КЧГУ им. У.Д. Алиева

В учебно-познавательной деятельности школьников проявляются положительные или негативные эмоции. Положительные эмоции выражаются у них при удовлетворении своих потребностей, желаний, достижении цели деятельности. Необходимо отметить, что в учебно-познавательной деятельности они выражаются в виде радостного отклика, повышенного настроения при удовлетворении мотивации учения, мотивации достижения и др. Такое положительное эмоциональное возбуждение способствует успешному выполнению более легких заданий и затрудняет выполнение более сложных. Однако, при этом связанные с достижением успеха положительные эмоции, способствуют повышению, а отрицательные эмоции, которые связаны с неуспехом, – снижению уровня выполнения деятельности.

Большой восторг у школьников как обычно проявляется в их самостоятельной учебной деятельности, в особенности, при самостоятельном переходе от одного этапа учебной работы к другому.

Все вышеназванные эмоции в целом образуют позитивное эмоционально-психологическое состояние учащихся, что создает благоприятные условия, необходимые для успешного протекания процесса обучения. В особой мере учителю надо заботиться о создании или восстановлении позитивного эмоционально-психологического состояния в том случае, если у ученика стрессовая ситуация из-за продолжительного во времени неуспеха в учении, конфликт с товарищами и т. д.

Влияние отрицательной эмоции проявляется в  дезорганизации деятельности, которая приводит к ее возникновению, к организации действий, которые направлены на уменьшение или устранение вредных воздействий. Появляется эмоциональная напряженность. Она выражается временным понижением устойчивости психологических процессов, что, в свою очередь, сопровождается различными достаточно выраженными внешними проявлениями эмоций. Возникает и развивается она в связи с различными эмоциональными условиями, вызывающими стресс, то есть очень сильными воздействиями на мотивационную, волевую, эмоциональную, интеллектуальную сферы, которые сопровождаются разными эмоциональными переживаниями. Степень и быстрота развития у человека напряженности зависит от индивидуальных психологических особенностей, в особенности, уровнем эмоциональной устойчивости личностной тревожности, которая проявляется в способности противостоять воздействиям, вызывающим эмоции, личностной и индивидуальной значимости этих воздействий и его изначальным состоянием.

Поэтому, учителю необходимо обратить внимание, еще ситуативным проявлениям положительного отношения к учению, которые наблюдаются при встрече школьников с увлекательно поданными занятиями, новым неожиданным учебным материалом и его эффектным оформлением, занимательными книгами. Все это является учебным материалом, вызывающим эмоции. Однако следует помнить, что эти особенности учебного материала лишь ненадолго удерживают внимание школьника и не обеспечивают его внутренней мотивации к учению без включения ученика в содержательную активную учебную деятельность.

Как отмечал С.Л.Рубинштейн, «эмоциональное развитие человека проходит… путь, аналогичный пути его интеллектуального развития: чувство, как и мысль ребенка, сначала поглощено непосредственно данным; лишь на определенном уровне развития оно высвобождается от непосредственного окружения – родных, близких, в которое ребенок врос, и начинает сознательно направляться за пределы этого узкого окружения. Заодно с перемещением эмоций от единичных и частных объектов в область общего и абстрактного, происходит другой, не менее показательный сдвиг – чувство становится избирательным» [2, с. 67].

В работах Л.С. Выготского, структура сознания ребенка рассматривается как динамическая смысловая система интеллектуальных и эмоциональных процессов, которые находятся в определенном единстве.  По мнению Л.С. Выготского,  эмоции с развитием ребенка не ослабляются и  не подавляются, а кривая развития эмоций поднимается вверх от аутистического мышления, когда эмоции становятся ведомыми в интеллектуальном процессе, к реалистическому интеллектуальному процессу, иначе происходит «синтез интеллектуального и эмоционального процесса» [1, с. 628].

Позитивные эмоции, такие как радость, интерес, удовлетворенность и позитивный фон настроения, приобретая временные характеристики, становятся позитивными эмоциональными состояниями. Каждую такую эмоцию/состояние А. Б. Хромов рассматривает в трех аспектах:

1)обстоятельства, выявляющие данную эмоцию;

2)влияние, оказывающее позитивными эмоциями/состояниями на реализацию репертуара «мысль – действие»;

2)последствия этих влияний [3]

На наш взгляд, позитивное эмоционально-психологические состояние – это целостное выражение аффективной деятельности психики за некоторый отрезок времени, которое отличается слабовыраженными по интенсивности и положительными по знаку эмоциями. Позитивное эмоционально-психологическое состояние это положительное отношение, которое выражается в оценке внешних обстоятельств,  внутренних стимулов и субъективным переживаниям человека.

Список использованной литературы:

  1. Выготский Л.С. Психология развития человека. М.: «Эксмо». 2004. с. 628
  2. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – СПб.: Питер, 2009. – С. 551

  1. Хромов, А. Б. Позитивные эмоциональные состояния младших школьников в ситуациях дифференцированного обучения Текст. : дис. . канд. психол. наук / А. Б. Хромов ; Курганский гос. ун-т. Курган : [б. и.], 2005. -235 с.

Login