КЧГУ им. У.Д. Алиева

Ребенок с поступлением в школу постепенно учится управлять собой, строить свою деятельность адекватно поставленным целям и намерениям.

Однако появление этих важных качеств поступление ребенка в школу само по себе еще не обеспечивает. Они нуждаются в целенаправленном развитии.

С поступлением в школу дети должны выполнять ряд ответственных школьных обязанностей, которые влекут за собой соответствующие оценки учителя, одноклассников, а также те или иные реакции домашних. И все это рождает у ребенка определенные эмоционально-психологические состояния:  радость от похвалы, удовлетворение, огорчение, переживание своих недостатков по сравнению с товарищами, недовольство собой и т. д.

У отдельных детей неудачи при выполнении заданий могут вызвать раздражение по отношению к окружающим, зависть к товарищам, недоброжелательство, заслужившим похвалу; могут даже в некоторых случаях породить желание досадить учителю или классу. Но если такие неудачи не носят длительного характера и ребенок не чуждается коллектива, то они приводят обычно к появлению желания занять в классе и дома достойное место, вызывают стремление учиться лучше, чтобы добиться успеха.

Значит, выполнение учебных заданий является основой таких переживаний, как неуверенность в себе, волнение, радость при наметившемся успехе, успокоение в связи с тем, что все-таки удалось выполнить задание, беспокойство по поводу того, что дальше пойдет хуже и т. д.

Как видно из вышеизложенного, небезразличное отношение к успеху или неуспеху вызывает то состояние волнения, которое обычно испытывает школьник при устном опросе или контрольной работе.

Безусловно, в ходе учения проявляется и большое число эмоций, образующихся при усвоении отдельных сторон учебного материала, и по ходу сопереживания школьников персонажам художественных произведений, выдающимся историческим личностям, ученым, сделавшим открытия, героям наших дней и т. д. Эти эмоции имеют большое воспитательное значение.

Отметим, что положительные эмоции, проявляющиеся при овладении учащимися приемами самостоятельного добывания знаний, новыми способами усовершенствования своей учебной работы, самообразования также важны. Большую радость у школьников, обычно, вызывает их самостоятельность в учебной деятельности, в частности, самостоятельный переход от одного этапа учебной работы к другой. Например, умение без помощи учителя перейти от формулировки учебной задачи (проблемы) к определению учебных действий (путей разрешения проблемы), затем к приемам проверки выбранного пути решения. Следовательно, учителю необходимо уделять достаточно внимания организации самостоятельной работы учащихся.

Все названные эмоции в совокупности образуют благоприятные условия  в процессе обучения. Создание таких  условий детерминировано позитивным эмоционально-психологическим состоянием учащихся. В особой мере учителю надо заботиться о создании позитивного эмоционально-психологического состояния или восстановления его в том случае, если у ученика сложилась стрессовая ситуация длительного неуспеха в учении, закрепившееся негативное отношение к учителю или даже к школе, конфликт с товарищами, тревожность и т. д.

Однако, эмоционально-психологическое благополучие, захваливание учеников, преобладание удовлетворенности собой у школьников в крайних случаях может приводить к застою в учебной работе, к прекращению роста учащихся, к «закрытости» их для развития.

Таким образом, в процессе обучения наряду с благоприятными  эмоциональными условиями также должны присутствовать и неблагоприятные. Например, отрицательные эмоции, такие как разочарование, является источником нахождения новых способов работы, самообразования и самосовершенствования. Состояние эмоционального комфорта учащихся, в естественной ситуации, которая способствует успешному решению задачи, должно быть заменено состоянием относительного дискомфорта, характерного для появления новых задач и поиска еще неизвестного решения.

В обучении наряду с эмоциями относительной неудовлетворенности должно быть чувство преодоления трудностей. Ребенок всегда должен знать, что оценка это результат его умственных усилий. Если отметка балует школьника, он относится легкомысленно к обучению. Вы не можете лишить учащегося эмоций от самостоятельного преодоления встречающихся на его пути трудностей. Это не случайно, что в последние годы программа нашей школы построена на достаточно высоком уровне сложности. Важно, чтобы избежать перегрузки учащихся. Тем не менее, эмоции, связанные с различными трудностями в учебной работе не должны превращаться в эмоциональную напряженность и тем более в эмоциональный стресс, что приводит к нарушению учебной деятельности (в ситуации экзамена, отсутствие времени, когда контрольная работа).

Итак, негативное эмоционально-психологическое состояние должно включаться в процесс обучения, но оно должно непременно сменяться позитивными эмоциями. Если этого не произойдет, то длительное чувство неудовлетворенности в учебной работе делает ученика пассивным, неуверенным в своих силах. Чувство столкновения с трудностью, не получившее выхода в разрешении этой трудности, также снижает самостоятельность и инициативу школьников, не стимулирует их к дальнейшему усложнению своих целей и задач в учебной работе.