Карачаево-Черкесский государственный университет имени У.Д. Алиева, Карачаевск, Россия
Очевидно, что обучение любому предмету в школе должно быть организовано таким образом, чтобы ученикам было интересно на уроках, чтобы они сами стремились получать новые знания и учителю не приходилось бы заставлять их усваивать учебный материал. Предмет «Информатика», с одной стороны, находится в более выгодном положении, нежели другие школьные предметы, так как использование на уроках компьютера само по себе уже привлекательно для ребят. Но, с другой стороны, многие ученики связывают компьютер исключительно с играми, а детей нужно научить использовать компьютер не только для игровых целей, но и для рабочих. Кроме того, даже на уроках информатики ученикам приходится воспринимать «сухую», ненужную, на их взгляд, теорию.
Решение этих проблем связывается с применением методик развивающего характера. Чтобы ученики продуктивно и деятельно работали на уроках, требуется использовать активные методы обучения. Подобные методы отличаются высокой вовлеченностью обучаемых в учебный процесс, побуждают школьников быть активными. На уроках с использованием этих методов учащиеся самостоятельно принимают решения (известно, что знания, которые ученики добывают самостоятельно, запоминаются на более длительное время, чем знания, преподнесенные им как факт). Указанные методы обучения обеспечивают направленную активность психических процессов обучаемых: стимулируют мышление при использовании проблемных ситуаций, обеспечивают запоминание главного на уроках, возбуждают интерес к изучаемому предмету и вырабатывают потребность к самостоятельному приобретению знаний.
Игра и игровые ситуации имеют большой потенциал для общего развития и воспитания ребенка, помогая решать разнообразные педагогические задачи. В игре происходит усвоение ребенком отдельных знаний, умений, навыков, вырабатываются личностные качества.
Игровая деятельность, являясь ведущей в дошкольном и младшем школьном возрасте, в средних и старших классах также может рассматриваться как средство стимулирования интереса к учению.
Сегодня игровые методики активно используются на уроках русского языка, математики, истории и т. д. К сожалению, на уроках информатики роль игры принижается: игровая методика применяется в начальной школе и зачастую сводится к использованию компьютерных игр.
Анализ включения игр и игровых моментов в учебный процесс выявил ряд педагогических преимуществ такой методики перед традиционными формами изложения материала:
- активизация мыслительной деятельности;
- глубинное запоминание материала;
- обучение организованности;
- формирование коммуникативных качеств.
Игры заставляют учащихся рассуждать логически, развивают речь, воображение, творчество, зрительное внимание, умение мыслить нестандартно, укрепляют память.
Игра в начальной школе.
Курс «Занимательная информатика» может быть использован в начальной школе для проведения уроков и факультативов по информатике, занятий кружков. Особенностью представленного материала является то, что он написан в стихотворной форме, содержит развивающие задания. Учащимся предлагаются увлекательные путешествия с героями книги «Энциклопедия профессора Фортрана». Сущность уроков составляет организация учителем различных видов работы учащихся по усвоению ими новых знаний, умений и навыков за счет подобранных и разработанных заданий и упражнений. Стихотворная форма изложения материала обеспечивает легкость усвоения материала каждым ребенком, а учителю предоставляет широкие возможности для организации интересных и познавательных уроков, которые можно проводить в виде инсценировок и спектаклей, чтения по ролям и т. д.
Курс содержит материал, который позволит расширить кругозор детей, заинтересовать учащихся в получении новых знаний. Современные программы, сконцентрировавшие все внимание только на обучении ребенка работе на компьютере и развитии логического мышления, обедняют познавательный процесс. Ученик начальной школы не должен видеть перед собой только одну цель — научиться работать на компьютере, так как это может привести к формированию односторонне развитой личности, что мы сегодня, собственно, часто и наблюдаем. Наша цель — приобщить школьника к работе с книгой, развить познавательный интерес и коммуникативные способности.
Игровая форма изучения сложных понятий, умений и навыков является очень эффективной для детей, впрочем, как и для взрослых. Для детей же 5 — 10 лет игра преобладает над другими видами деятельности. На обычном уроке учителю приходится тратить много времени и сил на поддержание дисциплины и концентрацию внимания учеников, в этом случае не всегда ребенок принимает и понимает изучаемый материал, потому что он не прочувствовал его, не открыл для себя. Через игровые же моменты на уроке активизируется и развивается творческая и познавательная деятельность ребенка. Контрольные или проверочные работы проводятся обычно к виде игр-соревнований или творческих заданий. Что это дает? Во-первых, у детей этого возраста сильно развито стремление к лидерству в коллективе, потребность к поощрению, что является одним из видов мотивации выполняемой учебной работы; во-вторых, только хорошо ориентируясь в материале, можно выполнить работу творчески и грамотно; в-третьих, это просто интересно и увлекает детей, им нравится учиться.
Свежие комментарии