труда можно увидеть и проанализировать на проводимых творческих выставках работ учащихся. За каждое выполненное изделие ученикам выставляется оценка, значит этой же оценкой можно оценить замысел и творческие способности учащихся.

Следующая группа приемов связана с выполнением учебного задания.

Иногда на занятиях встречаются ситуации, когда учащиеся по различным причинам затрудняются выполнить ту или иную работу. С этой целью используются приёмы оказания помощи. Все учащиеся имеют различный уровень сформированных знаний, навыков, умений, способностей.

Некоторых из них парализует мысль о том, что «все равно ничего не получится». К приёмам оказания помощи относятся: напоминание, конкретизация, постановка наводящих вопросов.

Приём напоминания применяется, если необходимые знания или способы действия не удерживаются в памяти учеников к моменту их использования, и допущенная в самом начале ошибка может повлиять на дальнейший ход работы.

Конкретизация обеспечивает правильное осознание учащимися задания. Она позволяет использовать примеры, представление о которых уже сформировалось у школьников.

Задания творческого характера на уроке русского языка в младшей школе предполагают вариативность решения задания. Они должны быть направлены на развитие интеллекта, психических функций, приемов и операций умственной деятельности. Творчество неотделимо от знаний и умений, которые получает младший школьник в учебном процессе, в связи с чем это понятие («творчество») связывается в педагогике с термином «способности».

Творческие упражнения организуются и проводятся по-разному, поскольку различен характер усваиваемых школьниками занятий, умений и навыков творческой, практической деятельности. Однако все видам творческих упражнений присущи общие этапы работы и дидактические приёмы их подготовки и проведения.В процессе школьного обучения русскому языку младших школьников значительное место занимают различные методы обработки и усвоение материала учебника. Среди них важнейшее место занимают пересказ и выучивание наизусть. Учитывая возрастание сложности познавательной деятельности, на первое место как наиболее лёгкое для учащихся следует поставить выучивание наизусть, затем —пересказ — как действие воспроизводяще-творческого характера, которому присущи меньшая освоенность текста, необходимость самостоятельного подбора лексики. На третье место следует поставить подготовку рассказа на заданную тему, по аналогии с прочитанным, как значительно более творческий метод освоения материала.Среди видов работ, связанных с творческим использованием материалов учебника, можно выделить такие группы:

Особое место в системе развития речи школьника занимает сочинение. Именно сочинение высшая форма проявления творческих способностей ребёнка. Сочинения могут быть нескольких видов: сочинения по началу (придумать развитие сюжета и концовку); сочинения, в которых, наоборот, дана концовка, необходимо придумать начало; сочинение из односложных слов; сочинения, слова которого начинались бы на одну и ту же букву; сочинения по картине; сочинения по заданной теме.

Чувства детей, как правило, раскрепощены. Они откровенно делятся своими переживаниями. Но добиться отклика в душе ребёнка – это полдела. Вторая и основная задача научить школьника ярко, красочно рассказывать о переживаемом.

Сочинение по картине в начальной школе – одно из эффективных средств развития речи младших школьников, раскрытия творческих возможностей каждого ученика. Знакомство с полотнами известных художников обогащает знания детей об окружающей действительности, помогает развитию у них мышления, воображения, эстетического вкуса.

Таким образом, модернизация образования поставила перед современной школой задачу воспитания грамотного, творчески мыслящего поколения.