Карачаево-Черкесский государственный университет

 

В центре любого образовательного процесса стоит ученик, которого учитель ведет к знаниям, и чем раньше ученик придет к мысли, что учится он потому, что ему интересно, тем радостнее и плодотворнее будет этот путь. Помочь учителю в решении этой непростой задачи как раз и призвано использование в процессе обучения возможностей интерактивной доски [1].

Учебник, доска, мел, карточки с заданиями и бумажные плакаты были хороши вчера. В Федеральном законе «Об образовании» говорится: «Современная школа, призванная обеспечить доступность качественного образования обучающихся с учетом их возможностей, интересов и склонностей; расширить активность социализации личности, обязана пересмотреть методический инструментарий в целом. Новые информационные технологии, безусловно, играют в этом смысле положительную роль» [2].

Что такое интерактивная доска?

Ключевой вопрос, от понимания которого зависит многое, в том числе и принципиальное наличие у человека стремления получить доступ к этому устройству и научиться работать с ним.

Попытаемся разобраться в проблемах, связанных с использованием интерактивной доски в образовательном процессе.

  1. Следует понимать, что интерактивная доска (ИД), во всяком случае, в том виде, в котором она сегодня появляется в школах – не есть какое-то самостоятельное устройство. Это просто одно из внешних устройств, присоединяемых к компьютеру (разными способами) и без компьютера она работать не будет. Ну, разве что можно будет ее использовать, как обычную белую доску, на которой можно писать маркерами.
  2. Можно рассматривать это внешнее устройство, как большой дополнительный монитор, на котором отображается то же, что и на экране маленького монитора, на который мы смотрим, работая с компьютером.
  3. Для того, чтобы изображение выводилось на ИД, необходимо наличие проектора (как если бы Вы выводили изображение на обычный экран). БЕЗ проектора она работать не будет.
  4. И, наконец, самое важное. Находясь у интерактивной доски, учитель или ученики смогут управлять компьютером и разными приложениями (в том числе и специальными, предназначенными именно для ИД) на расстоянии, пользуясь специальным электронным маркером (или даже просто пальцем), как компьютерной мышью. Можно при помощи этих же маркеров писать и рисовать на поверхности ИД «поверх любого изображения», причем все, что написали и нарисовали, может быть сохранено на компьютере в виде файлов различного вида.

Иными словами, имея доступ к интерактивной доске мы получаем «три в одном».

Во-первых, демонстрационный экран, на который можно вывести проектором в качестве «основы» все, что угодно. «поверх» этой основы можно рисовать и писать, как на обычной доске, специальным электронным маркером, в некоторых случаях – даже пальцем. Все написанное и нарисованное затем можно сохранить в виде файла на компьютере.

Во-вторых, демонстрационный экран, являющийся удаленным пультом управления компьютером и любых приложений, запущенных на нем.

В-третьих, (самое главное!) – мощный интерактивный инструмент, позволяющий работать непосредственно на ид с заранее подготовленным визуальным рядом информации.

Все перечисленное, конечно, далеко не полным образом раскрывает возможности интерактивной доски, однако дает достаточное представление об этом замечательном устройстве и позволяет сделать для себя некоторые выводы. Каждая такая отдельная «сущность» доски предоставляет учителю широкое поле деятельности и предполагает применение отдельных методов и технических приемов.

Интерактивная доска любой модели сопровождается диском с программным обеспечением и подробной инструкцией по его установке, как правило, на русском языке. Приемы работы с программным обеспечением для различных досок, к сожалению, различны (хотя есть некоторые общие черты). Например, есть доски, посвященные технологии работы с интерактивной доской TRIUMPH BOARD. Вместе с данным продуктом предоставляются программное обеспечение Comenius MULTI Touch Lite, TB Comenius MULTI Touch 5, Easiteach Next Generation, MyScript Stylus 3.2.

Рассмотрим приемы включения интерактивной доски в урок.

Как наилучшим образом использовать ИД в образовательном процессе? Какие программы нужно установить и нужно ли что-то еще устанавливать? Как с помощью этих программ готовить материалы к урокам? К сожалению, до всех этих вещей учитель сегодня должен доходить самостоятельно, т.к. сколько-нибудь стройная и отработанная система подготовки квалифицированных пользователей ИД пока отсутствует. И это на сегодняшний день – одна из существенных проблем.

Решение обозначенной выше проблемы возможно через просмотр  в сети интернет мастер-класса по некоторым приемам включения интерактивной доски в урок, а так же ознакомления с инструментами программы TRIUMPH BOARD и технологией создания собственных интерактивных уроков.

Первое, что хотелось бы отметить, сейчас ведется множество разработок программно-методических комплексов и мультимедийных учебных пособий для интерактивных досок по различным школьным предметам. Обычно в состав таких программно-методических комплексов входят следующие электронные и полиграфические компоненты:

  • интегрированные интерактивные ресурсы, содержащие 3d-модели, видеофрагменты, красочные рисунки, уникальные фотоматериалы, таблицы, схемы и т.д., снабженные специальным функционалом;
  • виртуальные лаборатории и творческие среды;
  • интерактивные материалы для закрепления знаний и тестирования;
  • интерактивные тренажеры и конструкторы;
  • игровые модули и творческие задания;
  • цифровые раздаточные материалы.

Многие школы получили электронные учебники для 1-4 классов по русскому языку, математике, литературному чтению, окружающему миру, (показать электронные учебники).

Более подробно познакомиться с тематикой и особенностями программ можно на сайтах их разработчиков. Приведем несколько таких сайтов:

  • inteltech.org – Фонд «Институт интеллектуальных технологий»
  • nd.ru – компания «Новый диск»
  • physicon.ru – компания «ФИЗИКОН»

Но основным недостатком всех этих чудесных программных продуктов является их высокая стоимость (порядка нескольких тысяч и даже десятков тысяч). Это делает данные продукты недосягаемыми для большинства школ, не говоря уже о приобретении программы учителем лично.

Выходом из такой ситуации может служить разработка собственных интерактивных материалов к урокам. Поэтому особо хотелось бы остановиться на технологии использования программы EasiTeach Next Generation, которая поставляется с интерактивной доской TRIUMPH BOARD, для создания таких материалов. Конечно, основным программным обеспечением интерактивной доски является TB Comenius MULTI Touch Lite, который тоже можно использовать для выполнения разных заданий., таких как: вставить пропущенные буквы, исправить ошибки, дописать слова.

При подготовке уроков с использованием интерактивной доски можно воспользоваться следующим алгоритмом:

  • заранее определить тему использования доски в тематическом планировании;
  • определить цели и задачи урока и его тип;
  • продумать этапы, на которых необходимы инструменты интерактивной доски;
  • согласовать режим работы мультимедийного кабинета с педагогами, которые планируют мультимедийные уроки (с учетом нагрузки по классам);
  • заранее подготовить учащихся к восприятию урока с использованием инструментов интерактивной доски;
  • подбор электронных изданий;
  • конструирование своего урока на основании электронных изданий или создание урока с помощью инструментов интерактивной доски.
  • условно можно выделить два основных процесса на любом уроке: приобретение знаний и демонстрация этих знаний (при их закреплении, повторении, применении и проверке).

Для реализации этих процессов предлагается использовать возможности интерактивной доски.

Например, при получении знаний такие:

  • заметки во время демонстрации презентаций, видео, текстовых документов, мультимедиа;
  • постановка проблемных вопросов и выдвижение гипотез;
  • создание учебного фильма с помощью видеозаписи экрана.

При закреплении, применении и проверке знаний такие типы заданий:

  • с закрытым ответом (выбор) с организацией мгновенной проверки;
  • с открытым ответом.
  • Вставить пропущенные слова
  • Закончить фразу
  • Кроссворд, сканворд
  • на соответствие;
  • на классификацию;
  • на установление последовательности;
  • на конструирование («пазлы»).

Перейдем к практической реализации этих идей.

Покажем приемы использования интерактивной доски на примере уроков в начальных классах.

Итак, прежде чем вообще что-либо разрабатывать и работать с интерактивной доской, необходимо ее настроить. Первое, что нужно сделать – это калибровка пера. Калибровка выполняется при несовпадении положений электронного пера и курсора на экране.

Чтобы откалибровать электронное перо и соответствующую ему позицию на экране следует нажать электронным пером на символе в правом верхнем углу, перпендикулярно к экрану. Красный мигающий символ превратится в зеленый. Повторять эти действия необходимо для каждого символа, обходя их против часовой стрелки. При выполнении калибровки для символа в середине экрана процесс калибровки завершается. При сбоях и ошибках во время выполнения калибровки следует повторить процесс.

При первом открытии ПО RM EasiTeach Next Generation мы можем выбрать одно из четырех действий, это:

– создание нового документа

– недавно открытые документы,

– центр загрузок,

– видео учебники (если ноутбук подключен к интернету), где можно узнать все секреты работы с данным программным обеспечением.

Но нас интересует создание нового документа. Принцип работы почти такой же, как и в Power Point. С правой стороны окна вы увидите, что есть небольшая кнопочка для запуска или скрытия боковой панели.

В боковой панели можно создавать новые страницы, можно их удалять и редактировать, добавляя фон. В качестве фонового рисунка можно поставить «тетрадочку» в клетку и в линейку, даже «тетрадочку» в узкую линию для чистописания.

В нижней части окна – панель инструментов ПО RM EasiTeach Next Generation:

– средства рисования;

– средства работы с текстом;

– специальные эффекты;

– банк виджетов;

– банк ресурсов мультимедиа;

– стрелочка – выбор режима.

Таким образом, использование интерактивной доски на уроках положительно влияет на мотивацию обучения, творческую активность учащихся, а значит, повышает и качество знаний детей. Все ученики, без исключения, на каждом уроке желают работать у доски и выполнять самые трудные задания. Удерживать внимание детей, воспитывать интерес к предмету помогает техника XXI века – интерактивная доска.

 

Список использованной литературы:

  1. Бормотова А.В., Прыгункова М.В. Применение интерактивной доски Smart Boad на разных этапах урока с целью развития образовательного пространства (из опыта работы)// Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2017.-Т.5. – С.24-28.
  2. Федеральный закон «Об образовании» от 29 декабря 2012 года №273-ФЗ.