Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Северо-Кавказская государственная гуманитарно-технологическая академия»
Недостаточный уровень профессиональной компетентности специалистов в области информационных технологий, не использующих программные средства компьютера как инструмент своей деятельности, препятствует их дальнейшему самообразованию и самосовершенствованию. Решение проблемы видится в применении профессионально ориентированной технологии отбора и структурирования содержания информационного обучения в вузе. М. Я. Виленский отмечает – технологию обучения рассматривают как дидактический процесс и как результат деятельности педагога. Технология обучения представляет собой целостную дидактическую систему, позволяющую наиболее эффективно, с гарантированным качеством решать педагогические задачи [1].
Под профессионально ориентированной технологией обучения понимают технологию, обеспечивающую формирование у обучающихся значимых для будущей профессиональной деятельности личностных качеств, а также знаний, умений, обеспечивающих выполнение функциональных обязанностей по предназначению [1, С.45].
Профессионально ориентированная технология обучения предполагает не только формирование у студентов знаниевой основы, т.е. информативность обучаемого, но и развитые умения разрешать проблемы, возникающие в нестандартных ситуациях профессиональной деятельности. Профессионально ориентированная технология формировании информационной компетентности студентов вуза, реализуется в специально созданных педагогических условиях, на основе обогащения содержания цикла дисциплин по информатике и информационным технологиям, решения комплекса творческих и прикладных профессионально ориентированных задач, организации субъект-субъектных отношений между участниками образовательного процесса. Педагогические условия являются внешним обстоятельством, оказывающим существенное влияние на протекание педагогического процесса сконструированного педагогом для достижения определенного результата. Существенной чертой профессионально ориентированной технологии формирования информационной компетентности студентов выступает создание преподавателем специальной обучающей среды (совокупность общих принципов определения целей образования, отбора содержания образования, организации образовательного процесса и оценки образовательных результатов), которая дает ему возможность в рамках учебной дисциплины организовать субъект-субъектные отношения с обучающимися для достижения дидактических целей. Одним из основных принципов профессионально ориентированной технологии формирования информационной компетентности студентов выступает постоянное обогащение содержания, форм и методов обучения в контексте будущей профессии студента с усилением практического, межпредметного и прикладного аспектов образования.
Создание в процессе обучения условий, приближенных к реальной профессиональной деятельности будущего специалиста, является первостепенной задачей преподавания дисциплин цикла информатики и информационных технологий, направленного на формирование информационной компетентности. Подтверждение сказанному мы находим в работе Н.И. Сакович, которая исследуя проблему информационной компетентности будущего специалиста, определяет ряд оптимальных педагогических условий ее формирования [2]:
- организация учебной деятельности на основе целенаправленного формирования иерархической системы терминальных и инструментальных ценностей, позволяющих студенту ориентироваться в насыщенных информационных потоках;
- содержание и технологии формирования информационной компетенции обеспечивают интерактивное взаимодействие обучающихся с информационно-образовательной средой, что делает возможным построение индивидуальной траектории развития каждого студента;
- организация мониторинга формирования информационной компетенции студентов, позволяющего производить оперативную коррекцию и самокоррекцию индивидуального процесса формирования когнитивного, деятельностного, ценностного и личностного компонентов информационной компетенции и их интеграции.
Анализ выделенных педагогических условий показал их недостаточность для формирования информационной компетентности, которое осуществляется в выделенных и теоретически обоснованных нами педагогических условиях, обеспечивающих:
- постоянную мотивацию студентов к использованию информационных технологий в учебно-исследовательской деятельности посредством моделирования ситуаций, приближенных к производственной деятельности, организации субъект-субъектных отношений между участниками образовательного процесса;
- содержание информационной компетентности, разработанное с учетом профессиональной направленности на межпредметном уровне, что позволяет интегрировать профильные знания и знания из предметной области информатики для решения профессиональных задач;
- целенаправленное развитие креативных качеств будущего специалиста в процессе выполнения творческих заданий и решения прикладных задач посредством применения профессионально-ориентированных программных продуктов.
Литература:
- Виленский М. Я. Технологии профессионально-ориентированного обучения в высшей школе: Уч.пос. под ред. В. А. Сластенина. М., 2004.
- Сакович Н. И. Формирование информационной компетенции студнтов в процессе дистанционного обучения // Авто- реф.дисс….кан.пед.наук. Челябинск, 2009.
Свежие комментарии