Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Северо-Кавказская государственная гуманитарно-технологическая академия»

 

Недостаточный уровень профессиональной компетентности специа­листов в области информационных технологий, не ис­пользующих программные средства компьютера как инструмент своей деятельности, препятствует их дальнейшему самообразованию и самосо­вершенствованию. Решение проблемы видится в применении профессио­нально ориентированной технологии отбора и структурирования содер­жания информационного обучения в вузе. М. Я. Виленский отмечает – технологию обучения рассматривают как дидактический про­цесс и как результат деятельности педагога. Технология обучения пред­ставляет собой целостную дидактическую систему, позволяющую наибо­лее эффективно, с гарантированным качеством решать педагогические задачи [1].

Под профессионально ориентированной технологией обучения пони­мают технологию, обеспечивающую формирование у обучающихся зна­чимых для будущей профессиональной деятельности личностных качеств, а также знаний, умений, обеспечивающих выполнение функциональных обязанностей по предназначению [1, С.45].

Профессионально ориентированная технология обучения предпола­гает не только формирование у студентов знаниевой основы, т.е. инфор­мативность обучаемого, но и развитые умения разрешать проблемы, воз­никающие в нестандартных ситуациях профессиональной деятельности. Профессионально ориентированная технология формировании информационной компетентности студентов вуза, реализуется в специально созданных педагогических ус­ловиях, на основе обогащения содержания цикла дисциплин по информа­тике и информационным технологиям, решения комплекса творческих и прикладных профессионально ориентированных задач, организации субъ­ект-субъектных отношений между участниками образовательного про­цесса. Педагогиче­ские условия являются внешним обстоятельством, оказывающим сущест­венное влияние на протекание педагогического процесса сконструиро­ванного педагогом для достижения определенного результата. Сущест­венной чертой профессионально ориентированной технологии формиро­вания информационной компетентности студентов высту­пает создание преподавателем специальной обучающей среды (совокуп­ность общих принципов определения целей образования, отбора содер­жания образования, организации образовательного процесса и оценки об­разовательных результатов), которая дает ему возможность в рамках учебной дисциплины организовать субъект-субъектные отношения с обу­чающимися для достижения дидактических целей. Одним из основных принципов профессионально ориентированной технологии формирования информационной компетентности студентов выступает по­стоянное обогащение содержания, форм и методов обучения в контексте будущей профессии студента с усилением практического, межпредмет­ного и прикладного аспектов образования.

Создание в процессе обучения условий, приближенных к реальной профессиональной деятельности будущего специалиста, является пер­востепенной задачей преподавания дисциплин цикла информатики и информационных технологий, направленного на формирование информационной компетентности. Подтверждение сказанному мы находим в работе Н.И. Сакович, которая исследуя проблему инфор­мационной компетентности будущего специалиста, определяет ряд оп­тимальных педагогических условий ее формирования [2]:

  • организация учебной деятельности на основе целенаправленного формирования иерархической системы терминальных и инструмен­тальных ценностей, позволяющих студенту ориентироваться в насы­щенных информационных потоках;
  • содержание и технологии формирования информационной компетен­ции обеспечивают интерактивное взаимодействие обучающихся с ин­формационно-образовательной средой, что делает возможным построе­ние индивидуальной траектории развития каждого студента;
  • организация мониторинга формирования информационной компетен­ции студентов, позволяющего производить оперативную коррекцию и самокоррекцию индивидуального процесса формирования когнитивно­го, деятельностного, ценностного и личностного компонентов инфор­мационной компетенции и их интеграции.

Анализ выделенных педагогических условий показал их недоста­точность для формирования информационной компетентности, которое осуществляется в выделенных и теоретически обоснованных нами педагогических ус­ловиях, обеспечивающих:

  • постоянную мотивацию студентов к использованию информационных технологий в учебно-исследовательской дея­тельности посредством моделирования ситуаций, приближенных к про­изводственной деятельности, организации субъект-субъектных отно­шений между участниками образовательного процесса;
  • содержание информационной компетентности, разработанное с учетом профессиональной направленности на межпредмет­ном уровне, что позволяет интегрировать профильные знания и знания из предметной области информатики для решения профессиональных задач;
  • целенаправленное развитие креативных качеств будущего специа­листа в процессе выполнения творческих заданий и решения приклад­ных задач посредством применения профессионально-ориентированных программных продуктов.

Литература:

  1. Виленский М. Я. Технологии профессионально-ориентированного обучения в высшей школе: Уч.пос. под ред. В. А. Сластенина. М., 2004.
  2. Сакович Н. И. Формирование информационной компетенции студнтов в процессе дистанционного обучения // Авто- реф.дисс….кан.пед.наук.  Челябинск, 2009.