ФГОУ ВПО «Северо-Кавказская государственная гуманитарно-технологическая академия»

Аннотация: В статье рассматривается актуальность формирования исследовательской  компетентности будущих специалистов, рассмотрены основные педагогические условия ее формирования в вузе..

Ключевые слова: компетентность, компетентностный подход, исследовательская компетентность, формирование исследовательской компетентности.

 Основополагающим условием развития России на современном этапе является становление постиндустриального общества и инновационной экономики знаний, что обозначено в стратегии социально-экономического развития страны до 2020 года и указывает на значительную роль личностного ресурса в развитии государства. Следовательно, данный процесс неразрывно связан с системой образования и направлениями ее модернизации на всех уровнях, которые реализуются через переход на федеральные государственные образовательные стандарты нового поколения и внедрение инновационного компетентностного подхода, что в совокупности обеспечит формирование в процессе образования творческой личности, готовой к непрерывному процессу саморазвития, самообразования, способной к созданию и внедрению инноваций.

Актуальность приобщения студентов к исследовательской деятельности обоснована в модели российского образования – 2020, где одной из ведущих задач профессионального образования является вовлечение студентов и преподавателей в исследовательскую деятельность, что позволит вырастить новое поколение исследователей, ориентированных на потребности инновационной экономики знаний.

Одним из важных инструментов решения данной задачи служит компетентностный подход к организации образовательного процесса, являющийся перспективным направлением обновления образования, подготовки специалистов, отвечающих современным требованиям.

Компетентностный подход олицетворяет сегодня инновационный процесс в образовании, соответствует принятой в большинстве развитых стран общей концепции образовательного стандарта и прямо связан с переходом на систему компетентностей в конструировании содержания образования и систем контроля его качества. То есть в качестве показателя результативности образования на современном этапе выступают понятия «компетентность/компетенция».

Компетенция — отчужденное, наперед заданное социальное требование (норма) к образовательной подготовке специалиста, необходимое для его качественной продуктивной деятельности в соответствующей сфере. По мнению М.А. Чошанова, именно термин «компетентность» наиболее целесообразен для описания уровня подготовки специалиста — выпускника профессиональной школы. Компетентность — это интегральное образование личности, складывающееся из комплекса компетенций, обеспечивающих успешную профессиональную деятельность. То есть компетенция в данном случае будет выступать составной частью компетентности.

Теоретический анализ литературы (Елагина В.С, Зимняя И.А., Исаев В.А., Кальней В.А., Лебедев О.Е., Хуторской А.В., Чошанов М.А., Шишов СЕ.) позволил нам сформулировать положения, отражающие общую сущность компетентностного подхода – это новый способ моделирования результатов образования, где под результатами понимается определенный набор сформированных компетентностей, т.е. делается акцент не на знания, а на практико-ориентированное их преломление; умение действовать самостоятельно в неопределенной ситуации, решать проблемы в разнообразных сферах деятельности, что влечет за собой корректировку содержания образования и изменение методов обучения.
В.Н. Введенский считает, что целесообразность введения понятия «профессиональная компетентность» обусловлена широтой его содержания, интегрированной характеристикой, объединяющей такие широко используемые понятия, как «профессионализм», «квалификация», «профессиональные способности» и др. [1].

Исходя из выше представленного определения, была разработана структурно-функциональная модель формирования исследовательской компетентности студентов, которая может успешно функционировать и развиваться лишь при соблюдении определенных условий. На необходимость определения оптимальных педагогических условий образовательного процесса указывает Л.С. Выготский. В работе «Развитие высших психических функций» он говорит о «необходимости заранее создавать условия, необходимые для развития соответствующих качеств личности». Анализ справочной литературы свидетельствует, что понятие «условие» является общенаучным. В Словаре русского языка СИ. Ожегова «условие» понимается как: 1) обстоятельство, от которого что-нибудь зависит; 2) правила, установленные в какой-нибудь области жизни, деятельности; 3) обстановка, в которой что-нибудь происходит [9].

В Философском энциклопедическом словаре условие определяется как то, от чего зависит нечто другое (обусловливаемое); существенный компонент комплекса объектов (вещей, их состояний, взаимодействий), из наличия которого с необходимостью следует существование данного явления [13].

В психологии понятие «условие» представлено в контексте психического развития и раскрывается через совокупность внутренних и внешних причин, определяющих психологическое развитие человека, ускоряющих или замедляющих его, оказывающих влияние на процесс развития, его динамику и конечные результаты [8].

В педагогической науке трактовка данного понятия во многом схожа с трактовкой, данной психологами. Полонский В.М. рассматривает условие как совокупность переменных природных, социальных, внешних и внутренних воздействий, влияющих на физическое, нравственное, психическое развитие человека, его поведение, воспитание и обучение, формирование личности [11]. Анализу понятия «педагогические условия» посвящены работы В.И. Андреева, С.А. Дыниной, М.В. Зверевой, Н.В. Ипполитовой, Б.В. Куприянова, АЯ. Наина, Н.С. Стерховой, Н.М. Яковлевой и др. Наин АЛ. рассматривает педагогические условия как совокупность объективных возможностей содержания, форм, методов, средств и материально-пространственной среды, направленных на решение поставленных задач [7].

Зверева М.Б. определяет педагогические условия как содержательную характеристику одного из компонентов педагогической системы, в качестве которого выступают содержание, организационные формы, средства обучения и характер взаимоотношений между учителем и учениками [5].
Анализируя сущность понятия «педагогические условия», Н.В. Ипполитова, Н.С. Стерхова дают следующие определение: «Это один из компонентов педагогической системы, отражающий совокупность возможностей образовательной и материально-пространственной среды, воздействующий на личностный и процессуальный аспекты данной системы и обеспечивающий её эффективное функционирование и развитие» [6].
Под педагогическими условиями формирования исследовательской компетентности студентов мы понимаем компонент педагогической системы, объединяющий совокупность обстоятельств образовательной и материально-пространственной среды вуза, оптимально воздействующей на данный процесс, обеспечивая достижение поставленной цели.

В контексте изучения проблемы формирования исследовательской компетентности студентов основными, на наш взгляд, являются следующие педагогические условия:

1) отбор образовательных технологий, ориентированных на исследовательскую деятельность студентов;

2) активизация исследовательской деятельности студентов посредством их участия в НОУ, практико-ориентированных и междисциплинарных проектах, конкурсах, работе творческих лабораторий, студенческих научно-практических конференциях, опытно-экспериментальных площадках общеобразовательных учреждений;

3) создание учебно-методического обеспечения, способствующего формированию исследовательской компетентности студентов;

4) разработка адекватной системы оценивания, сформированности исследовательской компетентности студентов.

Рассмотрим более подробно каждое из вышеперечисленных педагогических условий.

По определению ЮНЕСКО, педагогическая технология — это системный метод создания, применения и определения всего процесса преподавания и усвоения знаний с учетом технических и человеческих ресурсов и их взаимодействия, ставящий своей задачей оптимизацию форм образования [12].

Признаками любой педагогической технологии, как указывают Б.Б. Айсмонтас, А.Ю. Коджаспиров и Г.М. Коджаспирова, являются системность, содержательность, эффективность, экономичность, воспроизводимость, управляемость. В педагогической науке накоплен богатый опыт использования в образовательном процессе разнообразных технологий- Рассмотрим те из них, которые, по нашему мнению, способствуют развитию исследовательских навыков, включают студентов в исследовательскую деятельность. Технология модульного обучения обеспечивает индивидуализацию обучения по таким параметрам, как содержание обучения, темп усвоения, уровень самостоятельности, методы и способы учения, способы контроля и самоконтроля.

Отличие данной технологии от других заключается в том, что весь изучаемый материал представляется студентам в законченных самостоятельных комплексах — модулях, в рамках модуля учащимся ставится цель, указывающая на объем содержания и необходимый уровень его усвоения. В рамках модульной технологии студент преимущественно работает самостоятельно, обучаясь тем самым целеполаганию, самопланированию, самоорганизации и самоконтролю. В рамках данной технологии у студентов успешно формируется умение самостоятельно приобретать собственные знания и творчески применять их на практике, а также умение поиска, отбора, обработки, анализа и передачи информации.
Проектная технология широко распространена в практике образования и успешно способствует включению студентов в исследовательскую деятельность.

Елагина ВС, Гревцева ГЛ., Немудрая ЕЮ. рассматривают проектную технологию обучения как компонент системы продуктивного образования, который включает совокупность приемов, позволяющих стимулировать
интерес обучаемых к различным проблемам и через проектную деятельность, предусматривающую решение одной или целого ряда проблем, обеспечивать получение конкретного результата в виде образовательного или социально-культурного продукта. Данная технология ориентирована на самостоятельное приобретение и применение новых знаний, умений, ценностных ориентации и отношений [4]. Анализ научно-методической литературы позволяет нам выделить ряд отличительных положительных сторон проектной технологии:

1) учет личных интересов и целей учащихся при выборе темы проекта, что стимулирует их мотивацию, интерес, познавательную активность;

2) целесообразная деятельность учащегося при выполнении проекта обеспечивает развитие критического и творческого мышления, учит ориентироваться в постоянно расширяющемся информационном пространстве, совершенствует навыки самоорганизации и планирования собственной деятельности;

3) преимущество самостоятельной практической деятельности учащегося, направленной на получение внешнего результата (конкретного продукта творческой деятельности) и внутреннего (опыта деятельности в определенной области).

Технология проблемного обучения направлена на построение образовательного процесса, направленного не только на усвоение результатов научного познания и системы знаний, но и на овладение процессом получения этих результатов, формирование познавательной самодеятельности студента, развитие его творческих способностей.
При проблемном обучении деятельность преподавателя состоит в том, что он в процессе объяснения нового материала создает проблемные ситуации, сообщает учащимся факторы и организует (проблемные ситуации) их учебно-познавательную деятельность, так что на основе анализа фактов студенты самостоятельно делают выводы и обобщения, формируют с помощью учителя определенные понятия, законы.
Проблемное обучение обеспечивает формирование теоретических (интеллектуальных) умений — анализа и синтеза, индукции и дедукции, сравнения и сопоставления, абстракции и конкретизации, классификации и систематизации, аналогии и обобщения, теоретического моделирования и рефлексии.

Технология «портфолио» — это технология, которая может быть использована как основа индивидуального маршрута обучения.
Портфолио — система «накопительная». В образовательном процессе портфолио используется как способ накопления, систематизации, обобщения студентами разнообразных учебных материалов.

Н. Павельева по содержанию выделяет следующие виды портфолио:
а) портфолио достижений — включает результаты работы по конкретному блоку учебного материала, оформленные всеми возможными (доступными) способами;
б) рефлексивный портфолио — включает материалы по оценке/самооценке достижения целей, особенностей хода и качества результатов своей учебной работы; по анализу особенностей работы с различными источниками информации; ощущений, размышлений, впечатлений и т.д.;
в) проблемно-ориентированный портфолио — включает все материалы, отражающие цели, процесс и результат решения какой-либо конкретной проблемы;
г) портфолио дня развития навыков мышления — включает материалы, отражающие процесс обучения учащегося работе на уровне анализа-синтеза-оценивания;
д) тематический портфолио — включает материалы, отражающие работу учащегося в рамках той или иной темы или модуля [10].
По нашему мнению, технология «портфолио» способствует развитию информационных умений студентов, а также выступает в качестве мотивационного фактора к учебной и исследовательской деятельности.
Интерактивные технологии предполагают построение образовательного процесса через постоянное, активное взаимодействие всех учащихся. Ученик и учитель являются равноправными субъектами обучения. Использование интерактивной модели обучения предусматривает моделирование жизненных ситуаций, использование ролевых игр, совместное решение проблем. Данная технология успешно формирует комплекс коммуникативных умений, учит студентов участвовать в научном диалоге, споре, дискуссии.

Второе педагогическое условие направлено на активизацию исследовательской деятельности студентов через их включение в разнообразные виды внеаудиторной творческой исследовательской деятельности в рамках деятельности творческих лабораторий и секций научного общества студентов.

Творческая лаборатория — это добровольное профессиональное объединение педагогов и студентов, заинтересованных во взаимном творчестве, изучении, разработке, обобщении материалов по заявленной тематике с целью поиска оптимальных путей развития изучаемой темы для непосредственной практической деятельности.

Творческая лаборатория создается дня решения той или иной учебной задачи, позволяет активизировать деятельность преподавателей и студентов, привлечь их к совместной работе, мобилизовать творческий потенциал людей, помочь самореализоваться.

 Творческая лаборатория объединяет педагогов одного или разных предметов, создается внутри одной или нескольких кафедр сроком на год или несколько лет, в зависимости от поставленных задач.
Научное общество аспирантов и студентов (НОАС) является добровольным объединением студентов, которые активно участвуют во внеучебной научно-прикладной и исследовательской работе под руководством преподавателей.
Основной целью организации НОС является повышение уровня научной подготовки специалистов, выявление наиболее талантливых студентов, склонных к научной деятельности, для последующего обучения и пополнения кадров. Результаты творческой работы студентов и преподавателей представляются на конкурсах исследовательских работ, научно-практических конференциях. Третье педагогическое условие предполагает создание учебно-методического обеспечения, способствующего формированию исследовательской компетентности студентов. Творческий коллектив преподавателей успешно обогащает арсенал учебно-методических материалов, направленных на развитие исследовательских навыков студентов. Это рекомендации по выполнению разнообразных видов самостоятельной работы (различные виды аннотирования, реферирования, подготовка докладов, работа с понятиями и др.); авторская программа по дисциплине «Основы учебно-исследовательской деятельности студентов», в рамках которой студенты осваивают технологию организации и проведения психолого-педагогического исследования, учатся обобщать опыт экспериментальной работы; разнообразные виды электронных учебных пособий, расширяющих содержательный аспект преподаваемой дисциплины, обеспечивающих высокий уровень самостоятельности студентов при работе с пособием, информационный портал по организации учебно-исследовательской деятельности студентов на сайте образовательного учреждения.

Четвертое педагогическое условие предполагает разработку адекватной системы оценивания, сформированности исследовательской компетентности студентов. В соответствии с разработанными нами критериями (мотивационно-ценностное отношение студентов к исследовательской деятельности, когнитивно-операциональные знания и умения, личностные качества исследователя) был разработан комплекс диагностических методик, обеспечивающий мониторинг процесса формирования исследовательской компетентности и выявления итогового результата.
Комплекс методик состоит из двух блоков. Первый блок — это анкетные листы для студентов, обеспечивающие диагностику мотивации студентов к исследовательской деятельности, самооценку сформированности групп умений, обеспечивающих успешность исследовательской деятельности, выявление личностных качеств, способствующих становлению личности исследователя.

Второй блок — это ряд практических, исследовательских работ и соответствующие критерии их оценки, что помогает объективно определить проблемные аспекты при формировании тех или иных исследовательских умений. В совокупности данный комплекс обеспечивает управление процессом формирования исследовательской компетентности, выявляя качество данного процесса, а также затруднения и пути их преодоления.
Экспериментальное исследование позволило нам выявить, обосновать, проверить и доказать то, что при организации оптимальных педагогических условий, обозначенных выше, у студентов формируется исследовательская компетентность, что в современных социально-экономических условиях является основополагающей составляющей успешности в рамках профессиональной деятельности.

Список использованной литературы:

  1. Введенский, В. Н. Моделирование профессиональной компетентности педагога // Журнал «Педагогика», 2003. — 25 с.
  2. Выготский, Л. С. Психология: монография. -М.: ЭКСМО-Пресс, 2002. -1008 с.
  3. Елагина, В. С. Теоретико-методологические основы подготовки учителей естественнонаучных дисциплин к деятельности по реализации межпредметных связей в школе: монография. -М.: Педагогика, 2003.-255 с.
  4. Елагина, В. С, Гревцева, Г. К, Немудрая, Е. Ю. Формирование педагогической компетентности студентов в условиях технологии проектного обучения // Журнал «Современные проблемы науки и образования». — 2011. — № 5. -378 с.
  5. Зверева, М. В. О понятии «дидактические условия» / М. В. Зверева // Новые исследования в педагогических науках. — М.: Педагогика, 1987.-№1.-368 с.
  6. Ипполитова, Н. В., Сгерхова Н. С. Анализ понятия «педагогические условия»: сущность, классификация // Журнал «General and Professional Education». — 2012. — №1 — 458 с.
  7. Наин, А. Я. О методологическом аппарате диссертационных исследований /А. Я. Наин // Педагогика. — 1995. — №5. — С. 449.
  8. Немов, Р. С. Психология: словарь-справочник: в 2 ч. — М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003.-4.2.-352 с.
  9. Ожегов, С. И. Словарь русского языка / С. И. Ожегов; под общ. ред. проф. Л. И. Скворцо-ва. — М.: ООО «Издательство Оникс»: ООО «Издательство «Мир и Образование», 2007. -1200 с.
  10. Павельева, Н. Технология портфолио в профессиональном образовании // Журнал «Новые знания». -2011. -№ 1.-328 с.
  11. Полонский, В. М. Словарь по образованию и педагогике / В. М. Полонский. — М.: Высш. шк, 2004.-512 с.