г.Карачаевск, ФГБОУ ВО «КЧГУ имени У. Д. Алиева»

 

Актуальность нашего исследования обусловлена тем, что за последние два года рынок труда претерпел значительные изменения, в большей степени обусловленные экономическим кризисом. Положение выпускников вузов на рынке труда характеризуются неоднозначностью, что обусловлено специфичностью направлений подготовки выпускников и их востребованностью на рынке труда. Так, согласно результатам различных исследований, невостребованность выпускников вузов достигает от 28 до 50%, а по некоторым специальностям – и до 70%. Обозначенную тенденцию подтверждают и данные статистики. Из 1,5 млн. выпускников вузов востребованы отечественным рынком труда только треть.

В ситуации превышения предложения рабочей силы на рынке труда, сформированного в основном за счет специалистов по управлению персоналом со стажем, выпускникам, только что окончившим вуз и преимущественно не имеющих опыта работы по специальности, достаточно сложно выдержать конкуренцию и претендовать на качественные рабочие места.

Актуальной задачей становится исследование требований работодателей к качественным характеристикам выпускников вузов, позволяющим последним выдержать конкуренцию на рынке труда по сравнению с другими участниками, занять свое трудовое место в соответствии с профилем полученной специальности и эффективно выполнять свои функциональные обязанности.
Состояние научной разработанности проблемы исследования

Проблемам конкурентоспособности выпускников на рынке труда посвящены работы российских ученых О.А. Александровой, М. Вражновой, Г. Зборовского, И. Ивановой, О.В. Киржбаум, Н.А. Лоншаковой, Л.И. Мошкович, А.В. Новачук, Н. Нуриева, С.Д. Резника, М. Скоробогатовой, Е. Шуклиной и др.

Большую практическую ценность представляют труды ученых, разработавших методические подходы к оценке уровня конкурентоспособности выпускников вузов, Е.В. Масленниковой, Н. Нуриева, В.А. Оганесова, М.Л. Полдолиной, Т.П. Савенковой, А. Степусь, С.И. Сотниковой, А.В. Чистяка, О.А. Ткачевой, Т.В. Черняка, Д.В. Чернилевского, О.А. Шавандиной, В.И. Шаповалова и др.

Важное значение имеют работы исследователей, посвященные выделению критериев оценки качественных характеристик выпускников вузов. Позиция работодателей относительно качественных характеристик выпускников вузов отражена в исследованиях А. Гнетневой, Н. Григорьевой О. Дымарской, А. Жигадло, М. Лемуткиной, О.А. Лышовой, М. Филь. С позиции вуза к качественным характеристикам выпускников вузов подходят в своих работах исследователи О. Берестнева, Н.Я. Гарафутдинова, З.А. Капелюк, Н.Р. Кельчевская, М.Г. Сергеева, П.Е. Щеглов.

Механизмы взаимодействия рынка труда и высшей школы анализируются в трудах И. Артюшиной, С.М. Астаховой, Т.Б. Беляевой, В. Казерина, Г.А. Лукичева, JI. Чижовой, М.В. Юрасовой.

На сегодняшний день недостаточно исследованными остаются теоретические и прикладные аспекты оценки уровня конкурентоспособности выпускников вузов, учитывающие как требования государственных образовательных стандартов, так и требования работодателей. В частности, нет однозначного понимания понятий «выпускник вуза», «конкурентоспособность выпускника вуза», отсутствует классификация факторов, оказывающих воздействие на конкурентоспособность выпускников вузов, не определены составляющие конкурентоспособности и их содержание.

Материалы журнальных статей, а также Интернета, дают отдельные отрывочные представления о конкурентоспособности выпускников вузов и ее составляющих, что не создает полного представления о ее сущности и методах разработки критериев оценки.

Очень важной, но неисследованной остается проблема согласования требований, предъявляемых к специалистам со стороны вузов и работодателей, в связи с чем отсутствует методика оценки уровня конкурентоспособности выпускников, учитывающая указанные выше аспекты. Особую важность в этой связи приобретают вопросы связанные с разработкой методических и практических рекомендаций по повышению уровня конкурентоспособности выпускников вузов.

В ходе проведенного анализа исследований были выявлены некоторые недостатки. Так, практически половина исследований проведена в рамках одного вуза либо в нескольких вузах (но не более 10), опрашивались несколько работодателей из одного города. Поле таких исследований невелико, что не позволяет говорить об универсальности выводов.

Кроме того, недостаточно изучены требования работодателей, как непосредственного участника процесса трудоустройства выпускников вузов.

Вопрос эффективного формирования и использования трудового потенциала молодых специалистов – самой продуктивной части населения, является важнейшим вопросом в социально-экономическом развитии страны. На российском рынке труда молодых специалистов наблюдается растущий спрос на гибких профессионалов, способных в течение жизни неоднократно сменить сферу профессиональной деятельности. Тенденции Ульяновской области повторяют общероссийские: инициативные универсалы, готовые выполнять обязанности за нескольких человек. Ульяновская область по-прежнему находится на 2-ом месте в рейтинге ПФО по уровню регистрируемой безработицы, уступая только Нижегородской области (0,61 %). По состоянию на 15 ноября 2012 года на одного безработного приходится 2,4 вакансии. Основной проблемой при трудоустройстве граждан остаётся несоответствие спроса и предложения рабочей силы в области. В ходе кабинетного исследования мы выяснили, что основные требования работодателей к специалистам с высшим образованием на 70% совпадают с компетенциями, которыми должен обладать выпускник.

Исследователи подтверждают факт необходимости постоянного повышения квалификации для конкурентоспособности среди других кандидатов на желанное место трудоустройства. И наше исследование повторяет общероссийские тенденции: респонденты, продолжившие свое профессиональное образование (второе высшее, курсы, семинары, тренинги) более востребованы на рынке труда. Мало того, это качество становится крайне необходимым для современного специалиста: работодатели охотнее берут на их работу, предпочитая их людям, разбирающимся только в своей специальности. Эта гипотеза подтвердилась.

Помимо разработанного алгоритма успешного трудоустройства, практическая значимость нашего исследования заключается в разработанных рекомендациях

Подводя итог проделанной работе, необходимо отметить, что подготовка современного конкурентоспособного специалиста должна включать в себя мероприятия, направленные на формирование у выпускников эффективного поведения на рынке труда.

Список использованной литературы:

 

  1. Булатова А.И. Регулирование рынка труда с точки зрения теории // Человек и труд. – 2010. – №5. – с. 45-48.
  2. Викторов И. С., Макашева А. Ж. Социально-правовые аспекты проблемы занятости населения // Трудовое право. – 2011. – № 9. – 54 с.
  3. Гимпельсон В. Дефицит квалификации и навыков на рынке труда: недостаток предложения, ограничения спроса или ложные сигналы работодателей? / Вопросы экономики. – 2011. – № 3. – с. 95-104.
  4. Жидкова Е.М. Ориентация на незанятость среди проблемных групп рынка труда // Социологические исследования – 2012. – № 3. – с. 52-55.
  5. Казаков А.А. Формирование рынка труда в современных условиях // Отечественный журнал социальной работы. – 2013. – № 3. – с. 19-23.
  6. Камаева М. Развитие рыка труда – неотъемлемый элемент государственной политики // Человек и труд – 2011. – №5. – с. 41-44.
  7. Некрестьянова С. В. Социально-экономические условия, влияющие на рынки труда // Резонанс. – 2009. – № 5. – с. 55.