Карачаево-Черкесский государственный университет им.У.Д.Алиева

 

Взаимодействие «ученик – компьютер», сопровождает самостоятельную познавательную деятельность учащихся. К тем видам самостоятельной деятельности, организация которых возможна в рамках компьютерного урока по любой школьной дисциплине, добавляются виды, определённые особенностями урока информатики:

  • работа с информационной системой, программной средой с целью поиска информации для ответов на вопросы учителя, для формулирования теоретических выводов, для получения нового знания;
  • изучение возможностей информационных технологий в процессе выполнения задания проблемного характера.

Уровень самостоятельности, проявляемый учеником при выполнении такой работы, гораздо выше, так как проявляется не только самостоятельность действия, но и самостоятельность мысли. Как отмечается [1], «ученик не просто выполняет некоторое действие в соответствии с полученными указаниями, осваивая тем самым необходимый способ деятельности, но самостоятельно выбирает этот способ деятельности, находит ему применение, связывает его с некоторым теоретическим знанием». Возможности средств ИКТ при выполнении самостоятельной деятельности в ходе экспериментальной работы за компьютером на уроке информатики позволяют заменить усвоение готовой суммы знаний их самостоятельным добыванием.

Пример 1. Рассмотрим вариант организации соответствующей экспериментальной работы учеников за компьютером, на примере фрагмента урока по теме «Язык программирования Turbo Pascal. Операторы ввода, вывода. Организация диалога».

Первый этап. Учащимся сообщаются начальные сведения об операторе вывода, его назначении и формате.

Второй этап. На проекторе предлагается (составленная учителем) некоторая готовая программа: program My 1; Var a: integer; Begin A=5;

writef’result “);

wreit(a,a,a);

readln;

end.

Затем учащиеся вместе с учителем приступают к обсуждению предполагаемого результата действия программы, используемых величин и операторов, и к исправлению ошибок. Каждое предложение ученика об ошибке подтверждается соответствующим сообщением компьютера, и лишь после необходимые исправления вносятся в программу. В результате действия программы на экране получается: result555.

В результате совместного обсуждения (каждое предложение ученика проверяется компьютером) обучающий и обучаемые вносят необходимые изменения в программу, формулируют выводы и делают записи в тетрадь.

Далее, учащиеся садятся за компьютеры и самостоятельно выполняют задания по модификации программы.

Результаты работы обобщаются, формулируются выводы и дополняют записи в тетради.

Следующий этап (самостоятельно за компьютером). В исходную задачу добавляется условие, чтобы на экран выводилась не цифра 5, а то число, которое введёт пользователь. Посмотреть работу программы для отрицательных чисел. Проблема: найти экспериментальным путём максимальное число, для которого данная программа ещё будет работать. Выполняя работу на данном этапе, учащиеся экспериментальным путём приходят к осознанию необходимости оператора ввода.

Так же можно предложить привести свой вариант модификации задачи и реализовать его.

На заключительном этапе работы итоги всей экспериментальной деятельности обобщаются совместными усилиями учителя и учащихся, формулируется новое теоретическое знание. В целом, решение задач на составление алгоритмов и программ значительно повышает самостоятельность деятельности. Особенно широкие возможности для проявления качеств личности и учебных достижений открываются в процессе отладки и тестирования программы.

Приведённые вариант экспериментальной работы не только наглядно демонстрирует отличия компьютерного урока информатики от компьютерных уроков в целом, но и позволяет показать возможности средств ИКТ для активизации связи «ученик – компьютер». Исследования, проведённые нами ранее, доказали, что в результате выполнения соответствующей деятельности существенно повышается качество образовательных результатов.

Интересной и полезной в плане развития взаимодействия «ученик – компьютер» является деятельность по разработке собственных диалоговых программ (например, составить программу, которая запрашивает у пользователя его год рождения и текущий год и выводит возраст пользователя.), работа с распечаткой протокола диалога программы, составленный учителем. Рассмотрим второй вид деятельности более подробно.

Пример 2. Учащимся была предложена следующая задача: «Составить программу, запрашивающую у пользователя число х, по которому затем вычисляет значение выражения, полученный результат выводит на экран».

Для организации взаимодействия в этом случае предлагается воспользоваться демонстрацией результата будущей работы. Такую деятельность можно рассматривать способ реконструкции задачи, когда ученику требуется по результату определить план, составить алгоритм и подобрать средства для решения задачи, а затем получить похожий результат.

Как вариант – учитель разрабатывает и демонстрирует ученикам (можно 2-3 раза) диалоговую программу. После этого ученики получают распечатку протокола диалога и работают самостоятельно. К тексту программы они доступа не имеют.

Таким образом, подобная форма работы моделирует реальный диалог, который представляет собой последовательность вопросов и ответов, тем самым формируется отношение к компьютеру как к субъекту общения. Школьник учится задавать вопросы, получает реакцию на свои действия, тем самым процесс обучения приближается к процессу познания.

При выполнении самостоятельной экспериментальной работы по изучению новых возможностей информационной среды, программного средства нередко возникают вопросы (что за ошибка произошла, как её исправить, каким образом выполнить действие, какой формат функции и т. п.), т. е. появляется потребность в дополнительных материалах — справке, чьей – либо помощи. Организация работы ученика со справкой так же способствует развитию связи «ученик – компьютер». Компьютерный урок информатики предоставляет большие возможности приучения ребёнка к активному использованию справочного материала. И хотя большинство учеников при столкновении с трудностью, с неизвестным фактом предпочитают позвать учителя или соседа, педагогу надо учиться включать в деятельность учеников ситуации, когда им самим придётся искать информацию. Для этого можно использовать не только разнообразные инструкции, компьютерный HELP, но и прививать отношение к записям в тетради как к своеобразной справке.

Рассмотрим следующую ситуацию: изучение дополнительных функциональных возможностей текстового редактора MS WORD.

В силу того факта, что скорость набора символов, темп и качество работы у школьников разные, учащиеся заканчивают выполнение заданий на закрепление основных возможностей редактирования и форматирования текста в разное время. Такие ситуации активно используются учителями для решения дополнительных задач на дополнительную оценку. Включение в соответствующую практическую деятельность работы со справкой позволяет не только разнообразить набор возможных заданий, но и создать условия для активизации взаимодействия между учеником и компьютером.

Пример 3. При создании многостраничного документа, можно привлекать к работе со справкой при вставке колонтитулов, для создания стилей. Во-первых, ученик приобретает навыки общения с компьютером, задавая критерии поиска; во-вторых, осуществляет исследовательскую работу, что значительно повышает качество знаний.

Первый способ составления задания. Вставьте колонтитулы в созданный документ – выполните команду Вставка=>Колонтитулы.

Второй способ составления задания. Вставьте колонтитулы в созданный документ

  1. Воспользуйтесь справкой Microsoft Office для изучения объекта колонтитулы.

1.1. Введите в окно поиска название объекта. В открывшемся списке выберите нужное действие.

  1. Выполните действия для создания одинаковых верхних и нижних колонтитулов на каждой странице.
  2. Сравните способ выполнения предыдущего задания и способ создания колонтитулов для чётных и нечётных страниц. Выделите общее и различия в шагах для достижения нужных результатов.
  3. Сделайте в тетради записи по изученной функциональной возможности.

Конечно, первый способ составления задания прост и не требует от учителя дополнительных усилий при составлении лабораторных работ. Однако знания, получаемые учениками в этом случае, и способы действий нередко забываются уже к следующему занятию.

Второй способ составления заданий предполагает увеличения времени учителя на составление лабораторных работ — необходимо продумать количество и степень подробности таких заданий, составить план взаимодействий с учеником при организации диалога ученик-компьютер. В то же время во втором случае создаются условия для повышения качества обучения – ученик получает не готовое знание (выполни такую команду и получишь соответствующий результат), а осуществляет поисковую деятельность через общение с компьютером.

Таким образом, возможности средств ИКТ, используемые в ходе экспериментальной деятельности, при работе с диалоговыми программами и компьютерной справкой, способствуют активизации взаимодействия по направлению «ученик компьютер», так как создаются условия для повышения самостоятельности в добывании знаний, при изучении и выполнении действий; развиваются способности ученика в оценивании полученного результата и осуществлении необходимой реакции. Происходит накопление опыта, который в итоге перерастает в теоретическое знание.

Список использованной литературы:

  1. Васенина. Е. А. Общение на уроке информатики / Информатика и образование. 2004. – №8. – с. 12-18.
  2. Окулов. С. М. Информатика: Развитие интеллекта школьников / С. М. Окулов. М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2005. – 212 с.