КЧГУ им. У.Дж.Алиева

Возможность и целесообразность обучения, прямо ориентированного на развитие ребенка как на его основную цель, впервые были доказаны в начале 90-х годов прошлого века благодаря введению в широкую школьную практику начального образования принципиально новых систем, получивших название развивающего обучения (Л.В. Занкова, Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова). Ещё в начале 60-х гг. Д.Б. Эльконин, рассматривая учебную деятельность младших школьников, определил её как «деятельность по самоизменению», подчеркнув тем самым необходимость создания таких условий обучения, при которых ребёнок оказывается не объектом обучающих воздействий учителя, а самоизменяющимся субъектом учения, учащимся.

Формирование учебной деятельности младших школьников в рамках курса изучения русского языка осуществляется главным образом на фоне выявления и освоения ими общих способов орфографического действия – которое, с одной стороны, является для детей, поступающих в школу, принципиально новым, с другой – мотивационно значимым (грамотное письмо – символ взрослости). Общий принцип письма, лежащий в основе этого действия, может быть выделен уже на первых этапах обучения грамоте (при условии, что обучение строится на основе фонематической теории письма). В связи с этим, главной целью обучения грамоте оказывается открытие детьми неоднозначного характера отношений между звуками и буквами в слове и освоение действий письма и чтения, опирающихся на позиционный принцип русской графики, регулирующей эти отношения. На уроках русского языка младшие школьники усваивают основные понятия науки о языке, что способствуют осознанию наиболее общих закономерностей русского и родного языков как общественного явления и как особой системы – и на этой основе овладению приемами анализа языка, т. е. научиться его изучать. Содержание программы русского языка ориентировано на формирование в процессе усвоения знаний учебной деятельности ребенка – системы учебных и познавательных мотивов, умений принимать и сохранять учебные цели, моделировать, планировать, контролировать и оценивать учебные действия и их результат, определять границы своих собственных знаний. В процессе такого обучения у младших школьников формируются устойчивые познавательные интересы, развиваются их творческие способности, в том числе способность мыслить, рассуждать.

Важно, что воспитывается интерес к учению, формируются навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных ситуациях общения, желание и умение учиться, т. е. создаются условия для становления и развития личности ребенка. Познавательная деятельность ребенка на уроках непосредственно связана с социокультурной деятельностью. Овладение знаниями в области русского языка с опорой на башкирский язык отвечает задачам речевого развития и формирования коммуникативных компетенций учащихся на русском языке.

Младший школьник учится использовать языковые средства осознанно, оценивать их соответствие языковым нормам, а также 20 с точки зрения уместности в различных ситуациях речевого общения, т.е. способствует развитию чувства языка как условия речевой, а значит, и общей культуры человека. Использование на уроках парных, групповых форм деятельности учащихся отвечает задачам формирования универсальных умений и навыков учебного сотрудничества (планирование учебного сотрудничества с учителем или со сверстниками; умение полно и точно излагать свои мысли в соответствии с задачами и условиями общения; доказательно отстаивать свою точку зрения; договариваться, распределять работу, получать общий результат, оценивать свой вклад в совместную работу и др.)

Таким образом, в результате изучения курса русского языка учащиеся начальной школы учатся осознавать язык как основное средство человеческого общения и явление национальной культуры. У детей начинает формироваться позитивное эмоционально-ценностное отношение к русскому языку, стремление к его грамотному использованию. Русский язык, наряду с башкирским языком, становится для учащихся основой всего процесса обучения, средством развития их мышления, воображения, интеллектуальных и творческих способностей. Выпускники начальной школы получают первоначальные представления о системе и структуре русского языка: знакомятся с разделами изучения языка – фонетикой, графикой, лексикой, словообразованием (морфемикой), морфологией и синтаксисом. В объеме содержания курса учатся находить, характеризовать, сравнивать, классифицировать такие языковые единицы, как звук, буква, часть слова, часть речи, член предложения, простое предложение, что послужит основой для дальнейшего формирования общеучебных, логических и познавательных (символико-моделирующих) универсальных учебных действий с языковыми единицами.

Контроль за уровнем достижений учащихся по русскому языку в начальной школе проводится в форме письменных работ: диктантов, грамматических заданий, контрольных списываний, изложений, тестовых заданий.

Диктант служит средством проверки орфографических и пунктуационных умений и навыков.

Грамматический разбор есть средство проверки степени понимания учащимися изучаемых грамматических явлений, умения производить простейший языковой анализ слов и предложений.

Контрольное списывание, как и диктант, является способом проверки усвоенных орфографических и пунктуационных правил, сформированности умений и навыков. Здесь также проверяется умение списывать с печатного текста, обнаруживать орфограммы, находить границы предложения, устанавливать части текста, выписывать ту или иную часть текста.

Проведение обучающего изложения выявляет, как идет формирование навыка письменной речи, умения понимать и передавать основное содержание текста без пропусков существенных моментов: умение организовать письменный пересказ, соблюдая правила русского языка.

Выполнение учащимися тестовых заданий является динамичной формой проверки, направленной на установление уровня сформированости умения использовать свои знания в нестандартных учебных ситуациях. Классификация ошибок и недочетов, влияющих на снижение оценки Ошибки:

– нарушение правил написания слов, включая грубые случаи пропуска, перестановки, замены и вставки лишних букв в словах;

– неправильное написание слов, не регулируемых правилами, круг которых очерчен программой каждого класса (слова с непроверяемыми написаниями);

– отсутствие изученных знаков препинания в тексте (в конце предложения и заглавной буквы в начале предложения);

– наличие ошибок на изученные правила по орфографии;

– существенные отступления от авторского текста при написании изложения, искажающие смысл произведения;

– отсутствие главной части изложения, пропуск важных событий, отраженных в авторском тексте;

– употребление слов в несвойственном им значении (в изложении). Недочеты:

– отсутствие знаков препинания в конце предложения, если следующее предложение написано с большой буквы;

– отсутствие “красной” строки;

– неправильное написание одного слова (при наличии в работе нескольких таких слов) на одно и то же правило;

– незначительные нарушения логики событий авторского текста при написании изложения. Снижение отметки за общее впечатление от работы допускается в случаях, указанных выше.

При оценке изложения необходимо обратить внимание на полноту передачи основного содержания текста, на наличие пропусков существенных моментов в тексте, на искажения при передаче авторского замысла, на отсутствие главной части повествования.

Нормы оценок за контрольные работы по русскому языку соответствуют общим требованиям, указанным в методическом письме «Контроль и оценка результатов обучения в начальной школе» Министерства общего и профессионального образования РФ от 19 ноября 1998 года N 1561/14-15.

Данное письмо разработано с учетом современных требований к. деятельности учителя начальных классов в четырехлетней начальной школе по контролю и оценке результатов обучения, реализует принципы гуманизации и индивидуализации обучения .

Ниже мы приводим формы контроля и учета достижений обучающихся, которые осуществляются в начальной школе:

 

ngshshhz

 

Как было отмечено выше, Федеральный государственный образовательный стандарт содержит чёткие требования к системе оценки достижения планируемых результатов. В соответствии с ними система оценки должна: 1) фиксировать цели оценочной деятельности:

а) ориентировать на достижение результата:

– духовно-нравственного развития и воспитания (личностные результаты),

– формирования универсальных учебных действий (метапредметные результаты),

– освоения содержания учебных предметов (предметные результаты);

б) обеспечивать комплексный подход к оценке всех перечисленных результатов образования (предметных, метапредметных и личностных);

в) обеспечить возможность регулирования системы образования на основании полученной информации о достижении планируемых результатов; иными словами предоставление возможности для принятия педагогических мер по улучшению и совершенствованию процесса образования в каждом классе, в школе, в региональной и федеральной системах образования;

2) фиксировать критерии, процедуры, инструменты оценки и формы представления её результатов.

Оценка достижения предметных результатов ведётся как в ходе текущего и промежуточного оценивания, так и в ходе выполнения итоговых проверочных работ.

Результаты накопленной оценки, полученной в ходе текущего и промежуточного оценивания, фиксируются, в форме портфеля достижений и учитываются при определении итоговой оценки.

Предметом итоговой оценки освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования является достижение предметных и метапредметных результатов начального общего образования, необходимых для продолжения образования.

В систему оценки предметных результатов входят:

– Опорные знания по предметам: русскому языку, математике, чтению, окружающему миру которые включают в себя ключевые теории, идеи, факты, методы, понятийный аппарат.

– Предметные действия: использование знаково-символических средств, моделирование, сравнение, группировка и классификация объектов, действия анализа, синтеза и обобщения, установление причинно- следственных связей и анализ, поиск, преобразование, представление и интерпретация информации, рассуждения.

В системе проверочных и учебно-методических материалов выделяются следующие позиции:

  1. Стартовая диагностика, в которой представлены ожидаемый уровень предметной подготовки первоклассников, примеры проверочных заданий и возможные структуры проверочных работ в зависимости от методики и времени их проведения, а также рекомендации по использованию системы стартовой диагностики. В рамках опытно-экспериментального исследования нами были разработаны диагностические материалы для стартовой диагностики обучения по русскому языку в первом классе национальной башкирской школы, которые приводятся ниже.
  2. Итоговые проверочные работы (на конец каждого класса) – основной инструмент итоговой оценки – система заданий различного уровня сложности по чтению, русскому языку, математике и окружающему миру. В учебном процессе оценка предметных результатов проводится с помощью диагностических работ (промежуточных и итоговых), направленных на определение уровня освоения темы учащимися. Проводится мониторинг результатов выполнения трех итоговых работ – по русскому языку, родному языку, математике – и итоговой комплексной работы на межпредметной основе.

 

Литература

  1. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа / Е.С. Савинов. – М.: Просвещение, 2009.
  2. Планируемые результаты начального общего образования / Под ред. Г.С. Ковалева, О.Б. Логинова. – М.: Просвещение, 2009.- 120 с.
  3. Оценка достижения планирования результатов в начальной школе в 2-х частях / М.Ю. Демидова, С.В. Иванов и др. – М.: Просвещение, 2009. – 215 с.
  4. Контроль и оценка результатов обучения. 1-4 классы / И.А. Моисеев. – М.: ВАКО, 2010.
  5. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли. Пособие для учащихся / Под ред. А.Г. Асмолова. – М.: Просвещение, 2008. – 151 с.
  6. Оценка достижений планируемых результатов в начальной школе. Система заданий. В 2-х частях / Г.С. Ковалева. – М.: Просвещение, 2009.
  7. Мои достижения. Итоговые комплексные работы. 1 класс / О.Б. Логинова и др. – М.: Просвещение, 2010.
  8. Мои достижения. Итоговые комплексные работы. 2 класс / О.Б. Логинова и др. – М.: Просвещение, 2010.
  9. Мои достижения. Итоговые комплексные работы. 3 класс / О.Б. Логинова и др. – М.: Просвещение, 2011.
  10. Мой портфолио. 1 класс / А.В. Иванов. – М.: Просвещение, 2010.
  11. Итоговая проверочная работа: комплексный подход к оценке результатов образования в 1 классе. Учебно-методическое пособие / Составители: Нафикова З.Г., Шарафутдинова С.Ф. – Уфа: РИО РУНМЦ МО РБ, 2012. -108 с