ДОУ «Солнышко», Грозный, Россия

 

В современном обществе дети с ранних лет окружены разнообразными цифровыми инструментами. Приходя в 1 класс, ученики с гордостью говорят, что умеют работать на компьютере. Правда, при дальнейшей беседе выясняется, что вся работа заключается в лучшем случае в освоении отдельных развивающих игр.

Как научить младших школьников использовать разнообразные цифровые ресурсы для своей учебной деятельности и как педагогу начальной школы сделать этот инструмент средством обучения?

Цифровые образовательные ресурсы – это учебный, содержательно обособленный объект, предназначенный для образовательных целей и представленный в цифровой, электронной, «компьютерной», форме.

Основные цели использования ЦОР в начальной школе [2:155]:

  • создать условия для более глубокого, качественного продуктивного усвоения учащимися основных вопросов курса начальной школы, развития интеллектуальной и познавательной деятельности;
  • обеспечить развитие учебно-практической деятельности учащихся направленной на формирование соответствующих умений;
  • формировать логическое мышление, память, умение подчинять внимание выполнению заданий;
  • развивать способность к обобщению, умению слушать, рассуждать, мыслить, находить ответы, используя имеющиеся знания.

ЦОР помогают внедрять ИКТ в учебный процесс и наносят ощутимый удар по «меловым» технологиям. У электронных учебных материалов огромные потенциальные возможности, создающие условия для успешного решения дидактических задач.

ЦОР – необходимые для организации учебного процесса и представленные в цифровой форме фотографии, видеофрагменты, модели, ролевые игры, картографические материалы, электронные таблицы, анимация, мультимедийные презентации, отобранные в соответствии с содержанием конкретного учебника, «привязанных» к поурочному планированию и снабженные необходимыми методическими рекомендациями.

Современные ЦОРы должны:

  • соответствовать содержанию учебника, нормативным актам Министерства образования и науки Российской Федерации;
  • ориентироваться на современные формы обучения, обеспечивать высокую интерактивность и мультимедийность обучения;
  • обеспечивать возможность уровневой дифференциации и индивидуализации обучения, учитывать возрастные особенности учащихся и соответствующие различия в культурном опыте;
  • предлагать виды учебной деятельности, ориентирующие ученика на приобретение опыта решения жизненных проблем на основе знаний и умений в рамках данного предмета;
  • обеспечивать использование как самостоятельной, так и групповой работы;
  • основываться на достоверных материалах;
  • превышать по объему соответствующие разделы учебника, не расширяя, при этом, тематические разделы;
  • полноценно воспроизводиться на заявленных технических платформах;
  • обеспечивать возможность параллельно использовать с ЦОР другие программы;
  • обеспечивать там, где это методически целесообразно, индивидуальную настройку и сохранение промежуточных результатов работы.

Цифровые образовательные ресурсы не должны

  • представлять собой дополнительные главы к существующему учебнику/УМК;
  • дублировать общедоступную справочную, научно-популярную, культурологическую и т.п. информацию;
  • основываться на материалах, которые быстро теряют достоверность (устаревают) [3].

Многие учителя отмечают широкие потенциальные возможности электронных учебных материалов, благодаря которым успешно решаются следующие дидактические задачи:

  • предъявление учебной информации;
  • информационно-справочное обеспечение всех видов занятий;
  • моделирование и демонстрация изучаемых объектов, явлений и процессов;
  • поддержка различных активных форм занятий;
  • тренаж навыков и умений различного характера, решение задач;
  • контроль и оценка знаний учащихся.

ЦОР для уроков можно распределить на несколько групп в зависимости от их организации.

ЦОР – анимация  предполагает фронтальную форму работы. Особенностью открытия новых знаний с помощью анимационных ЦОР является то, что в первой части таких ЦОР возникает вопрос, ответ на который ребята не знают, а вторая часть дает возможность  познакомиться с новыми знаниями, которые и являются ответом на поставленный в первой части вопрос. Работу класса с этим типом ЦОР лучше всего организовать фронтально, в форме общего обсуждения предъявленной в начале ЦОР ситуации. После того, как в ходе обсуждения будет сформулирован главный вопрос, происходит переход ко второй части ЦОР.

ЦОР – интерактивное задание. Особенностью введения новых знаний с помощью интерактивного задания является то, что перед предъявлением плакатов, содержащих собственно новые знания, ребятам предварительно предлагается в интерактивном режиме выполнить задание (иногда несколько), подготавливающее их к восприятию нового. Работу класса с этим типом ЦОР лучше всего организовать в малых группах, дав ребятам возможность выполнить интерактивные задания максимально самостоятельно. Ученикам, работающим медленнее других, испытывающим трудности, понадобится ненавязчивая, строго дозированная помощь учителя. Можно привлекать для помощи ребят из групп, уже справившихся с заданием. Общее время, затрачиваемое на этот тип ЦОР, не должно превышать 10 минут.

ЦОР – плакат. Такие ЦОР организованы в виде нескольких сменяющих друг друга плакатов (редко одного плаката). Переход от предыдущего плаката к следующему осуществляется нажатием кнопки ДАЛЕЕ и происходит по желанию работающего с ЦОР, когда он сочтёт нужным. Поскольку работа с данным типом ЦОР организуется, как правило, фронтально, то момент перехода от одного плаката к другому выбирает учитель. Конкретные ЦОР, относящиеся к рассматриваемому типу, могут быть устроены по-разному, однако им присущи общие черты. Так, обычно на первом плакате приводится материал для повторения, в процессе демонстрации этого плаката происходит его обсуждение всем классом под руководством учителя, а на втором приводится задание с использованием материала для повторения.

ЦОР – вопрос. Подобные ЦОР рекомендуются в первую очередь для индивидуальной работы. При этом имеются две основные возможности
организации такой работы, которые можно  сочетать между собой. Выбор возможностей   зависит от конкретных особенностей класса и определяется учебными задачами. Первая возможность – это работа в классе на этапе закрепления уже полученных знаний. Время индивидуальной работы с данным ЦОР следует ограничить 5-10 минутами (в зависимости от степени трудности). Вторая возможность – это работа дома, т.е. данный ЦОР предлагается как часть домашнего задания тем ребятам, которые испытали в процессе классной работы те или иные трудности. В этом случае важно  поработать с этим ЦОР также и дома, не торопясь, разобраться в своих затруднениях. ЦОР на закрепление знаний этого типа имеют свои особенности построения. В таких ЦОР предъявляется набор заданий – редко одно, чаще – несколько. При неправильном выполнении задания учащийся тут же получает сообщение об этом – либо «прямым текстом» фразой вида «НЕВЕРНО», либо задание упорно предлагается для выполнения снова и снова. Таким образом, ученик вынужден работать с заданием до тех пор, пока не выполнит его верно.

Формы и методы организации учебного процесса зависят от оснащения школьного кабинета [4:12-16]:

 один компьютер + проектор на класс:

  • демонстрация учителем отдельных мультимедиа–объектов по теме;
  • демонстрация учителем мультимедийных презентаций по теме урока;
  • «живая» демонстрация учителем различных способов решения задач;
  • использование компьютера школьником  при ответе у доски (в частности, демонстрируя подготовленную из мультимедиа – объектов ЦОР презентацию);

 два ученика – один компьютер:

  • интерактивное обучение способам решения задач;
  • групповое исследовательское задание;
  • групповое творческое задание;
  • фронтальные лабораторные работы.

 один ученик – один компьютер:

  • индивидуальное исследовательское задание;
  • индивидуальное творческое задание;
  • интерактивное обучение способам решения задач;
  • компьютерное тестирование;
  • виртуальный лабораторный практикум.

Предлагается также возможным использование ЦОР учащимися дома, в школьной библиотеке (для подготовки рефератов, презентаций, самообучения, подготовки домашнего задания)

ЦОРы можно применять на всех типах уроков и на комбинированном, и на уроке контроля и коррекции, и на уроке совершенствования знаний и умений, используя при этом различные формы и фронтальную, и индивидуальную, и групповую.

Электронные учебные пособия дополняют урок, и особенно эффективны в тех случаях, когда они обеспечивают почти мгновенную обратную связь, при использовании учащимися вееров цифр, букв, сигнальных карточек. Помогают быстро найти необходимую информацию, существенно экономят время, позволяют в оптимальном темпе проверить знания по определённой теме.

Уроки с использованием информационных технологий интересны не только детям, но и самому учителю. Они предоставляют возможность для саморазвития учителя и ученика. Применение ИКТ в учебном процессе начальной школы даёт возможность формировать мотивацию к обучению. У ребёнка развивается и познавательный интерес, и познавательная активность, и познавательная деятельность. А всё это в совокупности даёт хорошие результаты [5:217].

Итак, использование ЦОР на уроках в начальной школе позволяет развивать умение учащихся ориентироваться в информационных потоках окружающего мира, овладевать практическими способами работы с информацией, развивать умения, позволяющие обмениваться информацией с помощью современных технических средств. Использование ЦОР позволяет перейти от объяснительно-иллюстрированного способа обучения к деятельностному, при котором ребенок становится активным субъектом учебной деятельности.

Уроки с использованием информационных технологий не только расширяют и закрепляют полученные знания, но и в значительной степени повышают творческий и интеллектуальный потенциал учащихся, обучение становится интересным и увлекательным. Информационные технологии обеспечивают индивидуализацию и дифференциацию учебно-воспитательного процесса, повышают уровень качества знаний.

 

 

Литература

 

  1. Бондаревская Е.В. Гуманистическая парадигма личностно-ориентированного образования // Педагогика, 2011.
  2. Кондратьева Е.П. Проекты-2: проблемы, поиск, опыт / Е.П. Кондратьева. – Чебоксары, 2014.
  3. Лошкарёва Н.А. – Особенности развития внимания младшего школьника и его коррекция [Электронный ресурс] http://festival.1-september.ru/articles/533153/
  4. Минкина О.А. Статья «Использование ЦОРов в начальной школе» // Начальная школа. – 2014, №2.
  5. Сайков Б.П. Организация информационного пространства обр. учреждения: Практическое руководство. М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2015.
  6. Селевко А.И. Современные образовательные технологии: учебное пособие / Г.Селевко. – М.: Народное образование, 2016.