КЧГУ им. У.Д. Алиева ЕГФ 21 группа

г. Карачаевск, КЧР, Российская  Федерация

Термин «этнос» применяется в научной литературе уже довольно давно (в русской литературе – с конца XIXв.), однако научное осмысление его как специального понятия для обозначения его особой общности людей произошло по существу лишь в последние десятилетия. Дискуссии с определением понятия этноса, еще не вполне завершены. Однако основные их итоги выступают уже достаточно определенно. Этнос (этническая общность) – это особый исторически возникший вид социальной группировки людей, особая форма их коллективного существования. Такая общность складывается развивается естественно историческим путем; она не зависит от воли отдельных входящих в нее людей и способна к устойчивому многовековому существованию за счет самопроизводства (Бромлей, 1987)

В большом энциклопедическом словаре слово народ определяется, как все население определенной страны или как различные формы исторических общностей (племя, народность, нация). А термин этническая общность (этнос) – это исторически возникший вид устойчивой социальной группировки людей, представленный племенем, народностью, нацией. Термин «э.о.» близок понятию «народ» в этнографическом смысле. (БЭС, 1999)

По Л.Г.Гумилеву этнос у человека – это то же, что и прайды у львов, стаи у волков, стада у копытных животных и т.д. Это форма существования вида Homo Sapiens и его особей, которая отличается как от социальных образований, так и от чисто биологических характеристик, какими являются расы. Но расы, на которые распадается вид Homo Sapiens, это условные биологические обозначения, которые могут иметь некоторое значение для нашей темы, но только вспомогательное, как любая классификация, которая ни в коей степени не отражает специфики этнического феномена. Этнос не биологическое явление, так же как и не социальное. Вот почему Гумилев предложил этнос считать явлением географическим, всегда связанным с вмещающим ландшафтом, который кормит адаптированный этнос. А поскольку ландшафты Земли разнообразны, разнообразны и этносы (Гумилев, 1989).

Основными признаками этнических общностей являются: этническое самосознание и самоназвание, язык, территория, особенности культуры, определенная форма социально-территориальной организации или четко выраженное стремление к ней (Бромлей, 1987)

Этносом является только та совокупность людей, которая осознает себя как таковую, отличая себя от других аналогичных общностей. Это осознание членами этноса своего группового единства принято именовать этническим самосознанием, внешним выражением которого является самоназвание (этноним). Самосознание членов этноса как бы фокусирует представления об общности территории («родной земли»), языка («родного языка»), отличительных особенностях культуры и психики, а также о какой-то общности происхождения и исторических судеб входящих в него людей. Этническое самосознание, сформировавшись в ходе этногенеза, фактически выступает затем не только как важнейший определитель этнической принадлежности (оттесняющий в этом отношении даже признак родного языка), но и как сила, объединяющая членов этноса и противопоставляющая их в этническом отношении другим этносам.

Весьма тесны связи этноса с языком, который является не только условием формирования этноса, но и итогом этногенеза; последнее особенно заметно в случае формирования этносов из разнородных групп населения. В результате такой тесной связи язык обычно выступает как одно из важнейших объективных свойств этноса, а также как символ этнической принадлежности. Наряду с языком важнейшее значение для устойчивого функционирования этноса имеют специфические его материальной и духовной культуры. Это прежде всего компоненты культуры, для которых характерны традиционность и устойчивость: обычаи, обряды, народное искусство, религия, нормы поведения и т.д. Культурное единство членов этноса в свою очередь неразрывно связано с особенностями их психики, проявляющийся, в частности, в оттенках их характера, специфике ценностных ориентаций, вкусов и т.п. Следует особо подчеркнуть, что этнос представляет собой не простую сумму признаков, а определенное образование, в котором основную системообразующую роль могут выполнять различные его объективные компоненты. В одних случаях главную роль в этом отношении принадлежит языку, в других – хозяйственно-бытовым особенностям, в третьих – характерным чертам поведения и т.п. Но видимо, всегда ценностно-нормативная система остается неизменным компонентом этнического сознания – его ядром. (Бромлей, 1987)

Пути формирования этнических общностей называются этническими процессами, они сводятся к этническому разделению и этническому объединению. Оба эти процесса взаимно связаны. Отдельные этнические общности, выделившись из состава какой-то общности, могут в дальнейшем объединиться с другой. Этническое объединение происходит на основе консолидации (слияния) и ассимиляции – процессов, тесно связанных друг с другом. Под процессом консолидации понимается слияние относительно крупных родственных народов. При этом многие элементы материальной и духовной культуры, созданные каждым из них, будут восприняты и развиты новым народом, образовавшимся в результате этого слияния. Примером могут служить: слияние восточнославянских племен и образование древнерусского народа, образование киргизского народа (  XV-XVI вв.) путем смешения местных тюркоязычных племен с племенами, пришедшими из Центральной Азии.     Сущность ассимиляции заключается в том, что отдельные группы людей, вступая в соприкосновение с другими народами, иногда далекими по этническим признакам, воспринимают культуру, язык, утрачивая свои национальные черты и самосознание. Таким образом, в результате формирования этнических общностей происходит слияние отдельных народов, иногда родственных, а иногда далеких друг от друга не только по языку, культуре, но и по расовым признакам. (Ковалев, Ковальская, 1971)

В ходе истории этнические общности подвержены изменениям. Эти изменения, или, иными словами, этнические процессы, обусловлены общим ходом социально-экономического и культурного развития человечества, а так же особенностями существования этнических общностей и их взаимодействия друг с другом. Процессы, вызывающие эти изменения весьма разнообразны по своей сущности и по степени воздействия на те или иные компоненты этнических общностей. Среди них прежде всего можно выделить социально-экономические процессы, непосредственно связанные с развитием производственных сил и изменением производительных отношений, перестройкой классово-социальной структуры и т.п.; такие процессы лежат в основе преобразования типов этнических общностей по основным стадиям их исторического развития, связанным со сменой общественно-экономических формаций – от первобытных племен до социалистических наций. Но коренные социально-экономические изменения при переходе от одной формации к другой не всегда нарушают этническое бытие; еще менее нарушают его изменения, происходящие в рамках одной и той же формации. Затем можно выделить социально-культурные процессы, выражающиеся в изменениях различных элементов культуры, например вытеснение традиционных элементов материальной культуры. Унифицированными промышленными изделиями; языкокультурные и этноязыковые процессы, приводящие к изменению разговорного и письменного языка, распространению двуязычия и полному переходу на язык другого народа (т.е. языковой ассимиляции) и т.д. Такие процессы, приводящие к изменению каких-то элементов и параметров всего этноса (или отдельных его частей), но не затрагивающие самого этнического существования, не приводящее к ломке этнической системы, мы называем этноэволюционными процессами.

Этнотрансформационными называются такие процессы, которые приводят к изменению этнической принадлежности тех или иных групп людей, к исчезновению одних и возникновению других этносов; в последнем случае мы имеем дело с так называемыми этногенетическими процессами. Такие процессы протекают более медленно, чем этноэволюционные, но их конечные результаты более значимы для этнической ситуации. Современная этническая карта Европы не похожа на карты, показывающие расселение европейских народов в начале нашей эры или даже в начале нашего тысячелетия; этнические карта Америки претерпела коренные изменения за еще более короткий срок. В нашей стране на протяжении многих веков в роли крупнейшего этноса выступают русские, но если обратиться к XIII в., то тогда русские еще не выделились из восточно-славянской этнической общности (древнерусской народности). Формирование многих африканских наций развертывается буквально на наших глазах.

От выше сказанных следует отличать этносоциальные процессы, то есть изменения, касающиеся этносоциальных общностей. Это разграничение обусловлено прежде всего различиями социально- экономической сфере жизнедеятельности общества. Как уже отмечалось, во всей современности общественных явлений социально-экономические обычно являются наиболее подвижными, а этнокультурные, напротив, отличаются относительной устойчивостью. (Бромлей , 1987)

Значение отдельных факторов сохранения этничности может весьма различаться. Так, территория как средство поддержания групповой или общинной связи может быть решающим звеном этнической определенности, может иметь минимальное значение, может вообще не иметь никакого значения. Степень, в которой территориальный фактор является необходимым элементом идентификационного процесса, выявляется в отношении к использованию иных, нетерриториальных определений – экономических, религиозных и прочих составляющих. Скажем, в сложный процесс этнического самоопределения может вплетаться экономический фактор. Определенная хозяйственная автономия, закрепленная в специальных занятиях и навыках, передаваемых от поколения к поколению, в большей или меньшей степени может поддерживать этническую идентичность членов группы и охранять ее от ассимиляционных натисков. Хозяйственные связи, складывающиеся в едином этническом комплексе, вообще составляют основу существования целых национальных государств, и в этом смысле «экономика определяет национальное бытие».

этнос

Список использованной литературы

  1. Большой энциклопедический словарь. 3-е изд. М.: Норгит. 1999.
  2. Бромлей Ю.В. Этнические процессы в современном мире. – М.: Наука. 1987.
  3. Гумилев Л.Н. Этногенез и биосфера Земли. 2-е изд., испр. И доп. – Л.: Издательство Ленинградского университета. 1989.
  4. Ковалев С.А., Ковальская Н.Я. География населения. – М.: Издательство Московского университета. 1971.

Народы России. Энциклопедия. – М.: Научное издательство Большая Российская Энциклопедия. 1994.