КЧГУ им.Алиева г.Карачаевск

Когда профессиональные педагоги или родители осуществляют свои воспитательные функции, решают очередные конкретные педагогические проблемы, задачи, проще говоря, занимаются с детьми, ведут воспитательную работу, они часто вынуждены задавать себе вопросы: как поступить, как его, ее, их сделать любознательными, прилежными, ответственными, трудолюбивыми и т.д. – словом, тогда они, педагогики, думают о методах. Они превращают в реальность наши лучшие надежды, планы, мечты, обращенные к самому дорогому – к детям.

Сущность воспитания и, следовательно, воспитывающая функция образования состоят в формировании у воспитанников определенных качеств личности, а также системы социальных и духовных отношений. При этом, развиваясь, отношение становится ценностью для человека (ценностное отношение). Таким образом, воспитание представляет собой не только процесс, но и результат, который содержательно характеризуется системой ценностных отношений (ценностей) и личностных качеств человека.

Личностное качество (или качество личности) – это закрепившееся и ставшее привычным отношение, которое определяет устойчивость поведения человека в любых изменяющихся условиях. Таким образом, личностное качество современной наукой рассматривается как вторичное понятие. Первичным понятием воспитания выступает понятие “отношение»

Отношения, писал советский психолог В. Н. Мясищев, представляют собой систему временных связей человека как личности – субъекта со всей действительностью (с миром) либо ее отдельными сторонами (с частями мира, с самим собой как частью мира). Такой подход к воспитанию не нов: на его основе разработаны учебные пособия И. Ф. Харламова, А. В. Мудрика, В. В. Анисимова и др. Преимущество данного подхода заключается в том, что понятие “отношение” показывает зависимость личности и ее формирования от внешних условий и в то же время отражает ее обращенность на себя и одновременно выход за пределы себя. То есть отношение отражает, с одной стороны, воздействие на школьника окружающей среды и воспитания, и с другой – подчеркивает активное начало в школьнике как члене общества и субъекте собственного развития. То есть отношение характеризует личность как стабильную сущность и в то же время указывает на потенциальную возможность ее изменения.

Метод воспитания не придумывается, не создается произвольно, он даже не является продуктом творчества педагога или родителя. В выборе метода учитель или родитель полностью зависит от того, каким он предвидит результат.

  1. Сущность методов воспитания и их классификация

Категория метода воспитания отражает двойственное предвосхищение: «Знаю, чего хочу получить, знаю как этого достичь».  Отражая двуединый характер педагогического процесса, методы являются одним из тех механизмов, которые обеспечивают взаимодействие воспитателя и воспитанников. Это взаимодействие строится не на паритетных началах, а под знаком ведущей и направляющей роли учителя, который выступает руководителем и организатором педагогически целесообразной жизни и деятельности учащихся.

Задачами воспитания современная наука называет способы взаимосвязанной деятельности воспитателей и воспитанников, направленной на решение задач воспитания.

 Это соответствует гуманистическому пониманию процесса воспитания как совместной деятельности учителей и учеников и основному закону воспитания: воспитывать — организуя деятельность воспитанников. Как видим, воспитатель все-таки — организатор деятельности воспитанников, и это педагоги всегда понимали. С этой точки зрения под методами воспитания следует понимать совокупность специфических способов и приемов воспитательной работы, которые используются в процессе организации разнообразной деятельности учащихся для развития у них потребностно-мотивационной сферы, взглядов и убеждений, выработки навыков и привычек поведения, а также для его коррекции и совершенствования с целью формирования личностных свойств и качеств3.

Задачи воспитания проявляют свое содержание через:

  • непосредственное влияние воспитателя на воспитанника (посредством убеждения, нравоучения, требования, приказа, угрозы, наказания, поощрения, личного примера, авторитета, просьбы, совета);
  • создание специальных условий, ситуаций и обстоятельств, которые вынуждают воспитанника изменить собственное отношение, выразить свою позицию, осуществить поступок, проявить характер;
  • общественное мнение референтной группы, например, коллектива (школьного, студенческого, профессионального), личностно значимого для воспитанника, а также благодаря авторитетному для него человеку — отцу, ученому, художнику, государственному деятелю, деятелю искусства, и средства массовой информации (телевидение, печатные издания, радио);
  • совместную деятельность воспитателя с воспитанником, общение, игру;
  • процессы обучения и самообразования и передачи информации, социального опыта в кругу семьи, в процессе дружеского и профессионального общения;
  • погружение в мир народных традиций, фольклорного творчества, чтение художественной литературы. 1

Воспитатель выбирает и использует систему методов соответственно поставленным целям. Поскольку они являются «инструментами прикосновения к личности» (А. С. Макаренко), постольку при их выборе необходимо учитывать все тонкости и особенности личности воспитанника. Не существует хорошего или плохого метода. Эффективность решения воспитательных задач зависит от многих факторов и условий, а также от последовательности и логики применения совокупности методов.

К настоящему времени накоплен обширный научный фонд, раскрывающий сущность и закономерности функционирования методов воспитания. Их классификация помогает выявить общее и особенное, существенное и случайное, теоретическое и практическое и тем самым способствует целесообразному и более эффективному их использованию, помогает понять назначение и характерные признаки, присущие отдельным методам. Так, например, выделяют три группы методов (Г. И. Щукина):

1) ориентированные на формирование положительного опыта поведения воспитанников в общении и деятельности;

2) направленные на достижение единства сознания и поведения воспитанников;

3) использующие поощрения и наказания.

П.И. Пидкасистый предлагает другую группировку задач воспитания:

– педагог способствует восприятию мира;

– педагог помогает ребенку осмысливать этот мир;

– педагог инициирует созидание мира вне и внутри личностной структуры ребенка.

Согласно более или менее разделяемой всеми учеными классификации задачи воспитания в отечественной науке объединяются в группы и составляют такую систему:

а) методы формирования сознания: рассказ, беседа, лекция, дискуссия, диспут, метод примера;

б) методы организации деятельности и формирования опыта поведения: упражнение, приучение, поручение, требование, создание воспитывающих ситуаций;

 

Список использованной литературы:

  1. Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов; Под ред. В.А. Сластенина. – М.: Издательский центр “Академия”, 2002, с. 354
  2. Селиванов В.С. Основы общей педагогики: Теория и методика воспитания. – м., 2002, с. 307
  3. Педагогика: учебник / Л.П. Крившенко и др. / под ред. Л.П. Крившенко. М.: ТК Велби, изд-во Проспект, 2008, с.146