ФГБОУ ВО «КЧГУ», г.Карачаевск

В процессе обучения подросток учится выполнять различные задачи и развивается не только как ученик, но и как личность. Но для получения образования необходим некий «толчок». Этим «толчком» можно условно называть такой термин, как «мотивация». Впервые это понятие употребил в своей статье «Четыре принципа достаточной причины» А. Шопенгауэр. Сейчас же термин многие ученые психологи трактуют по-разному. Доминируют следующие точки зрения такого понятия, как «мотив»: его рассматривают как потребность, как цель, как свойство личности. Мотив как потребность рассматривают прежде всего потому, что потребность в значительной степени объясняет, почему индивид проявляет активность. С этой позиции Деси Е. рассматривает потребности на «психическом уровне», например, «потребности в компетентности» [Deci , 1976], мотивирующей игровую, исследовательскую и познавательную деятельность. Точка зрения, что мотивы – устойчивые характеристики личности, в основном характерна для работ западных психологов, но имеет сторонников и в нашей стране. Мотив как цель в своих работах рассматривает С.П. Манукян. Автор утверждает, что: «определенные предметы и явления (объекты) порождают потребность с конкретным предметным содержанием. Это содержание каждый раз актуализирует данную потребность, если человек встречается с этим объектом или образ его по каким-то причинам воспроизводится в сознании». Приходя к выводу сказанного, Манукян С.П. утверждает, что не сама по себе потребность вызывает деятельность, а предмет этой потребности.

Психологи выделяют множество различных видов мотиваций:

) Внешняя и внутренние мотивации (основаны на влиянии внешнего или внутреннего фактора соответственно на мотивацию индивида). Так, внешняя мотивация обусловлена внешними явлениями (например, учитель выполняет свою работу для получения денег), а внешняя мотивация обусловлена внутренними побуждениями человека к чему-либо (например, учитель выполняет свою работу ради удовлетворения собственной потребности в обучении кого-либо).

) Положительная или отрицательная мотивация. Данный вид мотивации основан на стимулах. Примером отрицательной мотивации может являться уборка ребенком комнаты для того, чтобы не получить выговор от родителей. Примером положительной мотивации является уборка ребенком комнаты потому, что если он сделает это, то получит игрушку от родителей.

) Устойчивая и неустойчивая мотивация. Устойчивой считается мотивация, которая основана на нуждах человека, так как она не требует дополнительного подкрепления. Неусточивая мотивация основана на постоянном подкреплении мотивов индивида.

А также многие другие частные виды мотиваций, такие как учебная мотивация, мотивация власти и т.д.

В отечественной психологии большую роль в определении мотива сыграл Леонтьев А.Н. Он выделял смыслообразующую функцию мотива, предполагая, что мотив придает личностный смысл действиям и определенным обстоятельствам. Автор говорил о совместной работе мотива и сознания. Так, Леонтьев А.Н. утверждает, что даже при условии, что мотивы не осознаются субъектом, то они все равно придают сознательному отражению субъективную окрашенность, которая выражает значение отражаемого для самого субъекта, его, как мы говорим, личностный смысл. Помимо понятия «мотив», Леонтьев А.Н. вводит такой термин, как «мотивировка». Под ним исследователь понимает «объяснение действий». При этом он утверждает, что мотивировка и мотив далеко не всегда являются идентичными понятиями. Леонтьев А.Н. указывает на то, что мотивировка может не совпадать с действительным мотивом действия субъекта. Данный исследователь утверждает, что «генетически исходным для человеческой деятельности является несовпадение мотивов и целей». При этом, если субъект начинает осознавать свои мотивы, то происходит возникновение так называемых «мотивов-целей». Автор говорит также о том, что существует связь между эмоциями и мотивами. При этом, Леонтьев А.Н. утверждает, что «межмотивационные отношения, которые, складываясь, характеризуют собой строение личности, а вместе с ним и сферу отражающих и опосредствующих ее функционирование эмоциональных переживаний» [Леонтьев, Избранные психологические издания т. 2, с. 211-212]. Исследователь также выдвигает положение полимотивированности деятельности, основываясь на том, что сложные формы поведения, побуждаются несколькими потребностями. Говоря об учебной деятельности, он предлагает рассматривать два варианта полимотивированности. Первый кроется в том, что специфика учебной деятельности обусловлена как познавательными, так и социальными мотивами. Второй вариант Леонтьев А.Н. рассматривает с точки зрения о том, что учебная деятельность заключается в совместной работе смыслообразующего мотива и мотивов-стимулов. Следует отметить, что смыслообразующий мотив выполняет функцию побуждения и направления на объект, а мотивы-стимулы играют роль дополнительной стимуляции данной деятельности.

С позиции таких ученых, как Вудворт Р. и Уайт Р. мотив связан не с первичными потребностями человека (гомеостатическими), а с потребностью нервной системы находиться в активном состоянии, с ее потребностью функционировать. Согласно этой точке зрения, все мотивы человека направлены на освоение окружающего мира, а мотивация получила название «мотивации повышения компетентности». При этом она имела специфический механизм регуляции – гетеростатическим. Этот механизм подразумевает отклонение от равновесия субъекта и направление его деятельности на поиск нового.

Еще одним исследователем, внесшим большой вклад в развитие изучения мотивации стал Ильин Е.П. По его мнению, мотив – это система образований, которая тесно связанная со стимулом. Автор выделяет два вида мотивации:

)        Внешнестимулируемая мотивация

)        Внутреннеорганизуемая мотивация

Также Ильин Е.П. выделяет следующие стадии формирования мотива в случае, если стимулом являются биологические потребности личности:

) Формирование первичного мотива

) Поисковая активность

) Выбор конкретной цели и формирование намерений

Рассмотрим эти этапы более подробно.

  1. Первый этап состоит из формирования потребности личности и побуждения к поисковой активности. Для этого необходимо, чтобы субъект сделал значимым для себя удовлетворение данной потребности. А это достигается путем осознания нужды, и перехода ее за определенный порог, который регламентирует превращение этой нужды в значимое переживание для субъекта. При этом, как отмечает Нюттен Ж., чем сильнее выражена потребность, тем менее специфичен объект ее удовлетворения.
  2. Вторая стадия обусловлена поисковой активностью (внешней или внутренней). Она осуществляется в том случае, если субъект не обладает необходимой для принятия решения информацией. В это время происходит поиск субъектом необходимой информации в следствие воздействия на него первичного мотива.

.        Третья стадия формирования мотива обусловлена выбором определенной цели и определения способа, которым эта цель будет достигнута. При этом целесообразно говорить о представляемой цели как о структурном психологическом образовании, в которое могут входить не только представления о средствах удовлетворения потребности, но и представления о процессе ее удовлетворения, о результатах, а в ряде случаев и о достижении определенной ситуации. Действие выбирается в соответствии с принятым решение, которое может носиить вероятностный характер. Также, на этом этапе наиболее полно проявляются личностные качества субъекта действия. Возможно построение так называемых «запасных вариантов» – решений, которые будут использованы субъектом в том случае, если первичное решение не принесет желаемых результатов и не сможет удовлетворить потребность.

При выпадении какой-либо стадии из процесса мотивации ученые говорят об «укороченной мотивации». Частным случаем такой мотивации является пример выполнения субъектов одних и тех же действий. Так, Вундт В. считал, что при повторении одних и тех же действий человеком с определенной частотой, то мотив становится тем слабее, чем чаще это действие выполняется. Считается, что при попадании в одни и те же сутации, индивид начинает регламентировать свое поведение посредством так называемых «мотивационных схем». При этом, чем богаче опыт человека, чем чаще он попадал в определенную ситуацию, тем с большей вероятностью его решения будут отражены в мотивационных схемах предыдущих подобных ситуаций. Ильин Е.П. предлагает рассматривать мотивационные схемы как одну из составных частей мотивационной сферы личности. Также он рассматривает следующие виды мотивационных образований:

  • Мотивационные установки
  • Мотивационные состояния
  • Влечения, желания
  • Склонность
  • Привычки
  • Интересы
  • Направленности личности
  • Мотивационные свойства личности

При этом каждое мотивационное образование тесно связано со структурой мотивации. Е.П. Ильин утверждает, что мотив имеет трехкомпонентную структуру. Каждый компонент, в соответствии со стадиями формирования мотива, можно отнести к трем блокам:

)        Потребностный блок

)        Блок «внутреннего фильтра»

)        Целевой блок

В первый блок исследователь отнес социальные и биологические потребности. Второй блок характеризуется нравственным контролем личности, оценкой внешней ситуации и собственных возможностей и предпочтений. Наконец, третий блок представляет собой образ предмета, который способен удовлетворить потребность или образ процесса удовлетворения потребности.

Учебная мотивация является компонентом мотивационной сферы личности

Как правило, учебная деятельность ребенка побуждается не одним мотивом, а целой системой разнообразных мотивов, которые переплетаются, дополняя друг друга, находятся в определенном соотношении между собой. Причем, не все мотивы имеют одинаковое влияние на учебную деятельность: одни из них ведущие, другие второстепенные.

Наиболее важными в подростковом возрасте являются мотивы обучения, связанные с возрастными особенностями. Данный этап онтогенетического развития характеризуется возникновением у школьника стойкого интереса к определенному предмету, что связано с его личными интересами. Однако, на фоне этого наблюдается общее снижение мотивации учения и, как следствие, изменяются мотивы посещения школы: они переходят от внутренних к внешним. Особенностью учебной мотивации у подростков также является наличие у них «подростковых установок» (моральных взглядов, суждений, оценок, часто не совпадающих с таковыми у взрослых). К таким установкам относится, например, осуждение тех учащихся, которые не дают списывать или не хотят подсказывать на уроке. При этом у подростков становится все более выражена в оценке собственной личности самим собой и, что более важно, окружающими, что влияет на учебную мотивацию. Следствием этого, по мнению психологов, являются их обидчивость, ранимость, «вялая» мотивация, эмоциональная реакция на замечания со стороны учителей и т.д.

Так, Маркова А.К. выделила две группы особенностей подростка, способствующих становлению мотивации учебной деятельности и препятствующих этому: благоприятные и негативные. Благоприятными мотивами, по мнению этого исследователя, являются:

  • Потребность во взрослости (нежелание подростка считать себя ребенком, стремление занять новую жизненную позицию по отношению к другому человеку, миру и т.д.).
  • Общая активность подростка (подросток желает включаться в различные виды деятельности на одинаковых правах со взрослыми и/или сверстниками).
  • Желание индивида на основе мнения другого человека осознать и принять свои личностные особенности
  • Стремление к самостоятельности
  • Стремление к расширению кругозора
  • Развитие специальных навыков и способностей

Негативная мотивация к обучению, по мнению Марковой А.К. вызваны следующими причинами:

  • Незрелость оценок своей личности приводит к конфликтным ситуациям со взрослыми и/или сверстниками
  • Стремление «быть взрослым» вызывает внешнее безразличие к мнению людей, хотя оно остается наиболее важным компонентом мотивационной сферы подростка
  • Устойчивое мнение о том, что некоторые из предметов, изучаемых в школьном курсе, «не пригодятся в реальной жизни».
  • Избирательный интерес к одним учебным дисциплинам оказывает влияние на недостаточную успеваемость по другой учебной дисциплине.

Что касается старшего школьного возраста, то здесь мотивы обучения немного отличаются. Здесь на первый план выходят такие особенности, которые связаны с социальным становлением личности в обществе. Мотивы учения старшеклассников тесно связаны с подготовкой к профессиональной деятельности. Так, Божович Л.И. считает, что у подростков мотивы обучения связаны с настоящей, а у старших школьников с будущей жизнью. Мотивы, связанные со стремлением посредством хороших отметок завоевать определенное положение в классе, типичные для подростков, в старших классах отходят на второй план.

Исходя из всего вышеизложенного, можно сделать следующие выводы:

1)  Мотив – это система образований, имеющая свою собственную структуру.

2)      Учебная мотивация – направленность школьника на отдельные стороны учебной работы, связанная с внутренним отношением ученика к ней.

)        Учебная мотивация подростков характеризуется:

  • Влиянием оценочных суждений окружающих на учебную мотивацию
  • Влиянием личных интересов, стойкого отношения к определенному предмету на учебную мотивацию
  • Влиянием моральных взглядов, суждений, оценок подростков на учебную мотивацию
  • Влиянием нежелания подростков считать себя детьми на учебную мотивацию
  • Влиянием стремления к самостоятельности на учебную мотивацию
  • Влиянием стремления расширения кругозора на учебную мотивацию
  • Влиянием развития специальных умений и навыков на учебную мотивацию
  • Влиянием связи учебных дисциплин с реальными жизненными ситуациями на учебную мотивацию.

Таким образом, изучив теоретические аспекты мотивационной сферы личности и учебной мотивации подростков, мы перешли к практической части нашего исследования.

Цель нашей работы, которая заключалась в изучении особенностей учебной мотивации детей подросткового возраста была достигнута. Все поставленные задачи были достигнуты:

) Нами была дана характеристика мотивационной сферы личности: мотив – это система образований, имеющая свою собственную структуру; выделяют несколько классификаций мотивации: внешняя и внутренние мотивации, положительная и отрицательная мотивации, устойчивая и неустойчивая мотивации. Выделяют 3 этапа формирования мотивации: формирование первичного мотива и поисковая активность, выбор конкретной цели, формирование намерений.

) Особенности учебной мотивации у детей подросткового возраста были определены – они характеризуются: Влиянием оценочных суждений окружающих на учебную мотивацию, влиянием личных интересов, стойкого отношения к определенному предмету на учебную мотивацию, влиянием моральных взглядов, суждений, оценок подростков на учебную мотивацию, влиянием нежелания подростков считать себя детьми на учебную мотивацию, влиянием стремления к самостоятельности на учебную мотивацию, влиянием стремления расширения кругозора на учебную мотивацию, влиянием развития специальных умений и навыков на учебную мотивацию, влиянием связи учебных дисциплин с реальными жизненными ситуациями на учебную мотивацию.

) Диагностика учебной мотивации подростков проведена, по ее результатам подростки по большей мере имеют социальные и внешние мотивы к обучению.

) Рекомендации педагогам по улучшению учебной мотивации детей подросткового возраста разработаны. Мы посоветовали педагогам: направить педагогическое мастерство на снижение уровня социальной зависимости ученика, усилить внеклассную работу, развивать внутреннюю и познавательную мотивацию учеников, включить учеников в совместный педагогический процесс.

 

Список использованной литературы

  1. Алексеев В.А. Самосознание и мотивация деятельности на рубеже подросткового и старшего школьного возраста. В.А. Алексеев Проблемы мотивации общественно полезной деятельности школьников. – М.: Наука, 2004, С. 103-107.
  2. Н.В. Зоткин, М.Е. Серебрякова Общая психология. Психология мотивации и эмоций, 2007, с. 10-12.
  3. Крутецкий В.А. Психология: Учебник для учащихся пед. Училищ, 1980.
  4. Маркова А.К., Матис Т.А., Орлов А.Б. Формирование мотивации учения. М., 1990.
  5. Маркова А.К., Орлов А.Б., Фридман Л.М. Мотивация учения и ее воспитание у школьников. М., 1983.