(Карачаево-Черкесский государственный университет им. У.Д. Алиева)
В Федеральном образовательном стандарте обозначены задачи, в числе которых «Условия реализации основной образовательной программы должны обеспечивать для участников образовательного процесса возможность…развития у обучающихся опыта самостоятельной и творческой деятельности: образовательной, учебно-исследовательской и проектной, социальной, информационно-исследовательской, художественной и др.» [1]
К содержанию и методике образования в целом в современных условиях предъявляются качественно новые требования. Одной из главных задач является подготовка настолько обогащённой развитой личности будущего специалиста, чтобы он мог в дальнейшем самостоятельно проникнуть в самые сокровенные тайны бытия, чтобы в нем постоянно пылала жажда открытия.
Однако сегодня можно заметить, что в значительной мере утрачена главная черта исследовательского поведения – поисковая активность, наблюдается потеря любознательности, способности самостоятельно мыслить, делая в итоге практически невозможными процессы самообучения, самовоспитания, а, следовательно, и саморазвития.
Перед педагогами ставятся задачи: учить творчеству, воспитывать самостоятельную личность, владеющую инструментарием саморазвития и самосовершенствования, умеющую принимать эффективные решения проблемы, осуществлять поиск нужной информации, критически мыслить, вступать в дискуссию, коммуникацию. Любому обществу нужны одарённые люди, и задача общества состоит в том, чтобы рассмотреть и развить способности всех его представителей. Для этого необходимо развивать исследовательскую деятельность студентов.
В современной теории обучения это направление представлено как поисково-исследовательская технология обучения, сущность которой состоит в том, чтобы «…построить учебное познание как систему задач и разработать средства (предписания, приемы) для того, чтобы, во–первых, помочь учащимся в осознании проблемности предъявляемых задач (сделать проблемность наглядной), во-вторых, найти способы сделать разрешение проблемных ситуаций (заключенных в задачах) личностно значимым для учеников и, в–третьих, научить их видеть и анализировать проблемные ситуации, вычленять проблемы и задачи» [2].
Под исследовательской деятельностью понимается «…интеллектуально-творческая деятельность, связанная с поиском ответа на творческую, исследовательскую задачу с заранее неизвестным решением и предполагающая наличие основных компонентов, характерных для исследования в научной сфере» [3].
Умения и навыки исследовательского поиска требуются не только тем, чья жизнь будет связана с научной работой, это необходимо каждому. Исследовательская деятельность учит не усваивать знания, а работать с информацией. Как только возникает потребность в решении задачи, студент должен начинать искать, изобретать. Перед каждым студентом ставится задача – находить необычное в обычном, открывать субъективно новое в окружающем мире.
Решение творческих задач – начало познавательного, поискового и творческого процесса. Именно творческие задачи, содержащие элементы неизвестности и противоречия, стимулируют поисковую активность студентов.
При работе со студентами необходимо учитывать следующие принципы:
- у всех обучающихся, независимо от уровня одаренности и даже уровня интеллектуальных возможностей развивать их креативные качества;
- со студентами, отличающимися повышенными возможностями в усвоении знаний, вести специальную работу;
- учитывать развитие всех личностных качеств в целом и только на этой основе целенаправленное развитие индивидуальных способностей;
- постоянно соотносить учебные и индивидуальные способности.
При работе с основным контингентом студентов, возможно использование разнообразных форм и методов работы, способствующих развитию их исследовательских умений. Также следует учитывать специфичность в преподавании ряда дисциплин математического цикла и роль преподавателя, основная задача которого заключается в организации самостоятельной работы студента. Преподаватель дает основы знаний, приводит факты, показывает пути, ведущие к получению новых знаний.
Реализация самостоятельной деятельности студентов возможна при использовании современных технологий: группового обучения, метода проектов, позволяющих индивидуализировать учебный процесс, а обучающимся – проявить самостоятельность в планировании, организации и контроле своей деятельности.
В работе со студентами следует также учитывать, что у некоторых из них сформированы навыки самостоятельной работы, но нет понятия об исследовательской деятельности. Возможно, многие привлекались к проектно-исследовательской деятельности, но так и не поняли до конца всей сути выполняемой работы. Поэтому преподавателю важно предоставить студенту возможность работать по своим интересам и в той области науки, которая его привлекает.
Итак, подготовка высококвалифицированных специалистов, отвечающих современному уровню научно-технического прогресса, ставит перед системой образования задачу формирования и развития исследовательских навыков студентов, выполнение проектов, значимых для общества.
В сети Интернет есть немало информации об открытиях, сделанных молодыми: это изобретение молодого Вульфа, придумавшего систему, которая поможет людям в случае ЧП избежать паники и понять, куда нужно идти (изобретение призвано не зарабатывать деньги, а помочь людям, если случится беда); это изобретение Суман Мулумуди, который удивил мир своим незатейливым открытием, создав при помощи недорогого 3D принтера чехол для iphone, который превращает iphone в полноценный стетоскоп [4], это и изобретение 15-летнего школьника, получившего за свой труд приз в виде стипендии в $75000, в 2012 году означает, что заболевшие люди теперь имеют простой способ обнаружить рак поджелудочной железы, прежде чем он станет неизлечимым.
Студентка из Карачаево-Черкесии Амина Узденова стала победительницей программы поддержки молодых ученых “Умник” в номинации “Медицина будущего” и получила грант на реализацию своего проекта. Суть ее проекта заключается в разработке пребиотиков для лечения лор-заболеваний, вызванных золотистым стафилококком.
Эти и многие другие открытия 21 века, потрясающие мир, возможны при надлежащей выработке определенных исследовательских умений и навыков у обучающихся, при создании мотива к постоянному поиску нового в процессе изучения различных дисциплин.
Опыт многих педагогов (Н. Г. Алексеев, А. В. Леонтович, А. С. Обухов, В. А. Далингер, В.В. Рубцова, В.Д. Симоненко, Н.В. Матяш, Н.А. Семенова и другие) показывает, что эффективным средством обучения и развития является организация учебных исследований, цель которых состоит в том, чтобы помочь обучающимся самостоятельно открыть новые знания и способы деятельности, углубить и систематизировать изученное.
Главная цель исследовательского обучения – формирование способности самостоятельно, творчески осваивать и перестраивать новые способы деятельности в любой сфере человеческой культуры. Нас в данной работе интересует проблема формирования интереса студентов к исследовательской деятельности через метод проектов на занятиях дисциплин математического цикла. Важно вывести студентов на дорогу поиска в науке и жизни, помочь наиболее полно раскрыть свои способности.
Итак, условиями, обеспечивающими у студентов развитие опыта самостоятельной и творческой деятельности, служат:
- выявление противоречия между необходимостью привлечения студентов к исследовательской деятельности и современным состоянием уровня их образованности;
- умение преподавателей предметников организовывать и проводить исследовательскую работу со студентами;
- подготовка студента к исследовательской деятельности, обучение его умениям и навыкам исследовательского поиска;
- учет возможностей современных информационно-коммуникационных технологий, в частности, метода проектов в решении этой проблемы.
Исследовательский подход в обучении студентов вовлечет их в круговорот научного поиска, научит выдвигать идеи, альтернативные тем, которые уже известны, изучать и анализировать литературу, описывать и интерпретировать сведения и наблюдения, полученные в процессе исследования. Таким образом, исследовательский подход предполагает овладение культурой самоисследования, исследования собственной учебной и профессиональной деятельности, личной жизни, понимание состояния рынка, тенденций развития экономики.
Список использованной литературы
- Федеральный закон об образовании в Российской Федерации от 29.12.2012 n 273-фз (принят ГД ФС РФ 21.12.2012).
- Загвязинский, В.И.Методология и методы психолого-педагогического исследования / В.И.Загвязинский, Р. Атаханов. – М., 2005. – 208 с.
- Янюшкина, Г. М. Исследовательская деятельность как необходимое условие развития и социализации школьников [Текст] / Г. М. Янюшкина, Л. А. Переведенцева // Оптимизация образовательного процесса в школе и вузе с использованием современных образовательных технологий [Текст] : Мат. Всерос. Науч.-практ. Конф. 4-5 дек. 2008 г. – Шадринск: Изд-во Шадр. Гос. Пед. Ин-та, 2008. – c/ 116 – 120.
- therunet.com›news/2596-shkolnik-napechatal-pribor/– Школьник распечатал на 3D принтере прибор для диагностики сердца.
Свежие комментарии