Карачаево-Черкесский государственный университет им.У.Д.Алиева

С начала 90-х годов в России количество образовательных учреждений, в той или иной степени использующих дистанционные образовательные технологии, стремительно растет. И как показывает уже накопленная практика, это перспективная модель, причем применительно как к вузовскому, так и к школьному образованию.

Методика применения дистанционных образовательных технологий определяет в первую очередь наличие учителей, подготовленных для работы в новой информационно-образовательной среде. Но у преподавателей средних общеобразовательных школ недостаточно сформирована готовность к использованию дистанционных образовательных технологий в своей педагогической деятельности.

Использование дистанционных образовательных технологий в традиционном обучении способствует установлению более доверительных отношений между преподавателем и обучающимися, и, таким образом, индивидуализации обучения.

В последние годы изменились традиционные взгляды на построение обучения. По оценкам специалистов, современный образовательный процесс должен быть направлен на применение совокупности технологий обучения, в рамках которых «.обучающийся должен тратить до 40% времени на дистанционные формы обучения, примерно 40% — на очные, а оставшиеся 20% — на самообразование»1. Построение комплексной технологии обучения требует разработки адекватной информационно-образовательной среды вуза, создания нового поколения информационно-образовательных ресурсов и способов передачи знаний студентам.

Информационная эпоха характеризуется повсеместной интеграцией несовместимых ранее областей человеческого знания, подобные процессы характерны и для современной системы образования. Сочетание мощных и доступных информационных технологий, компьютеризация населения развитых и развивающихся стран обусловили появление новых, специфических технологий в образовании, позволяющих студентам обучаться на значительном расстоянии от основного вуза, что в результате привело к формированию дистанционного образования. Несмотря на то, что дистанционное образование является неоднозначным феноменом, оно активно развивается во всем мире.

К основным преимуществам дистанционного образования его сторонники относят возможность получить образование в любом месте, независимо от местонахождения студента, что особенно актуально для стран, имеющих обширные территории, таких как Россия. Более того, дистанционное образование можно получать в любом удобном для студента ритме,распределяя учебную нагрузку по собственному желанию, а при правильной организации занятий может быть достигнута высокая эффективность дистанционного обучения благодаря использованию новых программно-аппаратных платформ и электронных курсов.

С другой стороны, критики дистанционного образования заявляют, что его качество не может быть сопоставимо даже с заочным образованием, а подобные образовательные технологии позволяют лишь получить диплом с минимальным вложением сил и средств без приобретения фактических знаний. Помимо низкого качества получаемых знаний оппоненты дистанционного образования отмечают и необходимость постоянного самоконтроля и самодисциплины со стороны студентов в процессе обучения. Кроме того, недостаток непосредственного общения между преподавателем и студентом исключает возможность воспитания студенческой личности, а передаваемые дистанционно знания теряют эмоциональную окраску, что снижает уровень заинтересованности студента в обучении.

Требуется создание соответствующей образовательной среды и новых технологий обучения, преподавания и оценивания полученных знаний. Результатом инновационных процессов в науке, в том числе в экономике, стало внедрение в образовательные процессы информационных технологий, использование различных форм дистанционного обучения на основе современных достижений науки и техники в сфере информации и информатизации. Применение информационных технологий требует решения ряда организационно-методических и правовых вопросов.

Преимущества электронного обучения бесспорны. Такая форма позволяет повысить профессиональную квалификацию персонала в соответствии с интересами работодателей; получить качественное образование непосредственно по месту жительства; существенно снизить стоимость обучения по сравнению с другими формами образования.

В настоящее время имеется довольно много наработок, которые позволят электронной форме обучения достойно конкурировать с очной или заочной. Вместе с тем правовые барьеры в России до сих пор не преодолены. Так, можно констатировать отсутствие:

  • государственной поддержки дистанционных образовательных технологий и технологий электронного обучения;
  • нормативного правового оформления инновационных процессов в образовании;
  • соответствующих изменений в законодательных актах;
  • регламентирующих документов, позволяющих обеспечить обучающимся доступ к образовательным ресурсам вуза, освоение и реализацию образовательных программ при использовании учебно-методических баз обособленных структурных подразделений (филиалов, представительств) или других учебных заведений, оснащенных ресурсами площадок в качестве пунктов доступа;
  • регламентации образовательной деятельности вне места нахождения образовательного учреждения и его филиала (по месту нахождения обучающегося);
  • лицензионных нормативов и аккредитационных показателей проверки вуза, использующего дистанционные образовательные технологии;
  • нормативов, регламентирующих организацию труда преподавателей и работников вуза, в том числе нормирование их труда;
  • контрольных нормативов расчета предельной численности обучающихся при использовании образовательных технологий;
  • возможности совместной реализации образовательной программы несколькими образовательными учреждениями (организациями), имеющими лицензии на право ведения образовательной деятельности;
  • права на совместную деятельность учебных заведений, связанную с организацией аттестации обучающихся, включая итоговую.

Особую важность электронное обучение приобретает в контексте Болонского процесса, глобальной целью которого было создание Европейского пространства высшего образования (ЕПВО), о чем и было заявлено в марте 2010 г. на конференции министров образования европейских стран. Сегодня наступил новый этап развития отношений стран – участниц ЕПВО, которые направлены:

на повышение мобильности (как горизонтальной, так и вертикальной) студентов и преподавателей по всей Европе;

повсеместное расширение компетенции граждан Европы в контексте непрерывного образования;

сотрудничество в области образования между университетами (совместные магистерские экзамены, семинары, летние школы и т.д.);

повышение международной привлекательности и конкурентоспособности европейских высших учебных заведений (также в глобальном контексте);

широкий доступ всех жителей Европы к высшему образованию (социальный раздел).

Современные вузы нуждаются в новой культуре организации учебного процесса, требуется изменение парадигмы обучения, функций кафедры и преподавателя, способов создания и актуализации учебно-методического комплекса по каждой дисциплине.

Качество электронного образования складывается из совокупности потребительских свойств (качества) образовательной услуги, обеспечивающих удовлетворение комплекса потребностей по обучению и всестороннему развитию личности студента

Анализ теоретических взглядов на развитие дистанционного высшего образования в Российской Федерации показывает недостаточную изученность данной проблемы в комплексном виде с учетом влияния глобализационных процессов, модернизации отечественного образования и современного информационного общества на высшее образование. Проблемы разработки и внедрения инновационных моделей дистанционного высшего образования, основанные на изучении передового опыта зарубежных стран с учетом выявленных барьеров развития дистанционного образования в России, также до сих пор не были предметом глубокого теоретического анализа.

Список используемой литературы:

  1. Библиографическая база данных Scopus [Электронный ресурс]. – Ре- жим доступа: https://scopus.com.
  2. Глобальная сеть дистанционного образования [Электронный ресурс]:– Режим доступа: http://www.gdenet.ru/russia