КЧГУ

Ранее в достаточной мере была исследована проблема педагогического общения и взаимодействия между участниками учебного процесса, и установлено, что эффективно организованное взаимодействие учителя и ученика в индивидуальном режиме, взаимодействие учителя с группой учащихся, взаимодействие учащихся между собой внутри учебной группы положительно влияет на качество образовательного процесса. На уроке с применением средств ИКТ спектр взаимодействий в значительной мере расширяется, что даёт дополнительный ресурс для повышения качества обучения. Это характерно для компьютерных уроков в целом и, в особенности, для компьютерного урока информатики.

Для использования средств ИКТ в развитии взаимодействия важно понимать, какие особенности проявляются в организации компьютерных уроков информатики по сравнению с компьютерными уроками по другим школьным дисциплинам, и как учитель может их использовать для повышения эффективности учебного процесса.

  1. Использование компьютера как своеобразного участника общения.

Например, диалог ученика и компьютера при работе с обучающей

программой на уроках информатики (каждая подсказка компьютера — соответствующая реакция, реплика партнера по общению).

  1. Использование дидактических возможностей средств ИКТ для реализации принципов индивидуализации и дифференциации

Например, на уроках информатики при составлении инструкции одним учащимся задание может быть сформулировано как – «Создайте папку на рабочем столе и назовите её вашим именем и фамилией» – и школьники сами определяют способ выполнения соответствующего действия; а другим ученикам указать возможные способы, перечислив их — «воспользуйтесь помощью проводника; с помощью контекстного меню (при нажатии правой кнопки мыши)».

  1. Использование компьютера для диагностики и контроля

На уроках информатики такая характеристика может быть реализована как через компьютерные тесты, так и с помощью организации самостоятельной работы по решению задач, так и при непосредственном общении учителя с учеником.

В силу того, что компьютер на уроке информатики – это не только средство обучения, но и объект изучения, появляется ряд особенных характеристик, которые можно и нужно учитывать при организации взаимодействия участников образовательного процесса на уроке информатики.

Как уже отмечалось, на компьютерном уроке ученики работают с различными информационными объектами (статическими или динамическими, информационно-поисковыми системами, компьютерными программами). Однако в процессе практико-преобразовательской деятельности за компьютером на уроке информатики ученик не только и не столько тестирует данные, подбирает коэффициенты для построения модели, строит графики и т. д., а он активно преобразует информационный объект (программу, информационную среду), обладающий сложной структурой и требующий для обработки определённых теоретических знаний. Как правило, необходимый минимум начальных теоретических знаний в этом случае сообщает учитель, а последующая работа ученика за компьютером организуется в виде эксперимента.

Таким образом, по результатам экспериментальной работы за компьютером ученики формулируют определённые выводы, которые затем обсуждаются совместно с учителем и по необходимости фиксируются в тетради. Зафиксированные в виде выводов результаты эксперимента и представляют собой новое приобретённое теоретическое знание. Новая теория применяется, проверяется, закрепляется в ходе решения задач. Следующим этапом работы можно отметить получение при решении задач некоторого противоречия. Это влечёт за собой необходимость проведения следующего эксперимента, получение нового теоретического знания (или дополнение старого) в виде сформулированных выводов, закрепление его в ходе решения задач и т. д.

Результатом выстроенного таким образом процесса обучения является получение (усвоение, принятие) учеником фундаментального теоретического знания (в рассмотренном примере – это идея последовательного поиска, которая имеет широкое применение в различных областях человеческой деятельности) в ходе активной практико-преобразовательской деятельности.

На компьютерных уроках по другим школьным дисциплинам практическая деятельность чаще всего направлена на работу с готовой моделью, на подтверждение или применение уже полученного ранее теоретического знания. Компьютер в большинстве случаев используется как средство наглядности и визуализации различных моделей, как «умная вычислительная машина».

В общем случае взаимодействие в системе «учитель – компьютер — ученик» на компьютерном уроке физики, химии, биологии и т.д. можно представить следующей последовательностью направлений деятельности:

  • учитель, используя учебники, справочники, и др. дидактические материалы подбирает задачи с наборами данных к занятию, разрабатывает или находит готовое соответствующее программное средство;
  • учитель формулирует проблему, ссылаясь уже на знакомые теоретические знания; ставит перед учеником проблемные задачи для решения их с помощью выбранной программы, информационной среды; проверяет и оценивает результаты практической деятельности ученика;
  • ученик с помощью учителя разбирается в назначении и особенностях работы предложенного программного продукта и показывает получившийся результат;
  • ученик использует дидактические материалы для получения (дополнения) теоретических знаний, подбора данных для работы с информационным средством;
  • ученик вводит некоторые наборы данных, проверяя уже известные теоретические сведения с помощью предложенного программного продукта;
  • ученик получает числовые, графические, табличные и т.д. представления результатов работы информационного средства, которые подтверждают теорию или противоречат.

Получается, что при организации компьютерных уроков по физике, химии и т. д. в качестве справки чаще всего используются дидактические материалы уже содержащие фундаментальные теоретические знания. В ходе практической деятельности ученик использует эти материалы для эксперимента с готовой моделью, для выбора контрольных данных, для проверки работы программного средства. Кроме того, работа с компьютерной справкой используется редко, так как учитель предлагает ученику либо уже готовую, правильную программу, либо известную школьнику с уроков информатики информационную среду. Например, оформить презентацию по теме, с помощью текстового редактора сделать отчёт по лабораторной работе, выполнить вычисления в электронных таблицах и т. д.

Обратимся теперь к организации работы на компьютерном уроке информатики. Рассмотренная выше схема направлений взаимодействий преобразуется в данном случае следующим образом.

  • учитель, используя учебники, справочники, и др. дидактические материалы подбирает стартовый материал для проблемной ситуации и последующего эксперимента; разрабатывает систему задач разной сложности и подбирает контрольные наборы данных;
  • учитель вовлекает ученика в проблемную ситуацию, сообщая ему необходимую для проведения эксперимента информацию; осуществляет индивидуальное воздействие и помощь ученику в целях его развития;
  • ученик обращается за помощью, советом к учителю; выдвигает идеи, предложения, активно участвует в учебном диалоге;
  • записи в тетради, печатные справочные материалы используются на всех стадиях работы – от выдвижения гипотезы до тестирования программного продукта. Они не содержат готового теоретического знания, а предоставляют возможности для манипулирования информационным объектом, его преобразования;
  • ученик, реализуя алгоритм на компьютере, становится активным участником диалога с ним во время запуска и отладки программы, тестирования результатов. На данном уровне взаимодействия неоценимую помощь ученику оказывает работа с компьютерной справкой;
  • учитель совместно с учеником (с группой) участвует в общении с компьютером во время обнаружения ошибки, неточности алгоритма;
  • данные из дидактических материалов используются во время работы за компьютером, и обратно, сведения, полученные во время практико- преобразовательской деятельности на компьютере в виде выводов, оформляются в тетради и служат справочным материалом в последующей работе;
  • ученики по результатам компьютерного эксперимента, после обсуждения друг с другом, с учителем оформляют в тетради выводы – новое теоретическое знание, тем самым учитель и ученик создают свои справочные материалы.

Очевидно, что увеличилось количество и интенсивность направлений информационных потоков в образовательном процессе по сравнению с компьютерным уроком по другой дисциплине.

Таким образом, на компьютерном уроке информатики не только используются готовые дидактические материалы, но и появляется больше возможностей для создания по результатам практико-преобразовательской деятельности над информационными объектами своих справочных источников (см. пример 1). В то же время и сама преобразовательская деятельность за компьютером (исправления при получении сведения об ошибке, напоминания о «горячих» клавишах, изучение функциональных возможностях нового информационного средства и т. д.) сопровождается активным использованием компьютерной справки.

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:

  1. Абасов. 3. Диалог в учебном процессе / Народное образование. – 1993.- №9/10. – с. 43-45.
  2. Кинелев, В. Г. Контуры системы образования XXI века / В. Г. Кинелев // Образование и информатика. – 2000. – №5. – С. 2-8.
  3. Материалы МО РФ по модернизации образования [Электронный ресурс] – http://www.informika.ru/

 

Научный руководитель: доц. Айбазова А.К.