КЧГУ им.У.Д. Алиева

Принципы построения и проведения деловых игр следующие:

Одними из важнейших принципов построения и проведения деловой игры являются наглядность и простота. Так как деловая игра изначально является имитацией или проще сказать моделью (например, моделью поведенческий) поэтому ей присущи черты модели. Модель всегда отличается от оригинала своей схематичностью некой упрощенностью. Поэтому при построении сценария деловой игры не стоит стремиться, максимально точно, отразить в ней все функции и детали от реальной управленческой ситуации, нужно выделить главные черты процесса или функции провести генерализацию – отбор нужных элементов по значимости.  Такового же подхода следует держаться и в отношении любого объекта, который имитирует по сценарию игра. Мы максимально упрощаем модель и как следствие терпят упрощение информационные  вязи и все управляющие структуры и функции предмета. При таком упрощении нужно зафиксировать все возникшие допущения, для чего это нужно? Для того чтобы при любом удобном случае произвольно повышать уровень сложности и вводить новые элементы когда игроки уже освоили простейшую модель и интерес к ней несколько снизился. Такой подход повысит успешность игровых экспериментов и творческую активность участников игры. Однако следует помнить, что излишнее упрощение тоже неприемлемо.

При всей внешней простоте игровой модели она должна соответствовать составу и уровню навыков участников, отражать информационно-техническую базу и основной характер функционирования.

Следующий принцип определяет такое качество как – автономность. Автономными должны быть структурные фрагменты игры, это нужно для того, чтобы можно было разыгрывать их самостоятельно. Группа, участвующая в игре может быть разной по структуре: это возрастные особенности, уровень сформированности тех или иных качеств. Например, они могут быть знакомы с игровыми технологиями или участвовать в них впервые, иметь разный уровень знаний умений навыков и в конце концов, что наиболее сложно, быть неоднородной по составу этих же уровней. Поэтому автономность важна, прежде всего, информационная, для целей перенастройки на другой состав игроков. Здесь существует опасность разрушения целостности содержания, но зато игра приобретает другие полезные качества. Особенно важно соблюдать принцип автономности, если игра используется часто, и является основным видом деятельности образовательной учебной  дисциплины. Рациональным способом построения таких курсов является неоднократное повторение фрагментов одной и той же игры, например, если она является средством контроля и выявляет уровень формирования новых качеств у участников по мере углубления в программу обучения, в этой ситуации игра может быть средством проведения своеобразных контрольных срезов. Для этой цели необходимо разработать ее различные варианты по уровню сложности прохождения как в компьютерных играх: легкий уровень, средний и повышенной сложности. Следовательно, по уровню сложности можно составить и оценочный рейтинг, связанный с информационным обеспечением ее автономных частей.

Одним из важных творческих принципов является возможность дальнейшего совершенствования игры как модели окружающей действительности, его еще можно сформулировать как принцип открытости. Рациональная сторона его состоит в возможности наполнять старую проверенную форму новым содержанием, менять и усовершенствовать ее элементы, причем как конструктивно, так и вносить новые блоки информационного содержания. Пуская эта особенность требует больших временных затрат труда педагога изначально на первом этапе построения с нуля, однако это всегда окупается высокой мотивацией контингента слушателей. Далее применение этого принципа наоборот дает значительную экономию интеллектуальных ресурсов и трудовых затрат потому, что создавать новый структурный шаблон намного сложнее, чем пользоваться старой апробированной моделью постоянно наполняя ее новым актуальным содержанием, что минимизирует затраты рабочего времени.

Следующим важным принципом игровой деятельности является сочетание двух процессов самой игровой деятельности в игровом эксперименте и реальной деятельности по поводу игры. Существует определенная последовательность – этапы построения деловой игры как вида деятельности:

  • первый этап заключается в формулировании главной цели игры и разбивку ее на ряд текущих задач;
  • формирование деятельности по поводу игры (например озвучивание правил, создание рамок);
  • конструирование самой игровой деятельности.

Как правило, целью проведения деловых игр является изучение процессов функционирования различных организационно-экономических систем (игровые тренинги на производстве, образовательные и производственные предприятия, научно-исследовательские, и проектные организации и др.). Реализация этой цели посредствам проведения игры, довольно эффективна, и принятие решений происходит в процессе изменений игровых обстоятельств. Игра выступает своеобразным полигоном для тренинга реальной деятельности. Иногда учебные игры проводятся для тренировки участников, выработки у них определенных навыков во время исполнения игровой роли или смены ролей дающей возможность попробовать свои силы в разных сконструированных обстоятельствах игрового поля. На практике реальные деловые игры предназначены для анализа системы и определения способов усовершенствования управления ею, а так же поиск путей решения сложных иногда конфликтных ситуаций и принятия в итоге оптимальных решений выхода из сложившихся обстоятельств которые созданы, намерено условиями игры. Эта цель достигается именно в процессе проведения игры.

Для большей эффективности следует соблюдать пак же принцип максимального освобождения участников деловой игры, и особенно игроков, от рутинных игровых процедур. Эти действия необходимы для повышения эффективности деловой игры, потому что и участники и организатор игры получают намного больше времени и возможностей для анализа игровой проблематики. Наибольшие возможности для ускорения выполнения рутинных игровых процедур предоставляет дистанционное общение участников игры с помощью применения компьютерной техники и соответствующего программного обеспечения.

Следующий принцип помогающий усилить положительный обучающий эффект заключается в максимальном использовании готовых разработок (сюда можно отнести информационные и статистические базы данных позволяющие составить представление о проблеме, в том числе программное обеспечение с применения компьютерной техники, экономико-математические модели, схемы, карты, инструкции,  видеоматериалы, другие массивы информации, образцы проектов и организационно-нормативные и правовые документы и др.). Все эти вспомогательные материалы дают возможность не тратить дополнительное учебное время на поиск средств информации и применять их в готовом виде, это сокращает время и затраты на проведение деловой игры.

Однако успешность проведения деловой игры достигается только в том случае, когда в подготовленных к игре материалах содержится хорошо продуманная и тщательно отработанная и систематизированная информация для обработки «экспертами» в игровой форме. Это требование относится ко всем видам игр (научных, исследовательских, игр для принятия решений).

Принцип, гласящий о том, что все элементы игры, условия, проблематика, формулировки должны быть направлены на решение поставленной задачи, так как само по себе проведение деловой игры вовсе не является самоцелью. Важно не просто провести игру, а получить запланированный результат: решить поставленную задачу, найти выход из проблемной ситуации (например, конфликтной), усвоить в игровой форме определенный объем информации, сделать соответствующий вывод, выполнить проект, приобрести определенные навыки, провести анализ, осуществить синтез компонентов –  создать систему.

Не смотря на иногда интересные выводы, позитивные результаты игровой деятельности и даже удачные формы решения проблем, полученные в игровом эксперименте положения и выводы, конечно, не могут быть безапелляционно рекомендованы для практического использования. Проверка гипотез в игровом эксперименте не является бесспорным доказательством их доказуемости и правомерности для реальной действительности, но она позволяет очертить благоприятную зону, отсечь множество неверных положений и предложений или помогает выдвинуть другие.

При проведении игровых имитационных экспериментов необходимо и целесообразно придерживаться ряда принципиальных позиций в организации их проведения, среди них можно выделить следующие:

Полное погружение участников деловой игры в проблематику моделируемой в игре организационной системы. Этот утверждение означает, что все отведенное время на проведение деловой игры все ее участники обязаны заниматься изучением и анализом только тех вопросов, которые рассматриваются к данной игре.

Принцип полного погружения разработан и применяется давно и успешно в других видах деятельности, например в спорте, или изучении иностранных языков при погружении в языковую среду, такой принцип хорошо зарекомендовал себя и в усвоении других учебных дисциплин. Он позволяет максимально сконцентрировать внимание на выполняемой задаче и препятствует случайным помехам и дает возможность минимизировать потерю времени, которая возникает при отвлечении внимания на посторонние или сопутствующие проблемы. Этот метод не до конца теоретически сформулирован, но широко применялся на практике и имеет много общего с суггестивной психологией его теоретические основы широко обсуждались в педагогике в конце 60-х и до середины 70-х годов XXвека (в работах педагога новатора М.П. Щетиннина, а так же Г.К. Лозанова, И.А. Зимняя, А.С. Плесневич, Г.А. Китайгородской, Р.М. Грановской).

Реализация этого принципа погружения достигается хорошо проведенной предварительной подготовкой, продуманным и заранее спланированным набором лекций, семинарских и практических занятий, дискуссий, диспутов, и домашних заданий.

Постепенность вхождения участников деловой игры в экспериментальную ситуацию. Сущность его реализации заключается в том, что после установочной мотивации, которая всегда дается вначале игры, остальные сведения по проблеме, игроки получают уже в ходе игровой деятельности. Причем определенные циклы игры должны быть максимально упрощены для облегчения освоения правил игры. Эту функцию на себя берет предварительный подготовительный этап, например лекции на общие темы, как информация к размышлению.

 

Равномерные нагрузки. Воплощение в жизнь этого принципа означает постепенное дозированное пополнение информационного багажа участников игры. Порции информации должны быть примерно одинаковыми по объему и времени подачи, процесс усвоения этих порций должен быть примерно одинаковым по затратам умственной и физической энергии, это исключает перегрузки, устраняет излишнюю эмоциональность, способствует более глубокому усвоению, повышает технологическую эффективность игрового процесса.

Для реализации этого принципа можно порекомендовать:

  • использовать специально составленную систему тестов для выбора участников и комплектации игровых групп, эти же тесты можно использовать повторно для оценки их знаний в период после игры;
  • менять участников игры между игровыми группами или менять им игровые роли;
  • направлять ход игровой деятельности, делать особенный упор на мало изученные вопросы внутри в самой группы, или для тех участников у которых в процессе тестирования были выявлены явные пробелы, чтобы компенсировать перекос в накоплении знаний умений и навыков.

Важна максимальная правдоподобность экспериментальной ситуации. Особая ценность игровой деятельности заключена в ее похожести на реальную.  Это мотивирует участников игры глубже вникать в проблему, которая изучается, проявлять максимум активности и творческого подхода к делу. Принцип правдоподобия осуществляется в деловой игре с помощью:

а) правдоподобной отклика внешней среды;

б) использование комплекта реальных плановых и отчетных документов;

в) общепринятых процедур принятия управленческих решений и способов доведения их до исполнителя;

г) сходство с реальной организацией работы принятой в обществе для  участников игры (проведение конференций, брифингов, совещаний, собраний планерок и др. форм).

Для внедрения принципа правдоподобия полезно:

  • предлагать участникам игры составление псевдо реальных документов, воспроизводящих формы реальной работы в их игровой деятельности (например: доклады, проекты, служебные записки, заявления, распоряжения, принятие итоговых документов, положений, приказов директора предприятия, выписки из решения коллегии  и др.);
  • проводить оценку успешности при рассмотрении каждой ситуации с точки зрения грамотности составления этих документов по форме и по содержанию;
  • передавать в игровые группы не просто задание для исполнителей, но и краткую справку о персонаже игры содержащую биографические и служебные данные (занимаемую должность) или социальный статус (стаж работы, образование, семейное положение и т. д.), что усилит творческий компонент и наполнит его красками, сделает более аргументированным выход из ситуации, в которые могут попасть участники игры;
  • для большей убедительности, возможно, обеспечить участников игры положениями об игровых подразделениях и должностными инструкциями персонажей, приближенными по форме к аналогичным в реальных документах.

 

Участие первого руководителя. Этот принцип заключается в том, что для успешного проведения деловой игры не просто желательна, а необходима участие в ней руководителя предприятия, организации, подразделения или его первого заместителя. Так, в деловой игре на уровне предприятия необходимо участие (например: директора школы, заместителя по учебной, воспитательной работе,  организации методического объединения по предмету, или главного инженера предприятия, технолога, эколога, или целой иерархии на уровне цеха или участка – начальника цеха, мастера участка, а также руководителей соответствующих плановых, производственных, финансовых и других служб).

Приведенные выше принципы не является исчерпывающим перечнем всех требований, которые предъявляются к разработке и проведению деловых игр. Однако составление и проведение деловых и ролевых учебных игр с их учетом значительно повысят эффективность конечного результата: овладения знаниями, умениями, навыками, повысят творческую активность обучаемых и многократно усилят их мотивацию к дальнейшему прохождению курса, а так же повысят интерес самостоятельной работе и поиску дополнительной информации.

Login