Карачаево-Черкесский государственный университет
В центре любого образовательного процесса стоит ученик, которого учитель ведет к знаниям, и чем раньше ученик придет к мысли, что учится он потому, что ему интересно, тем радостнее и плодотворнее будет этот путь. Помочь учителю в решении этой непростой задачи как раз и призвано использование в процессе обучения возможностей интерактивной доски [1].
Учебник, доска, мел, карточки с заданиями и бумажные плакаты были хороши вчера. В Федеральном законе «Об образовании» говорится: «Современная школа, призванная обеспечить доступность качественного образования обучающихся с учетом их возможностей, интересов и склонностей; расширить активность социализации личности, обязана пересмотреть методический инструментарий в целом. Новые информационные технологии, безусловно, играют в этом смысле положительную роль» [2].
Что такое интерактивная доска?
Ключевой вопрос, от понимания которого зависит многое, в том числе и принципиальное наличие у человека стремления получить доступ к этому устройству и научиться работать с ним.
Попытаемся разобраться в проблемах, связанных с использованием интерактивной доски в образовательном процессе.
- Следует понимать, что интерактивная доска (ИД), во всяком случае, в том виде, в котором она сегодня появляется в школах – не есть какое-то самостоятельное устройство. Это просто одно из внешних устройств, присоединяемых к компьютеру (разными способами) и без компьютера она работать не будет. Ну, разве что можно будет ее использовать, как обычную белую доску, на которой можно писать маркерами.
- Можно рассматривать это внешнее устройство, как большой дополнительный монитор, на котором отображается то же, что и на экране маленького монитора, на который мы смотрим, работая с компьютером.
- Для того, чтобы изображение выводилось на ИД, необходимо наличие проектора (как если бы Вы выводили изображение на обычный экран). БЕЗ проектора она работать не будет.
- И, наконец, самое важное. Находясь у интерактивной доски, учитель или ученики смогут управлять компьютером и разными приложениями (в том числе и специальными, предназначенными именно для ИД) на расстоянии, пользуясь специальным электронным маркером (или даже просто пальцем), как компьютерной мышью. Можно при помощи этих же маркеров писать и рисовать на поверхности ИД «поверх любого изображения», причем все, что написали и нарисовали, может быть сохранено на компьютере в виде файлов различного вида.
Иными словами, имея доступ к интерактивной доске мы получаем «три в одном».
Во-первых, демонстрационный экран, на который можно вывести проектором в качестве «основы» все, что угодно. «поверх» этой основы можно рисовать и писать, как на обычной доске, специальным электронным маркером, в некоторых случаях – даже пальцем. Все написанное и нарисованное затем можно сохранить в виде файла на компьютере.
Во-вторых, демонстрационный экран, являющийся удаленным пультом управления компьютером и любых приложений, запущенных на нем.
В-третьих, (самое главное!) – мощный интерактивный инструмент, позволяющий работать непосредственно на ид с заранее подготовленным визуальным рядом информации.
Все перечисленное, конечно, далеко не полным образом раскрывает возможности интерактивной доски, однако дает достаточное представление об этом замечательном устройстве и позволяет сделать для себя некоторые выводы. Каждая такая отдельная «сущность» доски предоставляет учителю широкое поле деятельности и предполагает применение отдельных методов и технических приемов.
Интерактивная доска любой модели сопровождается диском с программным обеспечением и подробной инструкцией по его установке, как правило, на русском языке. Приемы работы с программным обеспечением для различных досок, к сожалению, различны (хотя есть некоторые общие черты). Например, есть доски, посвященные технологии работы с интерактивной доской TRIUMPH BOARD. Вместе с данным продуктом предоставляются программное обеспечение Comenius MULTI Touch Lite, TB Comenius MULTI Touch 5, Easiteach Next Generation, MyScript Stylus 3.2.
Рассмотрим приемы включения интерактивной доски в урок.
Как наилучшим образом использовать ИД в образовательном процессе? Какие программы нужно установить и нужно ли что-то еще устанавливать? Как с помощью этих программ готовить материалы к урокам? К сожалению, до всех этих вещей учитель сегодня должен доходить самостоятельно, т.к. сколько-нибудь стройная и отработанная система подготовки квалифицированных пользователей ИД пока отсутствует. И это на сегодняшний день – одна из существенных проблем.
Решение обозначенной выше проблемы возможно через просмотр в сети интернет мастер-класса по некоторым приемам включения интерактивной доски в урок, а так же ознакомления с инструментами программы TRIUMPH BOARD и технологией создания собственных интерактивных уроков.
Первое, что хотелось бы отметить, сейчас ведется множество разработок программно-методических комплексов и мультимедийных учебных пособий для интерактивных досок по различным школьным предметам. Обычно в состав таких программно-методических комплексов входят следующие электронные и полиграфические компоненты:
- интегрированные интерактивные ресурсы, содержащие 3d-модели, видеофрагменты, красочные рисунки, уникальные фотоматериалы, таблицы, схемы и т.д., снабженные специальным функционалом;
- виртуальные лаборатории и творческие среды;
- интерактивные материалы для закрепления знаний и тестирования;
- интерактивные тренажеры и конструкторы;
- игровые модули и творческие задания;
- цифровые раздаточные материалы.
Многие школы получили электронные учебники для 1-4 классов по русскому языку, математике, литературному чтению, окружающему миру, (показать электронные учебники).
Более подробно познакомиться с тематикой и особенностями программ можно на сайтах их разработчиков. Приведем несколько таких сайтов:
- inteltech.org – Фонд «Институт интеллектуальных технологий»
- nd.ru – компания «Новый диск»
- physicon.ru – компания «ФИЗИКОН»
Но основным недостатком всех этих чудесных программных продуктов является их высокая стоимость (порядка нескольких тысяч и даже десятков тысяч). Это делает данные продукты недосягаемыми для большинства школ, не говоря уже о приобретении программы учителем лично.
Выходом из такой ситуации может служить разработка собственных интерактивных материалов к урокам. Поэтому особо хотелось бы остановиться на технологии использования программы EasiTeach Next Generation, которая поставляется с интерактивной доской TRIUMPH BOARD, для создания таких материалов. Конечно, основным программным обеспечением интерактивной доски является TB Comenius MULTI Touch Lite, который тоже можно использовать для выполнения разных заданий., таких как: вставить пропущенные буквы, исправить ошибки, дописать слова.
При подготовке уроков с использованием интерактивной доски можно воспользоваться следующим алгоритмом:
- заранее определить тему использования доски в тематическом планировании;
- определить цели и задачи урока и его тип;
- продумать этапы, на которых необходимы инструменты интерактивной доски;
- согласовать режим работы мультимедийного кабинета с педагогами, которые планируют мультимедийные уроки (с учетом нагрузки по классам);
- заранее подготовить учащихся к восприятию урока с использованием инструментов интерактивной доски;
- подбор электронных изданий;
- конструирование своего урока на основании электронных изданий или создание урока с помощью инструментов интерактивной доски.
- условно можно выделить два основных процесса на любом уроке: приобретение знаний и демонстрация этих знаний (при их закреплении, повторении, применении и проверке).
Для реализации этих процессов предлагается использовать возможности интерактивной доски.
Например, при получении знаний такие:
- заметки во время демонстрации презентаций, видео, текстовых документов, мультимедиа;
- постановка проблемных вопросов и выдвижение гипотез;
- создание учебного фильма с помощью видеозаписи экрана.
При закреплении, применении и проверке знаний такие типы заданий:
- с закрытым ответом (выбор) с организацией мгновенной проверки;
- с открытым ответом.
- Вставить пропущенные слова
- Закончить фразу
- Кроссворд, сканворд
- на соответствие;
- на классификацию;
- на установление последовательности;
- на конструирование («пазлы»).
Перейдем к практической реализации этих идей.
Покажем приемы использования интерактивной доски на примере уроков в начальных классах.
Итак, прежде чем вообще что-либо разрабатывать и работать с интерактивной доской, необходимо ее настроить. Первое, что нужно сделать – это калибровка пера. Калибровка выполняется при несовпадении положений электронного пера и курсора на экране.
Чтобы откалибровать электронное перо и соответствующую ему позицию на экране следует нажать электронным пером на символе в правом верхнем углу, перпендикулярно к экрану. Красный мигающий символ превратится в зеленый. Повторять эти действия необходимо для каждого символа, обходя их против часовой стрелки. При выполнении калибровки для символа в середине экрана процесс калибровки завершается. При сбоях и ошибках во время выполнения калибровки следует повторить процесс.
При первом открытии ПО RM EasiTeach Next Generation мы можем выбрать одно из четырех действий, это:
– создание нового документа
– недавно открытые документы,
– центр загрузок,
– видео учебники (если ноутбук подключен к интернету), где можно узнать все секреты работы с данным программным обеспечением.
Но нас интересует создание нового документа. Принцип работы почти такой же, как и в Power Point. С правой стороны окна вы увидите, что есть небольшая кнопочка для запуска или скрытия боковой панели.
В боковой панели можно создавать новые страницы, можно их удалять и редактировать, добавляя фон. В качестве фонового рисунка можно поставить «тетрадочку» в клетку и в линейку, даже «тетрадочку» в узкую линию для чистописания.
В нижней части окна – панель инструментов ПО RM EasiTeach Next Generation:
– средства рисования;
– средства работы с текстом;
– специальные эффекты;
– банк виджетов;
– банк ресурсов мультимедиа;
– стрелочка – выбор режима.
Таким образом, использование интерактивной доски на уроках положительно влияет на мотивацию обучения, творческую активность учащихся, а значит, повышает и качество знаний детей. Все ученики, без исключения, на каждом уроке желают работать у доски и выполнять самые трудные задания. Удерживать внимание детей, воспитывать интерес к предмету помогает техника XXI века – интерактивная доска.
Список использованной литературы:
- Бормотова А.В., Прыгункова М.В. Применение интерактивной доски Smart Boad на разных этапах урока с целью развития образовательного пространства (из опыта работы)// Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2017.-Т.5. – С.24-28.
- Федеральный закон «Об образовании» от 29 декабря 2012 года №273-ФЗ.
Свежие комментарии