ФГБОУ ВО “КАРАЧАЕВО-ЧЕРКЕССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ У.Д. АЛИЕВА”

Под формированием навыков к самообразованию мы понимаем, с одной стороны, внешнее педагогическое воздействие на студентов с целью подготовки их к самообразованию, а с другой стороны – внутренний процесс образования навыков к этой деятельности, определяющиеся специально созданными условиями, постановкой целей, планированием самообразования, соответствующими формами и методами его осуществления, организованным самоконтролем, способствующими совершенствованию профессионализма и саморазвитию личности будущего специалиста. Обзор педагогической литературы, посвященной проблеме самообразования, проведение бесед, анкетирования, констатирующего эксперимента позволили установить начальное состояние субъектов самообразования, уровень навыков к самообразованию, на который мы ориентировались в процессе их подготовки к самообразованию. В  результате получены цифры, характеризующие состояние навыков студентов к самообразованию на начальном этапе нашего исследования. Средние данные, характеризующие начальное состояние навыков перед проведением эксперимента таковы:

– низкий уровень навыков  к самообразованию имеют 66,7% студентов;

– средний уровень навыков – 31,6%;

– высокий уровень навыков – 1,5%.

Высокий процент студентов первого уровня навыков объясняется отсутствием или очень низким уровнем сформированности умений как работы с источниками информации, так и организационно- управленческих.

Содержание самообразования включает дополнительные вопросы, изучаемые студентами из основных программ (по педагогике и психологии) или вопросы из вариативных образовательных программ, связанных с проведением исследовательской работы. В первом случае результатом самообразования будут личностные субъективные знания. В последнем случае возможно приращение как личностного, так и объективного общенаучного знания.

Учитывая второй аспект целей самообразования – формирование навыков студентов к данному виду деятельности, мы считаем целесообразным введение в образовательные программы специализированных разделов: «Самостоятельная работа студентов вуза», «Основы самообразовательной деятельности», «История развития самообразования в России».

Согласно исследованиям психолого-педагогической литературы и опыту педагогической деятельности в вузе, мы вычленили этапы формирования готовности студентов к самообразованию. Первый этап – этап подготовки, включает планирование, конструирование процесса формирования готовности к самообразованию. На этом этапе субъекты самообразования анализируют сформированный уровень готовности студентов к самообразованию, имеющиеся в наличии педагогические условия, цели, задачи, содержание, формы и методы. В результате целостного анализа они приходят к мнению о рациональном средстве

поиска и усвоения социального опыта. Второй этап – этап организа­ции, предполагает тренинг самообразовательных умений и навыков. Субъекты самообразования приобретают знания, умения и навыки самообразовательной деятельности; корректируют спланированную ранее модель. На данном этапе происходит формирование всех компонентов навыков к самообразованию (эмоционально-личностного аппарата готовности, специальной образованности, умений работать с источниками информации, оганизационно – управленческих умений).Третий этап – этап реализации, включает регулирование взаимосвязей самообразования и процесса освоения социального опыта студентами, которое приводится в соответствие с построенной моделью; самостоятельную работу студентов;

фактическое функционирование самообразования; поиск и усвоение студентами намеченного ранее социального опыта, которое приводится в соответствие с построенной моделью; самостоятельный выбор действий; самоконтроль; самоанализ и оценивание результатов самообразования;

подведение итогов проделанной работы, которое является основой дальнейшего самообразования студенческой молодежи; обобщение и распространение лучшего опыта. Анализ и оценивание результатов самообразования связывается с качеством организации двух предшествующих этапов. Это является необходимым условием рациональных путей самообразования студентов.

Преподаватели на подготовительном этапе планируют целенаправленный педагогический процесс, соотносят его с педагогической практикой, корректируют отдельные элементы, строят модель формирования навыков к самообразованию, приспосабливают ее к решению конкретных задач, планируют средства осуществления данной деятельности. Студенты на подготовительном этапе планируют учение и самообразование, определяют распорядок работы в соответствии с ее объемами и ресурсами времени, соотношение между учением и самообразованием, конструируют средства самообразования, подбирают источники , в которых отражено содержание самообразования, определяют формы и методы усвоения и самоконтроля.

На этапе организации самообразования осуществляются планы, разработанные на подготовительном этапе. Осуществление на практике основных положений, заложенных в конструкцию педагогической модели самообразования студентов, составляет главную задачу этого этапа. На данном этапе осуществляются субъектно-объектные взаимоотношения. Взаимодействие преподавателей со студентами осуществляется с помощью соответствующих средств, форм и методов образования и самообразования. Субъектами самостоятельной работы являются студенты. Они выполняют задания, реализуют собственные планы в процессе самообразования. Их взаимоотношения с преподавателями носят опосредованный характер. Осуществление второго этапа требует от субъектов мобилизации своих эмоционально-волевых качеств, знаний, умений и навыков, характеризующих организационно- управленческий аспект их совместной деятельности. Студенты не только закрепляют уровень собственной готовности к самообразованию, но и развивают его. Взаимодействие с преподавателем позволяет им целенаправленно повышать качество собственной организационно- управленческой деятельности. Рациональные субъектно-объектные отношения студентов с преподавателями в практике педагогического процесса укрепляют их дисциплину, исполнительность, развивают волю, добросовестность и другие качества, связанные с возможностью осуществления самообразования. Наблюдения за ходом осуществления планов самообразования позволяют своевременно заметить возникшие рассогласования между практикой СД и теоретическими планами, прореагировать на них, скорректировать свои действия.

Задача этапа реализации – фактическое функционирование самообразования студентов, самоанализ и самооценка на основе контроля и самоконтроля результатов процесса формирования готовности к самообразованию, осуществление обмена мнениями, переход процесса образования в непрерывное самообразование.