КЧГУ им.У.Д. Алиева, г.Карачаевск

Доказано, что одним из показателей нормального физического и нервно-психического развития ребёнка является развитие его руки, ручных умений, или, как принято говорить мелкой моторики. По умелости детской руки специалисты на основе современных исследованиях делают вывод об особенностях развития центральной нервной системы и ее святая святых – мозга. Сенсомоторное развитие в дошкольном возрасте составляет фундамент умственного развития, а умственные способности начинают формироваться рано и не сами собой, а в тесной связи с расширением деятельности, в том числе и общей двигательной, и ручной.

Нейропсихологическими исследованиями М. М. Кольцовой (1979) и других учёных доказано, что уровень развития речи находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Это обусловлено анатомической близостью расположения двигательных и речевых зон в коре больших полушарий головного мозга, общностью функционирования двигательной и речевой систем, а также взаимосвязью формирования речи и моторики.

Начало развитию мышления даёт рука. В процессе деятельности мышцы рук выполняют три основные функции: органов движения, органов познания, аккумуляторов энергии (и для самих мышц, и для других органов). Если ребёнок трогает какой-либо предмет, то мышцы и кожа рук в это время «учат» глаза и мозг видеть, осязать, различать, запоминать. Как же рука изучает, обследует предметы?

  1. Прикосновение позволяет убедиться в наличии предмета, его температуре, влажности и т. д.
  2. Постукивание даёт возможность получить информацию о свойствах материалов.
  3. Взятие в руки помогает обнаруживать многие интересные свойства предметов: вес, особенности поверхности, формы и т. д.
  4. Надавливание даёт возможность определить, мягкий предмет или твёрдый, из какого материала сделан.
  5. Ощупывание поглаживанием даёт возможность определить свойства поверхности. Штриховые и дуговые движения кончиками пальцев с высокой точностью помогают распознать не только гладкость-шероховатость, но и сорт материала, например на ощупь определить, какая бумага: газетная, пергаментная, промокательная.

 

Рука познаёт, а мозг фиксирует ощущение и восприятие, соединяя их со зрительными, слуховыми и обонятельными в сложные интегрированные образы и представления.

У детей при ряде речевых нарушений отмечается выраженная в разной степени общая моторная недостаточность, а также отклонения в развитии движений пальцев рук, так как движения пальцев рук тесно связаны с речевой функцией.

Развитие мелкой моторики непосредственно влияет на формирование речи ребёнка, ускоряя процесс функционального созревания мозга, следовательно, является мощным фактором для коры больших полушарий.

Подобное влияние импульсации мышц руки так значительно только в детском возрасте, пока идёт формирование речевой и моторной области (М. М. Кольцова). Предполагается, что систематические упражнения, тренирующие движения кистей и пальцев рук, будут воздействовать на проекционную область кисти руки как на дополнительную речевую зону.

В настоящее время на рынке пособий для развития ребёнка в большом разнообразии представлены книги, пособия и игрушки, способствующие развитию мелкой моторики. И это неспроста. Оказывается, у большинства современных детей, особенно городских, отмечается как общее моторное отставание, так и слабое развитие моторики рук. Ещё лет 20 назад взрослым, а вместе с ними и детям, большую часть домашних дел приходилось выполнять руками: стирать и отжимать бельё, перебирать крупу, вязать, вышивать, штопать и пр. Сейчас же многие такие действия ушли из обихода в связи с ненадобностью, их с успехом заменила техника, либо повышение уровня жизни вывело некоторые из них за черту необходимых. Все эти тенденции самым непосредственным образом отражаются на развитии детей, особенно на развитии моторики рук. Можно говорить о том, что уровень моторного развития рук (сила, ловкость, скорость и точность движений) и ручных навыков (использование различных инструментов — ножниц, иголки, лопатки и др., застёгивание и расстёгивание застёжек и т. д.) в дошкольном возрасте является диагностическим фактором, определяющим уровень развития общей моторики и речи. И если руки развиты недостаточно, то это часто свидетельствует о некотором отставании в развитии ребёнка.

Движение пальцев рук исторически, в ходе развития человечества, оказались тесно связанными с речевой функцией.

В процессе эволюции кисть становится не только исполнительницей воли, но и созидательницей, воспитательницей мозга.

Первой формой общения первобытных людей были жесты; особенно велика здесь была роль руки – она дала возможность путём указывающих, оборонительных, угрожающих и других движений развить тот первичный язык, с помощью которого люди объяснялись.

Позднее жесты стали сочетаться с возгласами, выкриками. Прошли тысячелетия, пока развилась словесная речь, она долгое время оставалась связанной с жестикулярной речью (эта связь дает о себе знать и у современного человека) .

Все учёные, изучавшие деятельность детского мозга, психику детей, отмечают большое стимулирующее влияние функции руки.

Выдающийся русский просветитель XVIII века Н. И. Новиков ещё в 1782 г. Утверждал, что «натуральное побуждение к действию над вещами» у детей есть основное средство не только для получения знаний об этих вещах, но и для их умственного развития.

Невропатолог и психиатр В. М. Бехтерев писал, что движения руки всегда были тесно связаны с речью и способствовали ее развитию.

Английский психолог Д. Сели также придавал большое значение «созидательной работе рук» для развития мышления и речи детей.

Движения пальцев рук у людей совершенствовались из поколения в поколения, так как люди выполняли руками все более тонкую и сложную работу. В связи с этим происходило увеличение площади двигательной проекции кисти в человеческом мозге. Так развитие функций руки и речи шло у людей параллельно.

Возвращаясь к анатомическим отношениям, важно отметить, что на данном этапе развития около трети всей площади двигательной проекции занимает проекция кисти руки, расположенная очень близко от речевой моторной зоны.

Именно величина проекции кисти и её близости к моторной речевой зоне навели мысль о том, что тренировка тонких движений пальцев рук окажет большое влияние на развитие активной речи.

Территория проекции кисти и особенно большого пальца в передней и задней центральных извилинах коры больших полушарий мозга имеет почти такую же протяженность, как все остальное тело. Функция кисти уникальна и универсальна. Она – основной орган труда во всём его многообразии. Рука настолько связана с нашим мышлением, с переживанием, трудом, что всё, что есть в человеке неуловимого, невыразимого, что не находит слов, ищет выражение через руку.

М. М. Кольцова, доктор медицинских наук, профессор-физиолог считает, что «есть все основания рассматривать кисть руки как орган речи – такой же, как и артикуляционный аппарат. С этой точки зрения проекция руки есть еще одна речевая зона мозга». Тренировка тонких движений пальцев рук оказывает большое влияние на развитие активной речи ребёнка.

Если развитие движений пальцев соответствует возрасту (норма, то и развитие речи тоже в пределах нормы, если же развитие пальцев отстаёт – отстаёт и развитие речи, хотя общая моторика при этом может быть в пределах нормы и даже выше. Проверка на большом количестве детей показывает, что это не случайность, а закономерность.

В настоящее время для определения уровня развития речи с детьми первых лет жизни проводят такой опыт: просят ребёнка показать один пальчик, два или три («сделай вот так» – и показывают, как это нужно делать). Дети, которым удаются изолированные движения пальцев, хорошо говорят; если же пальцы напряженные, сгибаются и разгибаются только все вместе или, напротив, вялые («ватные») и не дают изолированных движений, то это – не говорящие дети. Таким образом, не услышав от ребёнка ни одного слова, можно определить, как у него развита речь. До тех пор, пока движения пальцев не станут свободными, развития речи добиться не удаётся.

Развитие и совершенствование мелкой моторики кисти и пальцев рук является главным стимулом развития центральной нервной системы, всех психических процессов, речи [2, с. 53].

Анализ и синтез при обработке информации в центральной нервной системе обеспечивает сознательный отбор наиболее отточенных моторных функций. Ребенок осознает, что при улучшении моторных функций он чувствует себя более комфортно в любой ситуации, в любой среде.

Уровень развития мелкой моторики формируется в результате длительной системы упражнений, поэтому необходимо на каждом уроке подбирать комплекс, способствующий развитию мышц рук.

При изучении геометрического материала целесообразно использовать конструирование геометрических фигур из проволоки, потому что проволока является гибким материалом, из которого дети без усилий изготовят необходимые изделия. Проанализировав различные виды проволок на степень безопасности, гибкости, мы пришли к выводу, что наиболее пригодной для конструирования в начальной школе является алюминиевая садовая проволока. С ней просто работать, она очень мягкая и гибкая, не натирает пальцы, бывает разного диаметра, покрыта пластмассовой оболочкой различных оттенков зеленого.

При подготовке к конструированию целесообразно провести «Пальчиковую гимнастику», представляющую собой комплекс упражнений, дающий пальцам полноценный отдых, развивающий их ловкость, подвижность, включающий элементы занимательности.

Стержнем курса математики в начальной школе является арифметический материал, а геометрическая линия прослеживается на протяжении 4-х лет, поэтому для эффективно развития моторики необходимо включать прием конструирования в системе.

Изучение геометрического материала по разным УМК начинается с изучения точки, прямой, а заканчивается знакомством с многоугольниками, осями симметрии и т. д. Упражнения необходимо подбирать по нарастающему уровню сложности. Начиная с конструирования прямой, ломаной, заканчивая моделированием объемных фигур (в зависимости от уровня подготовленности младших школьников).

Например:

С какой фигурой мы познакомились сегодня на уроке? (квадрат)

Что вы о нем можете сказать? (все стороны и углы равны)

Сконструируйте его из проволоки, опираясь на полученные знания.

При знакомстве с геометрическими фигурами прием конструирования не только способствует развитию моторики, но сочетание осязательных, моторных, зрительных ощущений способствует рациональному восприятию формы фигуры. Кроме этого, путем специально подобранных упражнений, разбираются свойства геометрических фигур не изолированно, а в сравнении, путем классификации, конкретизации.

Например, на уроке обобщения знаний о треугольниках, различающимися длинами сторон, можно включить следующий фрагмент:

Обратите внимание на изображение фигур. Чем они похожи? Чем отличаются? (Это фигуры с тремя сторонами, тремя углами, тремя вершинами, следовательно — это треугольники. Они отличаются длинами сторон)

Сконструируйте из проволоки треугольник, у которого все стороны не равны между собой. Как называется данный вид треугольников? (Разносторонние)

Сконструируйте треугольник, у которого 2 стороны равны. Как называется данный вид треугольников? С помощью транспортира измерьте углы. Что вы можете о них сказать? (Это равнобедренные треугольники. Узнав градусную меру углов, учащиеся приходят к выводу, что углы при основании равны)

Сконструируйте треугольник с одинаковыми сторонами. Как называется данный вид треугольников? С помощью транспортира определите градусную меру углов. (Равносторонние треугольники. Все углы равны)

Сравните треугольники и подумайте, может ли равносторонний треугольник являться равнобедренным. Свой ответ докажите. (Вводится проблемная ситуация)

Изучение геометрического материала может продолжаться во внеурочное время, где знания о фигурах расширяются, дополняются, привносится эффект занимательности. Можно использовать такие виды заданий:

Игра «Строители». На доске изображение дома. Задание: рассмотрите дом. Какие геометрические фигуры понадобятся для его «строительства»? Сделайте фигуры из проволоки и сконструируйте дом.

Проблемная ситуация: каким образом из прямой сделать ломаную, состоящую из 3 звеньев?

С помощью проволоки сконструируйте прямой/острый/тупой углы. Можем ли мы увидеть такие углы в нашем классе/повседневной жизни? Какова градусная мера названных углов?

Сделайте аппликацию, состоящую из геометрических фигур, сделанных из проволоки.

Таким образом, резюмируя вышесказанное, конструирование геометрических фигур способствует развитию мелкой моторики, что в свою очередь благотворно влияет на развитие речи. Кроме этого, конструирование способствует осознанному усвоению формы фигуры, её отличительных особенностей в сравнении и в сопоставлении с другими фигурами. В процессе работы активизируются мыслительные процессы, внимание, память, улучшается ориентация в пространстве. Упражнения необходимо включать систематично и целенаправленно. Именно таким образом вы добьетесь высоких результатов работы.

Список литературы:

  1. Антакова-Фомина Л.В. «Стимуляция развития речи у детей раннего возраста путём тренировки движений пальцев рук» (Тезисы докладов 24-го Всесоюзного совещания по проблемам ВНД) — М., 1974. — С. 145—151.
  2. Беззубцева В.Г. Андриевская Т.Н. Развиваем руку ребёнка, готовим её к рисованию и письму. М., Изд. «ГНОМ и Д» 2003. — 120 с.
  3. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. Курс лекций. — М.: Юрайт, 2002. — 336 с.
  4. Кольцова М.М. «Двигательная активность и развитие функций мозга ребенка», М., 1993 — 213 с.
  5. Савина Л.П. «Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников», Москва, Издательство «Родничок», 1999. — 201 с.
  6. Ткаченко Т.А. «Развиваем мелкую моторику», М. Издательство ЭКСМО, 2007. — 134 с.
  7. Ткаченко Т.А. «Мелкая моторика. Гимнастика для пальчиков», М.: Издательство ЭКСМО, 2010 — 198 с.
  8. ФГОС: начальное общее образование [Электронный ресурс]: Министерство образования и науки РФ. Режим доступа. URL: http://standart.edu.ru/catalog.aspx?catalogId=223 (дата обращения 4.11.2012)

 

Научный руководитель Джанибекова Фатима Ожаевна