ФГБОУ ВО «Карачаево-Черкесский государственный университет им. У.Д. Алиева», г.Карачаевск, РФ

Е-mail: erkenova.kalina@mail.ru

 

 

В современных теоретических и практико-ориентированных исследованиях существует несколько подходов к проблеме оценки качества программных средств учебного назначения:

критериальная оценка их методической пригодности, основывающаяся на использовании критериев оценки качества;

экспериментальная проверка педагогической целесообразности их использования, основанная на практической апробации применения в процессе обучения в течение определенного периода;

экспертная оценка качества, основанная на компетентном мнении экспертов, знающих данную область и имеющих научно–практический потенциал для принятия решения;

комплексная оценка качества, интегрирующая все или некоторые из вышеперечисленных подходов.

Отечественный и зарубежный опыт оценки качества ПС учебного назначения убеждает в целесообразности проведения экспертной оценки психолого-педагогического и программно–технического качества ПС, используемых в учебных целях. При этом экспертиза программных средств учебного назначения состоит в утверждении компетентного мнения большинства экспертов, знающих данную область и имеющих научно-практический потенциал для принятия решения. По мнению ряда авторов, при осуществлении экспертной оценки психолого-педагогического и программно- технического качества ПС целесообразно использование оценочных тестов или оценочных листов, заполняемых экспертами. Представленный ниже “Оценочный лист качества программного средства учебного назначения” служит для формирования резюме о пригодности или непригодности применения ПС в процессе обучения на основе ответов эксперта. В перспективе содержание “Оценочного листа качества программного средства учебного назначения” может быть положено в основу программной реализации экспертной системы оценки качества программного средства, учебного назначения. Вместе с тем экспертная оценка качества программных средств учебного назначения не дает гарантий от ошибок и возникновения противоречий во мнениях разных экспертов. Сравнение преимуществ использования ПС с традиционными средствами обучения, выбор лучшего ПС данного типа из нескольких предложенных зачастую не могут быть решены однозначно. Вообще вряд ли можно однозначно утверждать, что использование ПС должно обеспечивать программу традиционного учебного курса и соответствовать традиционным целям обучения. Тем более что сама по себе работа с ПС предполагает нетрадиционные подходы к обучению, сокращает время на изучение учебного материала, обучает различным методам самостоятельной обработки информации, поиску учебной информации, инициирует формирование экспериментально-исследовательских умений и навыков, способствует развитию определенных типов мышления.

В связи с вышеизложенным мы предлагаем экспертно-аналитическую оценку психолого-педагогического и программно-технического качества ПС учебного назначения и целесообразности его использования в процессе обучения, основанную па трехэтапной деятельности эксперта (анализ, экспертиза, формирование рекомендаций по доработке) с последующей апробацией исследуемого ПС в учебном процессе (возможны циклы).

Экспертно-аналитическая деятельность по оценке психолого – педагогического и программно-технического качества ПС учебного назначения и целесообразности его использования в процессе обучения предполагает осуществление определенных этапов работ. Перечислим их.

Анализ программного средства учебного назначения с сопроводительными учебно-методическими и инструктивными материалами предполагает:

– поиск аналогов исследуемого ПС учебного назначения;

– анализ на адекватность психолого – педагогическим и программно – техническим требованиям к ППС;

– анализ на педагогическую целесообразность использования ПМО.

Используемыми при этом средствами являются:

– фонд ПС учебного назначения;

– база данных аннотированных каталогов ПС учебного назначения;

– методические рекомендации но проведению экспертизы ПС учебного назначения.

В заключении отметим что, комплексная оценка качества интегрирует все или некоторые из вышеперечисленных подходов. Например, в ходе проведения экспертной оценки может быть предложено не только заполнение оценочных листов, но и оценка (критериальная) эффективности его применения в учебном процессе.

Список использованной литературы:

  1. Роберт И. В., Поляков В. А. Основные направления научных исследований в области информатизации професси­онального образования. — М.: Образование и Информатика, 2004. — 68 с.
  2. Рудинский И. Д. Основы формально-структурного моделирования систем обучения и автоматизации педагогиче­ского тестирования знаний. — М.: Горячая линия — Телеком, 2004. — 204 с.
  3. С. В. Панюкова, Рабочая тетрадь по дисциплине «Использование совре­менных информационных и коммуникационных технологий в учебном процессе»: учебно-методическое пособие — Рязань: РГПУ, 2004. — 50 с.

© К.Б. Эркенова, 2018г.

 

Научный руководитель: Уртенова А.У.