Сказкотерапия, где используется психологическая, терапевтическая, развивающая работа. Сказку может рассказывать и взрослый, и это может быть групповое рассказывание, где рассказчиками может быть и группа детей.

Игротерапия – занятия могут быть организованы не заметно для ребенка, посредством включения педагога в процесс игровой деятельности. Игра – это наиболее естественная форма жизнедеятельности ребенка. В процессе игры формируется активное взаимодействие ребенка с окружающим миром, развиваются его интеллектуальные, эмоционально-волевые, нравственные качества, формируется его личность в целом.

Например, игры и игровые упражнения, направленные на:

– развитие умений невербального общения: «Угадай-ка», «Любимый сказочный герой»;

– развитие чувства близости с другими детьми: «Ласковое имя», «Комплименты»;

– развитие умений, направленных на распознавание чувств других людей: «Море волнуется»:

– гармонизацию осознания своего имени, фамилии: «Как можно нас назвать по-разному», «Угадай, кто это?»;

– развитие умения соблюдать дистанцию в общении: «Стоящие и сидящие»;

– развитие умения понимать настроение окружающих: «Что можно сделать для друга»;

– регулирование своего поведения: «Выдержанный человек»;

– проявление чувства милосердия, сострадания к другим людям: «Солнышко милосердия», «Добрый лесник»,

– обсуждение и проигрывание ситуаций, направленных на практическое применение навыков культурного поведения в игре, на занятиях, в общественных местах, на умение выражать сопереживание и сочувствие взрослым и сверстникам.

Психогимнастика – включает в себя ритмику, пантомиму, игры на снятие напряжения, развитие эмоционально-личностной сферы. Игры «Мое настроение», «Веселый – грустный».

Этюды и упражнения, направленные на:

– на воспитание гуманных и доброжелательных отношений между детьми: «Подарок»;

– воспитание уважения к людям различных национальностей и рас: «Спиной друг к другу», «Хоровод дружбы».

Арт-терапия – это форма работы, основанная на изобразительном искусстве и другие формы работы с ребенком. Основная задача состоит в развитии самовыражения и самопознания ребенка. «Автопортрет», «Я и моё настроение», «Моё имя», «Цветок милосердия», «Дети планеты Земля».

Использование художественного слова – стихотворений, дразнилок, пословиц и поговорок, рассказов зарубежных авторов и сказок народов мира.

Использование наглядных пособий – сюжетных картин, фотографий, иллюстраций к сказкам, рисунков, схем и карт.

Слушание музыки, детских песен, национальной музыки разных народов.

Таким образом, все эти занятия позволяют активизировать интерес дошкольника вначале к самому себе, потом к своему окружению, семье, обществу, способствует воспитанию толерантности, уважения прав людей других национальностей и рас, а также обеспечивает базу развития их нравственной и правовой культуры при дальнейшем обучении в школе.

Работа по воспитанию у детей толерантности предполагает тесное сотрудничество педагогов детского сада и родителей. Для этого использовали разнообразные формы работы с родителями: собрания, консультации, выставки педагогической и детской художественной литературы, фото стенды, совместные праздники, экскурсии, развлечения, индивидуальные беседы с родителями.

Такая согласованность в работе детского сада и семьи является важнейшим условием полноценного воспитания ребёнка, формирования у него нравственных форм поведения, правовой культуры.

  Декларация принципов толерантности (ЮНЕСКО) дает следующее определение толерантности – это ценность и социальная норма гражданского общества, проявляющаяся в праве быть различными всех индивидов гражданского общества, обеспечении устойчивой гармонии между различными социальными группами; уважении к разнообразию мировых культур; готовности к пониманию и сотрудничеству с людьми, различающимися по внешности, языку и верованиям.

Толерантность не формируется сама по себе, уважение к другим народам нужно воспитывать с детства, с дошкольного возраста. Мы проанализировали программы дошкольного воспитания и можем отметить, что в них уделяется большое внимание воспитанию толерантности. Особенно много разделов и задач, связанных с формированием толерантного сознания, включает в себя программа «Новостенок». Например, в ней есть такой раздел: «Народ – источник искусства». Одной из задач этого раздела является знакомство с произведениями национального народного искусства (с казахским декоративным искусством, хохломскими изделиями, дымковскими глиняными игрушками, русским кружевом). В разделе «Семья» уделяется внимание знакомству с бытом и национальной одеждой. Например, учить сравнивать предметы быта других национальностей с современными изделиями. Больше всего задач по воспитанию толерантности включает раздел «КЧР – Республика моя». Начиная с воспитания гражданственности и патриотизма и заканчивая воспитанием чувства дружбы и уважения к другим народам.

В «Программе развития и воспитания в детском саду и семье» под редакцией Лайпановой Л.Н. есть интересный раздел «Родоведение и народознание». Родоведение начинается с 1 младшей группы и в этом разделе идет речь о воспитании любви к членам своей семьи, о том, что через образ матери надо приучать ребенка к дружелюбию, умению взаимодействовать со сверстниками. В старшей группе задачи расширяются. Они включают знакомство с бытом и творчеством других народов, населяющих нашу Республику (исходя из региональных особенностей), соблюдение нравственных норм и правил поведения, основанных на народных традициях уважения к старшим: формирование национального сознания и лучших черт национального характера: милосердие, верность слову, мужество, любовь к отчей земле. Это яркий пример обращения к этнопедагогике.

«Программа предшкольной подготовки детей 5-7 лет в детском саду» предлагает учитывать в работе с родителями особенности этнопсихологии, внедрять в педагогический процесс детского сада традиции и обычаи казахского народа с привлечением родителей в совместную деятельность с детьми.

Очень важно в вопросах воспитания толерантности опираться на работу с семьей, т.к. искренне принять и понять ценность другого народа ребенок- дошкольник может лишь в том случае, если эта ценность принимается в его семье, близкими людьми.

В программе «Самопознание» тоже есть свои особенности. Например, воспитание толерантности проходит через формирование: умения воспринимать себя и других людей; представления об уникальности и неповторимости каждого человека; чувства дружбы и единения с детьми планеты. В разделе «Здравствуй, страна!» ставятся задачи по воспитанию любви и гордости за свою многонациональную Родину – Республику Казахстан, чувства патриотизма и интернационализма.

В целом, программа «Самопознание» не акцентирует внимание на понятии «национальность», но одной из основных задач является воспитание любви, уважения и доброжелательного отношения к другим людям.

Таким образом, основные республиканские программы воспитания дошкольников содержат задачи по формированию толерантного сознания у детей. Воспитание любви и уважения к другому человеку начинается в семье, поэтому для успешного решения поставленных задач необходимо включать в этот процесс родителей и в работе с семьей учитывать особенности этнопсихологии.

Большое внимание в программах уделяется знакомству с культурой, традициями, обычаями казахского, русского и других народов, населяющих нашу Родину. В разделах, посвященных ознакомлению с Республикой Казахстан ставятся такие задачи: дать знания о том, что наша Родина многонациональна, что каждый народ имеет право расширять свой язык и культуру, углублять знания детей о государственном языке. Другими словами, формирование толерантного сознания начинается от воспитания любви к своей семье, Родине, до воспитания уважения и дружелюбия к людям других национальностей и народов планеты.

В соответствии с Декларацией принципов толерантности (ЮНЕСКО 95) толерантность определяется как ценность и социальная норма гражданского общества, проявляющаяся в праве быть различными всех индивидов гражданского общества; обеспечении устойчивой гармонии между различными конфессиями, политическими, этническими и другими социальными группами; уважении к разнообразию различных мировых культур, цивилизаций и народов; готовности к пониманию и сотрудничеству с людьми, различающимися по внешности, языку, убеждениям, обычаям и верованиям. В Декларации принципов толерантности, принятой ЮНЕСКО, подчеркивается, что конструктивное взаимодействие социальных групп, имеющих различные ценностные, религиозные и политические ориентиры, может быть достигнуто на основе выработки норм толерантного поведения межкультурного взаимодействия.

Средства воспитания толерантного поведения:

– всестороннее развитие и воспитание ребенка во всех видах деятельности в условиях гуманистической среды, создание атмосферы добра и взаимопонимания;

– гармонизация отношений (ребенок – ребенок, ребенок – взрослый, детский сад – семья, семья – ребенок – школа – социум) с целью постижения детьми сложной науки – науки жить среди людей);

– культивирование ценности другой точки зрения через игру как естественную детскую потребность;

– концентрация внимания детей на общности культур разных народов в процессе их знакомства с художественной литературой, фольклором и искусством стран мира;

– использование заповедей мировых религий для воспитания в детях добра и милосердия;

– взаимодействие детского сада с семьей на основе разработки программ помощи каждому ребенку;

– примеры великого братства народов, подвигов во имя людей: сегодняшние войны и их последствия: беженцы, гуманитарная помощь и др. – открывают целые страницы человеческого благородства и межнационального родства, носителями или очевидцами которых является мы, педагоги и дети;

– организация детских праздников – богатейшего материала для воспитания добра, а также проявления заботы о детях.

 Стратегии поведения родителей, воспитывающих агрессивного ребенка. Анализ казахстанских программ по формированию толерантного сознания у детей дошкольного возраста. Причины враждебного поведения.

 Актуальность проблемы воспитания подрастающего поколения в духе толерантности объективно обусловлена экономическими и политическими процессами в жизни страны.

Нередко на почве этнокультурных различий в отношениях между людьми проявляются отчужденность, непонимание, агрессия. Формирование толерантного сознания и поведения, воспитание миролюбия и взаимной терпимости в обществе стало сегодня насущной необходимостью. Существенное значение, имеет воспитание толерантности с детства, и потому нам представляется необходимым разрабатывать соответствующие программы и методики, ориентированные на дошкольный возраст, для дошкольных образовательных учреждений.

Может возникнуть вопрос: стоит ли вообще заниматься формированием толерантности у столь маленьких детей, так ли это необходимо и возможно, может, стоит подождать, когда дети подрастут? Опираясь на исследования в области детской возрастной психологии на этот вопрос можно ответить положительно.

Толерантность не формируется сама по себе, уважение к другим народам нужно воспитывать с детства, с дошкольного возраста.

Формирование толерантности у детей старшего дошкольного возраста в условиях работы дошкольного образовательного учреждения сегодня, в условиях отсутствия наработанных программ и методик, представляет собой процесс сложный, требующий больших эмоциональных затрат от педагогического коллектива, и в основном опирается на руководителей и воспитателей-энтузиастов. Разработка и внедрение таких программ – актуальная и важная задача нашей педагогики.

   Воспитание толерантности как одной из значимых черт личности стало в последнее время актуальной проблемой на мировом уровне. Ведь терпение необходимо и в труде, и в общении. Терпение предполагает способность воздержаться от чего-либо ради сознательно принятой цели и мобилизовать все силы для её достижения. Без толерантности невозможно бесконфликтное взаимодействие людей, а значит и стран, государств, невозможен мир на земле и совершенствование условий жизни всего человечества. Воспитание терпения у детей является непременным условием формирования их воли и характера.

Своё отношение к иному человеку начинает формироваться у ребёнка примерно с 4-х лет, основываясь на элементарных проявлениях общечеловеческих чувств и непредубеждённых знаниях. Проявления отношений осмеяние, передразнивание, опасения и т.д., в основе которых лежат следующие факторы:

– детская непосредственность;

– ограниченный жизненный опыт;

– детская бестактность и т.д.

Таким образом, проблему толерантности, можно отнести к воспитательной и начинать работу в этом направлении необходимо с дошкольного возраста, поскольку именно тогда закладываются ценностные основы мировоззрения.

Цель воспитания толерантности – воспитание в подрастающем поколении потребности и готовности к конструктивному взаимодействию с людьми и группами людей независимо от их национальной, социальной, религиозной принадлежности, взглядов, мировоззрения, стилей мышления и поведения.

Достижение данной цели возможно при решении конкретных задач, которые объединены в два взаимосвязанных блока:

1. Воспитание у дошкольников миролюбия, принятия и понимания других людей, умения позитивно с ними взаимодействовать.

2. Создание толерантной среды в обществе и в сфере образования.

Сегодня основным связывающим звеном социализации ребёнка является его семья. Именно в семье ребёнок получает представление о мире и способах взаимодействия с ним. Современная семья существенно отличается от семьи предыдущих лет — прежде всего своим культурным статусом и своей национальной неоднородностью. Для того, чтобы наладить взаимодействия с такими семьями и детьми, педагогам дошкольных учреждений требуется больше знаний о культуре того или иного народа, особая бережность в обращении с иноязычным ребёнком, большая тщательность в выборе средств и методов воспитания, чтобы не задеть национальные, религиозные чувства, учесть политические особенности представителей других культур.

Одной из самых «больных» проблем в современном мире является проблема толерантности, с которой сталкиваются многие страны, выбравшие демократический путь развития. Во всём мире растёт число молодёжных группировок с националистическими взглядами, молодёжь не всегда могут правильно сориентироваться в оценке действий тех или иных сообществ, агрессивно навязывающих свои идеологические стандарты.

Большую роль в погашении политической напряжённости и сглаживании отношений в обществе играет то, какие ценности будут привиты подрастающему поколению, какую идеологию будут транслировать им семья и средства массовой информации, каким методам отстаивания своих прав обучат детей взрослые. И именно в дошкольных учреждениях должно начинаться воспитание гражданственности и патриотизма. Именно дошкольное детство является начальным периодом для развития в ребёнке качеств, необходимых для его социализации в современном мире.

КЧР всегда был многонациональной республикой, в которой переплелись множество культур, традиций, религий.

Сегодня, как никогда для актуальной проблемы национальной безопасности и развитие цивилизованных форм решения этих конфликтов.

Возрастает появление этнокультурных браков — союз молодых пар разных по этническим и социальным взглядам. Вероятность распада такой семьи существенно повышается при переезде на другое место жительство (в другую страну), особенно если один из супругов не имеет полноценной социальной или профессиональной деятельности, либо не знает языка этой страны.

Особое место в данных обстоятельствах занимает проблема образования ребёнка и его адаптация в новой среде, выбора круга общения. Особенно трудно формируется толерантность к «другому», когда речь идёт о национальных и религиозных различиях. Не секрет, что биологический инстинкт неприятия и агрессии срабатывает по отношению к чему-то незнакомому, непонятному, «чужому»: не такой как я, значит, – «плохой», «неприемлемый». И шагом в процессе формирования сознания должно быть психологическое преобразование «чужого» – в «другого». Залогом такого преобразования и должно стать приближение к национальному миру других народов в разных его проявлениях.

Чему же можно научить ребёнка в современной ситуации:

– умение понимать и сохранять себя как уникальную личность и представителя определённой культуры;

– умение уважать другого как уникальную личность и как представителя Другой культуры;

– умение предотвращать, а при необходимости и решать возникающие конфликты.

В образовательном учреждении, в отличии от семьи, намного легче формируется коммуникативное поле ребёнка: он знакомится с разными типами культур, учится выстраивать взаимодействие с представителями разных наций и осваивает роль представителя своей культуры. Специфика влияния образовательного учреждения состоит в обретении ребёнка «чувства МЫ».

Знакомство детей с культурой и религией других народов можно осуществлять через посещение Этнографического музея, чтение произведений, игры, показ слайдов, видеороликов, иллюстраций, рассказы педагога о национальных и религиозных обрядах и традициях и многое другое.

Главное, чтобы ребёнок понял, что все люди одинаковые, независимо от цвета кожи, веры и знания или незнания того или иного языка.

                                Литература:

1.Абалакова, А.Г. Этика межнационального общения детей в        поликультурной группе [Текст]/А.Г.Абсалямова, Ю.С.Горбачева. – Уфа: Творчество, 1997-123с.

6. Асмолов, А. Историческая культура и педагогика толерантности [Текст] / А. Смолов. – М.: Мемориал. 2001-168с.

7.Вовк Л.А. Толерантность как способность понять и принять другого / Л.А. Вовк// Валеология: научно-практический журнал. – 2003-199с.

8.Гатагова Л. Уроки толерантности или вражды? // История “Первое сентября”. – 2002. -№33. -С. 29; №34. – 241с.

9. Германова, И.Б. Психологический практикум. Межличностные отношения: метод. рекомендации [Текст]/ И.Б.Германова, Е.В.Сидоренко. – СПб. Питер, 2001-192с.

10. Дмитриев, Г.Д. Многокультурное образование [Текст]/Г.Д.Дмитриев. – М.: Народное образование, 1999-231с.