Узденова З.К. Самоменеджмент в работе педагога как способ предупреждения стресса

КЧГУ, Карачаевск

Совершенствование профессиональных навыков педагогических кадров имеет большое значение в условиях быстро меняющейся жизни, постоянного обновления информации, повсеместного использования информационно-коммуникационных технологий. Поэтому очень важно, чтобы педагог умел планировать свое время, время для работы и отдыха, семьи, умел распределять свои физические и профессиональные резервы.

Педагогу приходится иметь дело с большим потоком информации, помимо методической, предметной работы, выполнять функции организатора, психолога, социального педагога, взаимодействовать с родителями своих воспитанников, управлять образовательным процессом.

Для того, чтобы уметь рационально распределять свое время и силы, нужны умения по организации своей деятельности для достижения поставленных целей. 

Самоменеджментнаиболее часто исследователиопределяют как умение управлять собственными ресурсами, умение приобретать ресурсы, сохранять их, совершенствовать и правильно использовать, быть успешным человеком. Основными целями самоменеджмента являются: умение максимально рационально использовать свое время и возможности; умение управлять ходом своей жизни; умение преодолевать внешние обстоятельства на работе и в личной жизни [2].

Нужно уметь планировать свое рабочее и свободное время. При планировании рабочего времени нужно учитывать, что будут происходить внеплановые события, ситуации, встречи. Ни один рабочий день не проходит у педагогов, так сказать, по расписанию. Сейчас очень мобильная, насыщенная жизнь. Педагогу, как мы уже сказали, приходится работать с большим количеством информации. При подготовке к урокам, мероприятиям педагог читает много методической, психолого-педагогической информации. Это и научно-методическая периодика, и статьи в интернете, и форумы педагогов. Важно искать материал,  не отвлекаясь на затрачивающий много времени просмотр не имеющей к работе информации. Увлечение социальными сетями приводит к потере драгоценного времени, отвлекает от искомой цели, выбивает из запланированного распорядка, графика.

Также работа педагога немыслима без коммуникации. При осуществлении коммуникации педагогу важно планировать свою беседу. Например, при проведении родительского собрания, или индивидуальной встрече с родителями своих воспитанников педагог должен знать, о чем он будет говорить. Не нужно затягивать встречу, нужно уметь ценить свое время и время собеседников. Не нужно отвлекаться на посторонние темы, приводить примеры, не имеющие отношение к конкретно рассматриваемой проблеме. Все это будет занимать время, которое педагог может потратить на подготовку к урокам, проверку тетрадей, или же на свои интересы. 

При выполнении заданий руководства или запланированных дел важно выполнять работу вовремя, не затягивая со сдачей. Невыполнение работы вовремя будет приводить к стрессовой ситуации, конфликтам со стороны коллег, руководства; некачественно выполненную работу необходимо будет переделывать, тратя свои временные ресурсы, физические и психологические силы. А это дополнительная нагрузка, дополнительный стресс. Педагог должен уметь экономить свое время, рационально его распределять. 

Одна  из необходимых компетенций педагога – умение распределять свое рабочее время, то есть нужно учиться технологии правильного использования своего времени. Если научиться этому, то потом будет больше времени на себя. Груз невыполненных заданий, что называется, «давит» на человека. Затягивая с выполнением запланированного, человек только вредит себе, потому что, отвлекаясь физически на другие виды деятельности, все равно прокручивает в голове то, что давно нужно было выполнить и сдать. А как только руководство начинает проверку, работа выполняется, но в спешке, и не всегда качественно, что опять создает давление, стресс. 

Стресс – ответная реакция организма на разнообразные влияния внешней среды, которые испытывают его на прочность. Это перегруженность профессиональными и бытовыми обязанностями, конфликты и иные сложности человеческих взаимоотношений [1].

Физиолог  Г.И. Косицкий показал, что типичная стрессовая реакция развивается по свойственным ей закономерностям в четыре этапа [3]:

1- стадия активации, которой присущи  повышение работоспособности, прилив сил, человек активизируется для решения возникших проблем;

2 – стадия «активных» эмоций,  тут возникает раздражение, гнев, агрессивность;

3 – стадия «пассивных» эмоций, когда человек чувствует себя неудачником, не знает, как решить проблему, теряется, впадает в тоску;

4 – стадия невроза, психосоматических заболеваний.

На уровне физиологии возникают недомогания следующего характера: скачет артериальное давление; покалывания в сердце, которые возникают  при переживании;  боли  в области живота; головные боли; комок в горле, одышка, онемения в руках; приливы жара, мышечная дрожь; нарушение аппетита и сна, хроническая усталость.

На психологическом уровне возникает беспокойство, частая подавленность настроения, раздражительность.

В поведении проявляются грубость, замкнутость. 

Бороться со стрессом можно с помощью релаксации, рационального восприятия окружающей обстановки.

Опираясь на индивидуальные психологические характеристики и результаты диагностических материалов коллектива в целом, нужно способствовать стремлению педагогов к эффективному распределению личностно-профессиональных ресурсов, а также применению приемов здоровьесбережения в профессиональной деятельности через самоменеджмент. Важно настроить педагогов на позитивное мышление и сотрудничество не только через теоретическую информацию и просвещение, но и через творчество.

Руководителю совместно с педагогами нужно выработать систему распределения времени: осуществлять работу целенаправленно, планомерно, систематично, личностно-ориентировано, рефлексивно на научной основе; действовать дружно и слаженно с коллегами; повышать производительность личного труда за счет его интенсификации, создавать и эффективно использовать банк данных; внедрять удобные формы и способы оформления документации. Психологический анализ и самоанализ педагогической деятельности позволяет выработать индивидуальную технологию самоменеджмента, которая является средством профессионального развития педагога и способом совершенствования ключевых компетенций.

Список  использованной литературы:

  1. Калинин С.И. Тайм-менеджмент: Практикум по управлению временем. — СПб.: Речь, 2006. – 371 с.
  2. Меркулова Т.В., Теплицкая А.Г. Тайм-менеджмент для учителя, или как эффективно организовать свое время. М.: Педагогический университет «Первое сентября», 2011. 40с.
  3. Сафонова Л.В., Жильцова В.И. Самоменеджмент педагога: методические рекомендации. – Екатеринбург, 2007.

Добавить комментарий