КЧГУ им.У.Д. Алиева

Педагог (куратор) выбирает тематику  занятия в соответствии с учебным планом, определяет набор информации подлежащей к усвоению (терминологию, набор фактического материала, составляет формы контроля, осуществляет подборку литературу по тематике). Педагог определяется с наиболее целесообразной формой подачи учебной информации.

Акцентировать особое внимание следует на следующих характеристиках:

1)Характеристика контингента участников занятия, и выбор темы:

  • возраст участников, преобладающие интересы, специфика будущей специальности.
  • временные рамки, отведенные на выбранную тему занятия.
  • анализ остаточных знаний по тематике и выяснения проводились ли занятия по этой теме в данной студенческой группе ранее.
  • заинтересованность группы в данном занятии (по профессиональным или социальным соображениям).

2)Каковы необходимые условия:

  • четкое целеполагание;
  • подготовка качественного раздаточного материала;
  • техническое оснащение (оборудование, приборы, материалы, мультимедиа).
  • обозначение контингента участников;
  • приоритетность и последовательность изложения материала, основные вопросы;
  • подборка интересных красочных практических примеров из жизни (необычные ситуации способные вызвать повышенный интерес по тематике занятия).

3)Что должно быть при подготовке каждого занятия:

  • уточнение практических проблем, которые предстоит решить в ходе занятия.
  • важно обозначить перспективы реализации полученных знаний (студент должен понимать, в какой сфере профессиональной деятельности, он сможет применить конкретные полученные знания, и навыки, иными словами полезность получаемой информации – это, как правило, в достаточной степени стимулирует интерес).
  • определение практического блока (чем группа, команда будет заниматься на занятии).

4)Раздаточные материалы:

  • программа занятия (иногда это программка или красочный буклет).
  • адаптированный раздаточный материал для конкретной аудитории.
  • четкая структура материала (использование текстов, нормативной документации, графиков, иллюстраций, схем, картинок, символов, фрагменты фильмов).

Установки:

Педагог сообщает тему и цели и задачи занятия. Происходит знакомство участников с ситуативной проблематикой, над которой предстоит работать, по возможности цель или задача привязывается к определенному этапу работ. Нужно четко обозначить, чего слушатели должны достичь и в чем это выражается (ответ на вопрос, анализ ситуации, письменный отчет, выступление и др. формы закрепляющие достижение).

Непременно следует выставить рамочные ограничения, под ними понимаются, например временные ограничения (сколько надо затратить времени на каждый этап деятельности). Оговариваются правила работы в группах, с выдачей четких инструкций или правил игры, что делать нужно, можно и запрещено. Иногда возникает необходимость в представлении участников (в случае, если занятие межгрупповое, междисциплинарное, либо необходимо распределить роли или функции участников).

Иногда возникает необходимость уточнить понятийный аппарат, добиться однозначного семантического понимания терминов, понятий и т.п. Для этого с помощью вопросов и ответов следует уточнить понятийный аппарат, либо рабочие определения изучаемой темы. Полезность систематического уточнения терминологии и других форм понятийного аппарата помогает студентам сформировать полезные установки, и привычный навык пользоваться только хорошо понятными однозначно трактуемыми терминами, уйти от употребления малопонятных слов и выражений, приучают регулярно пользоваться специальной и другой справочной литературой.

Важно выработать, и возможно согласовать с группой набор правил работы в группе, которые помогут более четко регламентировать работу, повысят эффективность работы, сэкономят учебное время, позволят избежать ненужный эмоциональности и конфликтных ситуаций:

Например: правила работы в группе:

  • будь активным.
  • уважай мнение других участников.
  • будь доброжелательным и вежливым.
  • будь ответственным и пунктуальным.
  • давай высказываться другим участникам, не перебивай, даже если тебе не нравиться само выступление.
  • у каждого есть право комментировать выступление только после его завершения.
  • будь открытым взаимодействуй свободно.
  • будь заинтересованным, мотивируй других.
  • пускай истина «где-то там», но мы стремимся ее найти истину.
  • придерживайся регламента, дай возможность высказаться другим.
  • будь креативным, но не забывай, краткость сестра таланта.
  • уважай себя и других, соблюдай правила работы в группе.

Интерактивная часть:

Особенности интерактивной части занятия определяет содержание и выбранная форма проведения, общая структура занятия, и включает в себя:

После постановки проблемы происходит выяснение позиций участников, этот процесс сопровождается сегментацией аудитории. Сегментами в этой роли выступают целевые группы (команды) которые составляются либо произвольно деление, которое происходит в зависимости от точки зрения которую поддерживают участники, либо принудительно (команде дают готовое задание отстаивать определенную точку зрения). В зависимости от цели может проходить объединение сходных мнений вокруг общей концепции (фракций) для определения общего направления дискуссии. Либо создается набор групп с разными иногда противоположными позициями, что позволяет вести острую дискуссию, тем неожиданней могут быть ее результаты. Сегментирование группы участников эффективно использовать в большой аудитории для повышения интенсивности коммуникации.

Позиционирование интерактивного процесса состоит из четырех этапов:

  • выясняется набор всех позиций аудитории (либо задается);
  • осмысливается и по возможности формулируется содержание, общее для всех позиций, в зависимости от цели этот процесс может сопровождаться либо детализацией проблемы – поиском новых граней, либо наоборот генерализацией обобщением частных мелких нюансов;
  • далее происходит этап переосмысления сформулированного содержания, и по возможности, наполнение его новым смыслом;
  • происходит формирование нового набора позиций, на основании выявленного на предыдущем этапе нового смысла)

Выводы (правильно организованная рефлексия)

Выводы или оценочный этап выражается в подведении итогов работы группы над конкретной тематикой. Подведение итогов процесс сложный и многогранный, он имеет несколько сторон, логическую, эмоциональную, аналитическую и обобщающую на основании которой дается оценка успешности проделанной работы. Педагог стимулирует участников сделать самостоятельные выводы и подвести итоги, по необходимости помогает и направляет процесс. В крайнем случае, если уровень рефлексии группы крайне низок, помогает их сформулировать.

Рефлексия обычно начинается с сосредоточения участников групп на чувственно-эмоциональном аспекте, выясняется, какие чувства переживали участники в процессе обсуждений. На втором этапе преобладает логический анализ и оценка обсуждается содержание и актуальность выбранной тематики, использовавшиеся методики, дается оценка активности участников. Третьим этапом является подведение итогов и озвучивание выводов, которые дает преподаватель. Для стимуляции активности студентов, на этапе подведения итогов, можно составить примерный перечень вопросов и раздать их на начальном этапе занятия. Для того, чтобы дать достаточно времени и подготовить на них ответы. В процессе подведения итогов можно попросить участников выборочно озвучить ответы на них, особенно если главное обсуждение закончилось раньше и есть достаточно времени.

Примерный перечень вопросов для проведения этапа рефлексии:

  • в процессе обсуждения, что вас наиболее впечатлило?
  • когда выполняли задания, какие трудности вам пришлось испытать?
  • что наиболее удивило вас на занятии?
  • какими принципами вы руководствовались в процессе обсуждения и принятия решения?
  • учитывали ли вы мнение других участников группы, или руководствовались только своим?
  • насколько позитивно вы можете оценить ваши личные действия и деятельность группы в целом?
  • чтобы вы хотели изменить в модели своего поведения при повторном проигрывании занятия?

Интерактивные формы проведения занятий позволяют решать ряд задач, важнейшей из которых можно назвать совершенствование коммуникативных навыков, причем как у студентов, так и у преподавателя. Такая форма помогает решить ряд воспитательных задач: умение работать в команде, способствует образованию и поддержанию эмоциональных контактов в группе, позволяют научиться выслушивать чужое мнение и давать на него аргументированный ответ. А так же повышает мотивацию, дает прочные научные знания, позволяет проявить творческую фантазию, выработать активную жизненную позицию, снимает нервное, позволяет в непринужденной игровой форме легко переключать внимание.

Основные формы интерактивных занятий: круглый стол, дискуссия, дебаты

Одна из организационных форм познавательной деятельности студентов – круглый стол, он относится к методам активного обучения которые позволяют закрепить обретенные ранее познания, помогает восполнить недостающий объем информации, блестяще формирует умение решать проблемы. В плане подготовки к научной деятельности такая форма полезна и даже необходима для обретения уверенности в собственных силах, умения отстаивать и укреплять свои позиции, научить элементарной культуре ведения дискуссии и вообще публичных выступлений.

Специфической чертой «круглого стола» являются два направления, здесь применяются сочетания тематической дискуссии параллельно с групповой консультацией.

Важной особенностью и основной целью проведения «круглого стола» является выработка у учащихся профессиональных умений педагога, а именно способы излагать мысли, логически аргументировать и доказывать свои соображения, делать выводы, обосновывать предлагаемые решения и умение отстаивать свои убеждения. При этом незаметно, но реально происходит закрепление учебной информации и самостоятельная работа с дополнительным учебным материалом. После проведения круглого стола для преподавателя становятся очевидны пробелы в знаниях студентов, а также выявляются другие скрытые проблемы, это позволяет скорректировать дальнейшие меры и более эффективно осуществить подборку вопросов для новых обсуждений.

Для решения задач организации занятия в виде «круглого стола» является соблюдение определенных принципов ряда необходимых условий:

  • в обсуждении следует ограничиться одной или двумя проблемными темами, не загромождая дискуссию слишком большим ситуативным объемом, это рациональное ограничение  позволит в ходе дискуссии более глубоко раскрыть все противоречия;
  • для поддержания высокого градуса интереса следует выносить на обсуждение действительно интересные проблемы и острые ситуации по данной теме;
  • необходима предварительная тщательная подготовка и выбор наглядных материалов (краткие хрестоматийные тексты, распечатки нормативных документов, схемы, диаграммы, графики, аудио-, видеозаписи, фото-, кинодокументы) которые наиболее ярко проиллюстрируют выдвигаемые в ходе дискуссии положения и различные мнения;
  • подготовка основных выступающих не должна ограничиваться докладами, и обзорами фактов, необходимо чтобы участники в обязательном порядке высказывали или учились высказывать свое мнение, приводили осмысленные доказательства, могли оперировать аргументами;
  • необходимо научить студентов грамотно оппонировать мнение противоположной точки зрения, находить слабые места в доказательной базе другой стороны, но всегда при этом соблюдать разумный баланс и руководствоваться этическими соображениями.

Особенности присущие только форме проведения  «круглого стола», которые необходимо учитывать:

а) Принцип «круглого стола» выбран не случайно он всегда был принят на важных переговорах, и почему важно, чтобы он был действительно круглым. Во-первых, этот принцип подчеркивает равенство всех участников, здесь нет главных и второстепенных, все мнения одинаково важны и имеют право на существование. Во вторых процесс коммуникации, должен происходить лицом к лицу, участников  следует располагать так, чтобы все видели всех, а не в затылок, как на другом обычном занятии. Такое расположение психологически приводит к значительному возрастанию активности, увеличивается количество высказываний, появляется возможность личного включения каждого студента в обсуждение, изначально повышает мотивацию учащихся, задействует невербальные средства общения, мимику, жесты, другие эмоциональные проявления.

б) Создание менее формальной обстановки достигается тем, что преподаватель также располагался в общем кругу, и ведет себя  как равноправный участник группы, в противовес общепринятой, где как правило он находится отдельно от студентов и занимает начальственную лидирующую позицию. В традиционном классическом варианте участники направляют свои высказывания преимущественно педагогу, а не друг другу. Когда преподаватель находится среди слушателей, обращения членов группы друг к другу становятся чаще, наблюдается меньше скованности, такой подход формирует благоприятную обстановку для полемики и способствует более глубокому взаимопониманию между преподавателем и студентами.

Организация круглого стола:

1) Подготовительный этап, состоит из формулировки темы и вопросов, обсуждение которых позволит раскрыть и наиболее полно рассмотреть проблему заложенную в теме занятия. Для начальной активизации рекомендуется привлечь и самих студентов для помощи в составлении формулировок вопросов к обсуждению;

2) Вопросы следует распределить по подгруппам и раздать участникам для подготовки;

3) Можно применить интересный прием, который выглядит, как консультация с экспертом. Поэтому желательно для освещения специфических вопросов на занятие могут быть приглашены соответствующие специалисты (юрист, социолог, психолог, экономист и др.), такая стратегия придаст солидность выводам, настроит на серьезный профессиональный взгляд, усилит мотивацию;

4) В процессе занятия должна соблюдаться определенная последовательность вовлечения в процесс, логически выстроенная структура, разбитая по этапам;

5) Доклады подготовленных специально студентов должны проходить обсуждение, и дополняются, если вызывает сомнение полнота освещения проблемы, либо выпущены из виду значимые для проблематики факты. Задаются уточняющие вопросы, следующим действием положено высказывание своего мнения, возможны споры, и аргументация своей точки зрения.

Самая важная, активная и продуктивная часть «круглого стола» по любой тематике представлена дискуссией или дебатами.

Рассмотрим специфику дискуссионного процесса. Дискуссия (первоначальное значение слова от лат.discussio— исследование, рассмотрение) — под ней понимают многостороннее полное обсуждение спорного вопроса в публичном исполнении, либо в частной беседе, или споре. Суть дискуссии состоит в коллективном обсуждении выбранного вопроса, проблемы, либо в сопоставлении предоставленной информации, выдвинутых идей, мнений, или предложений. Цели проведения дискуссии могут быть разными, например: обучение, тренинг, диагностика, преобразование, изменение установок, стимулирование творчества и др.

Процесс подготовки к дискуссии всегда начинается с целеполагания, как правило, ставятся сразу несколько учебных целей, чисто познавательные и коммуникативные. Цели дискуссии, должны быть тесно связаны с ее темой. Желательно всегда ставить достижимые цели. Если тема слишком широка и содержит очень большой объем информации, то цель может определить как сбор и упорядочение информации, возможен так же поиск альтернатив. Кроме того здесь подойдут цели теоретически интерпретировать или дать методологическое обоснование, то есть цели будут в основном аналитического характера. Иногда для того чтобы уложиться во временные рамки занятия, целесообразно разделить обширную тему на разделы и провести несколько обсуждений. В случае если обсуждаемая тема дискуссии узкая, то итогами дискуссии могут стать не только аналитические, но и синтетические действия, заключительный этап может закончиться принятием решения или рекомендаций по решению проблемы.

В ходе дискуссии студенты могут либо дополнять друг друга, либо оппонировать один другому. В первом случае обнаруживаются черты диалога, а во втором дискуссия получает характерные черты спора. Однако в дискуссии обычно присутствуют оба элемента, поэтому неверно сводить представление о дискуссии только как к спору. Формы противопоставления мнений могут быть трех видов: взаимоисключающие, и взаимодополняющие, а так же как наиболее продуктивная форма взаиморазвивающая. В дискуссионном диалоге помимо споров первостепенное значение имеет факт сопоставления различных мнений по одному вопросу, который и является главным источником получения новых знаний в процессе дискуссии.