КЧГУ

                 Применение на уроках математики компьютерных дидактических игр оказывает влияние на формирование самостоятельности, содействует всестороннему развитию способностей, росту  активизации мыслительных процессов младших школьников, побуждают их к обобщению знаний, относящихся к разным наукам. Использование информационных технологий делает актуальной потребность учащихся быть членом социальной общности. Растет интерес к учебе и, как следствие, увеличивается качество знаний по математике. Занятия с применением информационно–коммуникационных технологий не только оживляют учебный процесс, но и повышают мотивацию обучения и развивают познавательную активность учеников.

Педагогика издавна употребляла в своей деятельности ИКТ (средства хранения, обработки и передачи информации), и их совершенствование увеличивало действенность обучения. Поэтому использование компьютера как самого совершенного информационного средства, наряду с применением калькулятора, книги, видеомагнитофона, телевизора и пр. в изучении учебных предметов приводит к усовершенствованию процесса обучения. Развитие компьютеров и программного обеспечения привело к достаточной простоте их освоения даже для неподготовленных пользователей, в том числе младших школьников. Употребление компьютерных технологий во время учебного процесса в начальной школе соответствует его функциональным особенностям и психофизиологическому воспитанию учеников. Тем не менее, процесс информатизации нынешней школы значительно замедляется двумя серьезными причинами: неготовностью подавляющего большинства учителей к применению компьютеров в своей деятельности и отсутствием нужного программного обеспечения.        Компьютерная дидактическая игра повышает мотивацию при обучении, стимулируя инициативу и творческое мышление учащихся, моделируя среду, в которой необходимость получения знаний становится очевидной для обучаемого. Обучающие компьютерные дидактические игры часто предназначаются для контроля знаний, умений и навыков, их применяют в ходе обобщающего повторения.  Большинство обучающих игр ставит задачу, не пересказывая учебник, смоделировать процессы, которые не могут быть показаны должным образом книгой, и обеспечить проверку знаний. Компьютерные дидактические  игры помогают облегчить процесс усвоения новых знаний, сделать этот процесс интересным и увлекательным и тем самым создать прочный фундамент для активизации творчества и познания при обучении математике. Для компьютерных дидактических игр требуется активная мыслительная деятельность, через которую ученик пользуется ранее приобретенными навыками и умениями. В игровой деятельности он самовыражается и проявляются личностные качества ребёнка. Игра формирует мощную мотивацию к учебной деятельности. Компьютерные дидактические игры наследуют эту немаловажную педагогическую особенность. Помимо того, что использование компьютера создает дополнительный мотив к обучению, следует учитывать и другие достоинства компьютерных дидактических игр, а именно:

Во-первых, сюжетная направленность игры более жестко направляет деятельность ученика. Тем не менее, такое «направление» не подавляет желание хорошо выполнить работу.

Вторая особенность компьютерной дидактической игры – это  потенциал современной информационной технологии допускающий при повторении игры всегда использовать новое содержание. Тогда совершается перенос акцента с изучения правил работы на ее содержание, т. е. игра обращается в тренажер путем постоянного обновления содержания.

Третья особенность – существование контроля в действиях ученика. Компьютер позволяет реализовывать контроль непосредственно в ходе игры, причем он может быть не только технологическим, но и сюжетным. Употребление сценария, стимулирующего верные действия ученика, а именно в этом и состоит значение сюжетного контроля, формирует дополнительную задачу к эффективному обучению.  Передача рутинного контроля вычислительной машине создает возможность для индивидуализации обучения, причем она может осуществляться как по форме, так и по содержанию работы.

1) Компьютерная дидактическая игра  должна направлять ученика на поиск нового метода действия, активизировать их познавательную деятельность и повышать качество знаний.

2) Применение компьютерных дидактических игр положительно воздействует на воспитание и формирование умственного развития           ребёнка: активизируются такие немаловажные операции мышления, как обобщение и классификация; они способствуют развитию логического мышления; в процессе таких занятий улучшается память и внимание детей, развивается координация совместной деятельности зрительного и моторного анализаторов; возрастает интерес, к занятиям с компьютером, который  лежит в основе формирования таких важных понятий, как познавательная мотивация, произвольные память и внимание.

3) Компьютер делает занятия индивидуальными     даже в условиях одновременного массового (группового) обучения, допуская, чтобы школьник сам выбирал подходящий для себя темп обучения, даёт учителю возможность своевременно откорректировать действия ученика, создать условия для самоконтроля учеников.

Обратим внимание на организационно-педагогические условия исполнения этой технологии:

  1. Настоящая методика учитывает особенности каждого ребенка, его житейский опыт, наглядно-образное мышление и помогает ему ориентироваться в мире математических понятий, терминов, символов, способствуя этим развитию как эмпирического, так и теоретического мышления в области математики.
  2. Осуществляется поддержка предмета математики при помощи тематически подобранных заданий, формируются условия для конструктивного подключения всех учащихся к развитию познавательной деятельности. Критериями оценки формирующих и воспитывающих уроков являются: логика построения занятия, сориентированная на решение учебной задачи; различные варианты предлагаемых заданий, вопросов и взаимосвязь между ними; плодотворная мыслительная деятельность учащихся; комбинирование всевозможных средств и форм обучения; независимых взглядов и методов их обоснования детьми.
  3. Повторение прежде усвоенных вопросов органически вливается в процесс ведения уроков математики.
  4. Осуществляет умение формировать математические понятия и способы действий, в основе которого лежит установление соответствия между предметными, схематическими и символическими моделями.
  5. Предлагаемый порядок работы гарантирует связь между темами и формирует условия для конструктивного использования приемов умственной деятельности (анализ и синтез, сравнение, классификация, аналогия, обобщение) в процессе изучения математического материала.
  6. Умение решать текстовые задачи осуществляется при дополнительном прочтении задачи; обращение внимания на условие и вопрос, известные и неизвестные величины, определение взаимосвязи между ними и на этой основе выбор тех арифметических действий, исполнение которых отвечает на вопрос задачи.
  7. Развитие представлений о геометрических фигурах, относительно которых при решении геометрических задач требуется активное употребление приемов умственной деятельности. Компьютерные дидактические игры наглядно представляют строение геометрических фигур, их признаки и свойства.

Главными задачами предложенной нами технологии по применению компьютерных дидактических игр  являются следующие:

  • дидактические (содействуют развитию математического мировоззрения, теоретических знаний и практических умений, навыков самообразования, самоанализа и т. д.);
  • развивающие (совершается формирование и развитие абстрактно-образного, словесно-логического мышления, инициативности, памяти, возможности выражать собственные мысли, а также развития познавательного интереса к урокам математики);
  • воспитывающие (формирование коллективизма, корректного и благожелательного отношения к партнерам и оппонентам по игре на уроках математики);
  • мотивационные (побуждение к использованию приобретенных математических знаний в жизненных ситуациях, умений, проявление инициативы, самостоятельности).

 

 

Научный рук-ль Карабашева Р.Б., к.п.н., доцент

Login