Карачаево-Черкесский государственный университет имени У.Д. Алиева, Карачаевск, Россия

 

Очевидно, что обучение любому пред­мету в школе должно быть организовано таким образом, чтобы ученикам было интересно на уроках, чтобы они сами стремились получать новые знания и учителю не приходилось бы заставлять их усваивать учебный материал. Пред­мет «Информатика», с одной стороны, на­ходится в более выгодном положении, нежели другие школьные предметы, так как использование на уроках компью­тера само по себе уже привлекательно для ребят. Но, с другой стороны, многие уче­ники связывают компьютер исключи­тельно с играми, а детей нужно научить использовать компьютер не только для игровых целей, но и для рабочих. Кроме того, даже на уроках информатики уче­никам приходится воспринимать «сухую», ненужную, на их взгляд, теорию.

Решение этих проблем связывается с применением методик развивающего характера. Чтобы ученики продуктивно и деятельно работали на уроках, требу­ется использовать активные методы обучения. Подобные методы отличают­ся высокой вовлеченностью обучаемых в учебный процесс, побуждают школьни­ков быть активными. На уроках с исполь­зованием этих методов учащиеся само­стоятельно принимают решения (изве­стно, что знания, которые ученики до­бывают самостоятельно, запоминаются на более длительное время, чем знания, преподнесенные им как факт). Указан­ные методы обучения обеспечивают на­правленную активность психических процессов обучаемых: стимулируют мышление при использовании проблем­ных ситуаций, обеспечивают запомина­ние главного на уроках, возбуждают ин­терес к изучаемому предмету и выраба­тывают потребность к самостоятельно­му приобретению знаний.

Игра и игровые ситуации имеют большой потенциал для общего развития и воспитания ребенка, помогая решать разнообразные педагогические задачи. В игре происходит усвоение ребенком отдельных знаний, умений, навыков, вырабатыва­ются личностные качества.

Игровая деятельность, являясь ведущей в дошкольном и младшем школьном возрасте, в средних и старших классах также может рассматриваться как средство стимулирования интереса к учению.

Сегодня игровые методики активно используются на уроках русского языка, математики, истории и т. д. К сожалению, на уроках информатики роль игры принижается: игровая методика применяется в начальной школе и зачастую сво­дится к использованию компьютерных игр.

Анализ включения игр и игровых моментов в учебный процесс выявил ряд педагогических преимуществ такой методики перед традиционными формами из­ложения материала:

  • активизация мыслительной деятельности;
  • глубинное запоминание материала;
  • обучение организованности;
  • формирование коммуникативных качеств.

Игры заставляют учащихся рассуждать логически, развивают речь, вообра­жение, творчество, зрительное внимание, умение мыслить нестандартно, укрепля­ют память.

Игра в начальной школе.

Курс «Занимательная информатика» может быть использован в начальной шко­ле для проведения уроков и факультативов по информатике, занятий кружков. Особенностью представленного материала является то, что он написан в стихотворной форме, содержит развивающие задания. Учащимся предлагаются увлекательные путешествия с героями книги «Энциклопедия профессора Фортрана». Сущность уроков составляет организация учителем различных видов работы учащихся по усвоению ими новых знаний, умений и навыков за счет подобранных и разработанных заданий и упражнений. Стихотворная форма изло­жения материала обеспечивает легкость усвоения материала каждым ребенком, а учи­телю предоставляет широкие возможности для организации интересных и познава­тельных уроков, которые можно проводить в виде инсценировок и спектаклей, чте­ния по ролям и т. д.

Курс содержит материал, который позволит расширить кругозор детей, заинтересовать учащихся в получении новых знаний. Современные программы, сконцентрировавшие все внимание только на обучении ребенка работе на компьютере и развитии логического мышления, обедняют позна­вательный процесс. Ученик начальной школы не должен видеть перед собой только одну цель — научиться работать на компьютере, так как это может привести к формированию односторонне развитой личности, что мы сегодня, собственно, часто и наблюдаем. Наша цель — приобщить школьника к работе с книгой, развить по­знавательный интерес и коммуникативные способности.

Игровая форма изучения сложных понятий, умений и навыков является очень эффективной для детей, впрочем, как и для взрослых. Для детей же 5 — 10 лет игра преобладает над другими видами деятельности. На обычном уроке учителю приходится тратить много времени и сил на поддержание дисциплины и концентрацию внимания учеников, в этом случае не всегда ребенок принимает и понимает изучаемый мате­риал, потому что он не прочувствовал его, не открыл для себя. Через игровые же моменты на уроке активизируется и развивается творческая и познавательная деятельность ребенка. Контрольные или проверочные работы проводятся обычно к виде игр-соревнований или творческих заданий. Что это дает? Во-первых, у детей этого возраста сильно развито стремле­ние к лидерству в коллективе, потребность к поощрению, что является одним из видов мотивации выполняемой учебной работы; во-вторых, только хорошо ориенти­руясь в материале, можно выполнить работу творчески и грамотно; в-третьих, это просто интересно и увлекает детей, им нравится учиться.