КЧГУ

  Дифференцированный подход в обучении и воспитании – главный метод осуществления педагогических задач с учётом социально-психологической самобытности учащихся младших классов. Дифференцированный подход занимает центральное положение между поголовной со всем коллективом воспитательной работой и индивидуальным занятием с отдельным учеником. Этап  обучения, воспитания и развития учеников осуществляется с точки зрения делового, активного способа, итогом чего  оказывается дифференцированная тактика. Это характеризуется  тем, что дифференцированный подход делает возможным выполнение  задач общеобразовательного процесса  современной школы, а именно, разработку критерия совершенствования  индивидуума, поддержку приспособления детей к совершенной экономической ситуации, так как подразумевается глубокий охват индивидуальных признаков с учётом вариативной реорганизации учебной процедуры.  Основная трудность  дифференциации обучения  представляет  собой самый злободневный вопрос на сегодняшний день. Дифференцированный подход к ученикам во время совместного  коллективного обучения – одно из главных убеждений дидактики, осуществление которого поможет осилить большинство разночтений. Классноурочная система, действовавшая в течение многих лет, будет  первостепенной системой обучения из-за того, что ее строение максимально удовлетворяет запросы единой общеобразовательной школы, критериям коллективного и систематического обучения при осмысленном потреблении материальных средств, но такое положение  «усредняет» знания, умения и навыки учащихся младших классов.

 

Неотложное условие дифференцированного подхода – рассмотрение межличностных взаимоотношений. Дифференцированный подход даёт право воздействовать на отношения между индивидуумом и группой, группой и коллективом или командой, учениками и педагогами, детьми и взрослыми и т.д. Результативность дифференцированного подхода зависит напрямую  от творческой атмосферы сотрудничества и сопереживания в воспитательной организации и демократического управления ею.

Суть дифференцированного подхода состоит:

  1. a) в обеспечении достижений результатов обучения каждым учеником в соответствии с его реальными учебными возможностями;
  2. b) в развитии познавательного, ценностного, творческого, коммуникативного и художественного потенциала личности;
  3. c) в обучении в соответствии с реальными учебными возможностями учащихся.

В процессе обучения самыми признанными  являются всевозможные средства дифференциации заданий в самостоятельной работе учеников,   отличающиеся по трудности, по интеллектуальным увлечениям, по принципу помощи, оказываемой педагогом. Применение дифференцированных заданий на  разных этапах обучения делает возможным выполнять соответствующие вопросы:

1) инициировать формирование познавательной самостоятельности учеников младших классов;

2) способствовать получению глубоких знаний и умений учащихся.

Дифференцированные задания по изучаемой дисциплине рационально применять при исследовании новой темы, при контроле знаний учащихся, при их закреплении во время выполнения домашнего задания.

Самостоятельная учебная работа, выполняемая учениками в школе и дома – это две взаимодополняющие фазы. При синтезировании домашних заданий необходимо реализовывать дифференцированный подход к младшим школьникам, составлять задания разного уровня сложности и неодинакового объема, учитывая способности и увлечения обучаемых. В базовый уровень при составлении заданий, помещаются вопросы для учеников со средней и низкой степенью полученных знаний, а у продвинутых, соответственно, – задачи и вопросы для более сильных учеников. В базовом уровне задачи и вопросы для групп учеников с различным уровнем подготовленности рекомендуется изображать неодинаковым шрифтом, например: для слабых – курсивом, а для средних – обыкновенным. Существенным обстоятельством верной налаженности учебно – воспитательного процесса почитается выбор целесообразной организации методов и приёмов обучения и отметки признака знаний, её улучшение учитывая возраст учеников, степень их готовности к обучению. Учитывая это, осуществляется соединение традиционных и новых методов обучения с притягиванием инновационных технологий, активизируется использование проблемных условий и заданий, объяснительно – иллюстративных, эвристических, репродуктивных методов, частично-поисковых, исследовательских, применяется работа в парах и группах, используются технические средства.

Поскольку ученики младших классов формируются по-разному, в классах появляются ученики разного уровня знаний. В целом это наблюдается во время  закрепления и проверки ЗУН. Для этого допустимо  классифицировать  учеников в определённые  временные группы, и проводить урок сообразно  соответствующим учебным способностям каждой группы.

В результате дифференцированного подхода при обучении встают две основные задачи. Одна – определить в классе временные типологические группы; другая – подготовить и использовать методы обучения и контроля ЗУН, соответствующих специфике каждой группы.

Определяя первую задачу допустимо брать за основу обученность учеников. Она определяется при проведении письменных проверочных работ, охватывающих компоненты математического образования по программе на тот момент и требующих самостоятельного применения имеющихся знаний. Помимо этого допускается группировать учеников по  наличию или отсутствию у них познавательного интереса к математике. Учащиеся, у которых нет познавательного интереса к дисциплине или нередко пропускающие занятия с незначительным багажом знаний имеют отношение к типологической группе – отстающие [13].  !!!

Такие ученики должны посещать дополнительные занятия и положено с ними вести индивидуально – групповые занятия, втягивая их во внеклассные мероприятия и открытые уроки, давая им тем самым повод чувствовать себя более уверенней.

Вторая задача, т.е. подготовка и использование методов дифференцированного обучения решается наиболее удачно при применении индивидуальной и коллективной форм организации учебного занятия. Трудность заданий – основной способ дифференциации проверки ЗУН. Для учеников слабой группы задания обязаны быть достаточно просты по выполнению и их содержимое нужно подготовить с учётом обязательного стандарта по данному предмету.  Ученики знающей группы осуществляют задание без всякой помощи со стороны педагога. Они способны сами отобрать необходимые знания и установить логику выполнения задания.

Средняя группа употребляет типовой план  характеристики. Для слабой группы приготовлены  карточки с вопросами соответственно логике эвристической беседы, твердо ориентирующей всё рассуждение с первой стадии до последней.

Дальнейший метод дифференциации – считаться с увлечениями школьников. Он проявляется, например, в том, что отдельным учащимся поручается приготовить незначительные информации с использованием дополнительной литературы, собрать кроссворд или викторину, сочинить комментарий к фильму, рассказу или продолжить сценария фильма или концовку рассказа и т. п.

Для постижения индивидуальных качеств учеников и в качестве мерила дифференциации используются подлинные учебные способности, описываемые рядом специфических особенностей школьников (обучаемость, обученность и интеллектуальный интерес к предмету), изображающие ученика как единую личность. Каждое из выбранных свойств ученика во многом обусловливает высокое качество обучения. Превалирующей должна быть степень обученности, т.к. она в большей степени характеризует обучаемость и уровень сформированности познавательного интереса.

Результативность дифференцированного подхода проявляться в переходе детей из более слабой группы в более сильную. Принципиальная особенность методики состоит в том, что условное разделение детей на группы непостоянно. Благодаря этому в классе устанавливается дух товарищества, взаимопомощи, благожелательных взаимоотношений  и понимания, исчезают случаи зазнайства успевающих учеников  и  пропадает  комплекс  неполноценности  у неуспевающих.

Работа над заданием на уроке с помощью карточек,    повышает самостоятельность учеников и даёт возможность вырабатывать у них умение выполнять задания на доступном им уровне сложности – это совершенствует обучение решению задач учеников начальных классов. Во время занятий необходимо  считаться с функциональным состоянием ученика, его работоспособностью, утомляемостью и по возможности дать способ во время урока отдохнуть, сменив позу, действенно провести физкультпаузы. Практически у каждого ребенка бывают такой момент, когда он может усиленно работать. Основной принцип проведения контроля знаний – минимизация стресса детей. Атмосфера в классе должна быть спокойной и доброжелательной. Во время проверки знаний на уроке ребенок сам определяет степень своих возможностей и выбирает ту карточку, с заданием которой справится.

Научный рук-ль Карабашева Р.Б., к.п.н., доцент

Login