г.Карачаевск, ФГБОУ ВО «КЧГУ имени У. Д. Алиева»

В педагогической науке возникло и развивается принципиально новое и важное направление – теория новаций и инновационных процессов.

В общем виде инновации в образовании представляют собой систему нововведений, направленных на коренное преобразование и улучшение функционирования, развития и саморазвития образовательных систем и образования в целом.

В современной педагогической литературе тема новаций и инноваций достаточно широко представлена. Особо можно выделить труды Хуторского А.В., (Хуторской А.В…2010), Юсуфбековой Н.Р. (Юсуфбекова Н.Р…1991), Полякова С.Д. (Поляков С.Д…2007). Тема педагогических инноваций также представлена в современной учебной литературе (Пидкастистый П.И…2009), (Бордовская Н.В…2014), (Сластенин, В. А…2013).

Необходимость и приоритеты инновационного развития образования отражены в новых нормативно-правовых документах (Концепция Федеральной целевой программы…2014), (О Федеральной целевой программе, …2015), (Закон об образовании…2012), (Стратегия…2011), (О Концепции долгосрочного развития …2009).

Инновационная деятельность в сфере образования должна проводиться с целью обеспечения модернизации и развития системы образования, учитывая основные направления социально-экономического развития Российской Федерации, а также реализации приоритетных направлений государственной политики Российской Федерации в сфере образования. Инновационная и экспериментальная деятельность «…должны быть направлены на разработку, апробацию и внедрение новых образовательных технологий, образовательных ресурсов. Инновационная деятельность ориентирована на совершенствование научно-педагогического, учебно-методического, организационного, правового, финансово-экономического, кадрового, материально-технического обеспечения системы образования и осуществляется в форме реализации инновационных проектов и программ» (Закон об образовании 2012).

Необходимым условием для формирования инновационной экономики является модернизация системы образования, являющейся основой динамичного экономического роста и социального развития общества, фактором благополучия граждан и безопасности страны. Стратегическая цель государственной политики в области образования -повышение доступности качественного образования, соответствующего требованиям инновационного развития экономики, современным потребностям общества и каждого гражданина. (О Концепции долгосрочного…2009).

Долгосрочные ориентиры развития инновационной деятельности отражены в Стратегии инновационного развития (Стратегия…2011), где заданы и определены ориентиры финансирования сектора фундаментальной и прикладной науки, поддержка коммерциализации разработок. Стратегия призвана ответить на стоящие перед Россией вызовы и угрозы в сфере инновационного развития, определить цели, приоритеты и инструменты государственной инновационной политики. Стратегия опирается на результаты всесторонней оценки инновационного потенциала и долгосрочного научно-технологического прогноза. Положения Стратегии должны учитываться при разработке концепций и программ социально-экономического развития России. Система образования на всех этапах, начиная с дошкольного, в части содержания и в части методов и технологий обучения (преподавания) должна быть ориентирована на формирование и развитие навыков и компетенций, необходимых для инновационной деятельности.

Как видно из приведенных выше документов, понятия «новация», «инновация» и «инновационная деятельность» являются ключевыми для понимания основных тенденций развития образования на современном этапе.

Приведенный краткий обзор, посвященный проблематике истолкования и использования понятий «новация», «инновация» «инновационный процесс» показал глубину и неоднозначность использования данных понятий в педагогической теории и практике. Несмотря на давнюю историю, педагогические инновации на современном этапе развития образования переживают «второе рождение». Данные понятия введены в новые нормативно-правовые государственные документы, широко обсуждаются в педагогической литературе, приводятся в учебниках, являются ключевыми при разработке педагогических инновационных проектов.

В общем виде педагогические инновации следует понимать, как конечный результат введения в образовательную практику «новаций», или нововведений: новых форм, средств, методов, методик, технологий. Основная цель педагогических инноваций – качественно новые положительные подходы в обучении и воспитании школьников. Педагогические инновации имеют свои критерии оценки и систему классификации, позволяющую педагогу осмысленно проектировать инновации, воплощать их в педагогических проектах. Успешность педагогических инноваций зависит от многих факторов – внешний, внутренних, объективных и субъективных – все они должны учитываться при разработке инновационных педагогических проектов.

Тенденции инновационного развития современных образовательных систем находят свое отражение в практике образовательных учреждений: изменения в концепциях и подходах проявляются в нормативных документах, программах развития, образовательных программах учреждения.

Основными тенденциями развития современных образовательных учреждений являются: гуманизации образования, проявляющаяся в усиление внимания к личности каждого ребенка как высшей социальной ценности общества, акцент на формирование гражданина нового типа – интеллектуала с высокими моральными и физическими качествами, демократизация образования, объединение инициативы учащихся и педагогов, дифференциация и индивидуализация обучения – широкое участие общественности в управлении образованием как интеграция всех воспитывающих сил общества, органическое единство школы и других специальных институтов с целью воспитания подрастающих поколений.

 

Список литературы:

  1. Концепция Федеральной целевой программы развития образования на 2016 – 2020 годы /Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2014 г. № 2765-р.
  2. Стратегии инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года/Распоряжение Правительства РФ от 08.12.2011 N 2227-р.
  3. Бургин М.С. Инновация и новизна в педагогике /Молодежь в постиндустриальном обществе: Материалы международной научно-практической конференции /сборник научных трудов – Саратов-Дюссельдорф – Пресс-Лицей – 2013. – 256 с.
  4. Бордовская Н.В. Психология и педагогика. Стандарт третьего поколения: учебник для вузов / Н.В. Бордовская, – С.-Пб. Питер. – 2014. – 586 с.
  5. Ерофеева, Н.И. Управление проектами в образовании [Текст] /Н.И. Ерофеева. //Народное образование. -2002.-№ - с. 94.
Login