КЧГУ им.У.Д.Алиева

Современная наука рассматривает организм человека как единое целое, в котором все органы и системы находятся в тесной физиологической связи между собой, а их функции регулируются и направляются центральной нервной системой. Двигательная активность воздействует на мышечную систему, благотворно влияет на сердечно-сосудистую, дыхательную, нервную систему, пищеварение, обмен веществ, выделение и др. органы, т.е.  воздействует на весь организм.

Оздоровительное влияние физических упражнений будет ещё эффективнее, если мы будем знать о функциональных возможностях нашего организма. Ограничение  физической нагрузки снижает умственную и физическую работоспособность, так как происходит сокращение потоков импульсов от мышц к двигательным центрам коры головного мозга. Если не оказать дополнительную «помощь» для улучшения мозгового кровообращения  в виде специальных упражнений (наклоны, повороты и т.д.) для мышц шеи головы, то нам не избежать различных заболеваний и повышенной утомляемости.

Физическое развитие характеризует комплекс свойств и качеств организма, особенностей нервно-психической деятельности, пропорций и развития частей тела, функциональных и физических возможностей индивидуума.

Целью работы было разработать методику исследования физических и функциональных возможностей студентов. Для определения основных размеров и пропорций тела, а также функции начальных возможностей организма были использованы методы соматоскопии для определения морфологических особенностей организма (пропорции тела, тип сложения, осанку, состояние опорно-двигательного аппарата), и метод соматометрии – антропометрические данные (рост, вес, жизненную емкость легких, силу руки т.д.).

Студенческая деятельность является своеобразным этапом жизненного пути. Основа вполне объяснима – учёба в соответствии с целью, задачами, а главное мотивацией, обусловленной получением специальности в данном вузе.

Рабочая нагрузка у студента увеличивается, особенно в  период сессии, до 15-16 часов. С учётом хронических недосыпаний, нарушения режима труда, питания и других факторов, связанных с образом и стилем жизни, развивается нервно-психическое напряжение.

Информационная перегрузка головного мозга вследствие эмоциональных и интеллектуальных напряжений (особенно в период экзаменационной сессии) вызывает так называемые информационные неврозы.

Эти патологические состояния вследствие умственного и нервного переутомления вызывают соматические и вегетативные изменения. [10]

Каждый студент чувствовал эти изменения, связанные с истощением  функциональных систем нервной системы, выражающееся в потливости, слабости, потери аппетита, быстрой утомляемости и раздражительности.

Физическая нагрузка  в условиях  напряжённого умственного труда, дефицита времени, ограниченности двигательной активности приобретают профилактическое значение, являясь средством реабилитации и восстановления оптимального (для молодого человека) психофизиологического состояния.

Студенты вузов ежегодно в начале учебного года должны проходить медицинское обследование, чтобы выявить контингент с ослабленным состоянием здоровья и необходимость заниматься спортом для физического развития.

Физическое развитие характеризует комплекс свойств и  качеств организма, особенностей нервно-психической деятельности, пропорций и развития частей тела, функциональных и физических возможностей индивидуума.

Для определения основных размеров и пропорций  тела, а также функции начальных возможностей организма существуют различные методы и научные приборы и оборудования.

Методом соматоскопии определяют морфологические особенности организма (пропорции тела, тип сложения, осанку, состояние опорно-двигательного аппарата), а методом соматометрии – антропометрические данные (рост, вес, жизненную емкость легких, силу руки т.д.). [12]

Осанка – непринужденная поза стоящего челове­ка – зависит от взаиморасположения отдельных частей тела, от общего центра тяжести тела, особенностей тела, скелета (имеются в виду изгибы позвоночного столба), формы грудной клетки, состояния мышечной системы и суставно-связанного аппарата.

Напомним, что позвоночный столб имеет 4 изгиба: выпуклость вперед – шейный и поясничный лордозы и два обращенных выпуклостью. назад – грудной и крестцовой кифозы, которые сформировываются, как правило, к 6-7 годам и закрепляются к 18-20 годам.

Различают, в зависимости от выраженности изгибов, несколько типов осанки:

  • нормальная – умеренно выраженная изогнутость всех отделов позвоночника;
  • выпрямленная – слабо выраженная изогнутость позвоночного столба. Спина резко выпрямлена, грудь несколько выступает вперед;
  • сутуловатая – резко выраженная изогнутость позвоночного столба в грудном отделе. Заметно увеличен шейный изгиб и уменьшен поясничный. Грудная клетка при этом уплощена, плечи сведены вперед, голова опущена;
  • лордотическая осанка – сильно выраженная изогнутость в поясничном отделе с уменьшением шейного изгиба. Живот выпячен или отвисает;
  • кифотическая – компенсаторное усиление грудного кифоза, вследствие чрезмерной изогнутости одновременно в шейном и поясничном отделах позвоночника. При этом, как правило, заметно сведение плеч вперед, выпячивание головы, локтевые и коленные суставы обычно полусогнуты.

Боковые искривления позвоночного столба влево или вправо от вертикальной линии формируют сколиотическую осанку, характеризующуюся ассиметричным положением туловища, в частности, плеч и лопаток.

Сколиозы, как правило, носят функциональный характер, не зависимо от степени выраженности. Являясь нарушением осанки, они могут влиять на кровообращение и дыхание. Тип осанки может соответствовать профессии, врожденным дефектам или отрицательным эргономическим воздействиям (высота стула – стола при еде, письме, чтении, освещенность, вынужденная рабочая поза и т.д.). Доказано, что осанка изменяется в процессе целенаправленного развития недоразвитых мышц, что способствует ее исправлению и предупреждению.

Форма грудной клетки в норме бывает конической, цилиндрической, уплощенной, и объем грудной клетки, как увеличение ее возможностей, зависит от физических упражнений, как и форма живота, зависящая от мышц брюшной стенки и подкожной жировой клетчатки. Поэтому при отвислой или втянутой форме живота любой из Вас может привести его в нормальное состояние и ощутить легкость и непринужденность при ходьбе и работе.

Форму ног определяют как: нормальную, Х-образную, О-образную. Здесь прямая зависимость от перенесенных заболеваний, авитаминоза (в детстве), недостаточности в развитии мышц или чрезмерности физиче­ских нагрузок.

Форма стоп также бывает: нормальная, уплощенная и плоская. Свод стопы, осуществляя роль аммортизатора, предохраняет внутренние органы, спинной и головной мозг от излишних сотрясений при ходьбе, прыжках и вынужденных переносах тяжести.

Плоскостопие не является противопоказанием к физическим нагрузкам, но существуют некоторые ограничения, связанные с использованием отягощений и многократных упражнений прыжкового характера, вызывающих боль в своде стопы.

Кроме того, методом соматоскопии определяются тип телосложения, пропорции тела и конструкционный тип.

Гармоничность пропорции тела имеет отношение к состоянию здоровья человека. По диспропорциональности строения тела можно судить о нарушениях ростовых процессов и причинах, их вызывающих (эндокринных, генетических и др.).

В настоящее время на практике используется схема с трехмерным вариантом пропорций тела:

  • долихоморфия (соответствует астеническому кон­ституционному типу);
  • мазоморфия (нормостенический конституционный тип) – тело средней формы;
  • брахиморфия (соответствует гиперстеническому конституционному типу) – тело широкое и короткое, как и конечности, с повышенным жироотложением.

Четко выраженные типы телосложения встречаются редко. В основном, это переходные формы. А определяется тип телосложения простой методикой – измерением окружности запястья: астенический тип – менее16 см, нормостенический – 19 см и более.

Помимо наружного осмотра, уровень физического развития определяют и данными антропометрического измерения (рост – стоя, сидя; вес тела; окружность шеи, грудной клетки, плеча, предплечья, талии, бедра, голени; жизненная емкость легких, сила мышц кисти и спины).

Все эти данные антропометрического характера важны для определения вида спорта (детям, подросткам, молодым людям) или для целенаправленной двигательной нагрузки оздоровительного характера.

Существуют различные методики прогнозирования роста Рядом исследователей предлагается формула:

Для

  • юношей =
  • девушек =

Высокий рост внешне всегда «смотрится» и считается перспективней, хотя людей небольшого роста можно встретить чаще среди гениев и выдающихся людей (Наполеон, Суворов и др.).

Зная длину тела в двух положениях (стоя и сидя), можно определить коэффициент пропорциональности, измеряемый в процентах:.

кп = (рост стоя – рост сидя: рост сидя) х 100.

В норме КП = 87-92%. Этот коэффициент важен при определении вида спорта. Например: с низким КП (низкое расположение центра тяжести) – устойчивость тела в пространстве (виды спорта – горнолыжный, борьба, штанга и др.). Лицам с высоким КП (более 92%) рекомендуются игровые виды спорта, легкая атлетика и др. Как правило, у женщины КП несколько ниже, чем у мужчин. [21]

Вес имеет существенное значение для физических нагрузок и, в целом, влияет на функциональные возможности организма.

Существуют различия в соотношениях массы тела. у женщин на долю костной массы (скелета) приходится 16%, а у мужчин – 18%. На долю мышц соответственно 36 и 42%, а у мужчин-спортсменов иногда до 50%. Доля жирового компонента доходит До 18% у женщин и 12% у мужчин.

В практике врачебного контроля весо-ростовой индекс определяется отношением массы тела в гр. к росту в см. В норме он составляет для женщин 325-327 г/см, для мужчин – 350-400 г/см.

Для определения должной массы тела пользуются росто-весовым показателем (Брока-Бругша), соотношением между весом (Р) и ростом (Ц.

Р = L – 100 (кг) при L = 155-165 см

Р = L – 105 (кг) при L = 166-175 см

Р = L – 110 (кг) при L = более 175 см

Или по индексу Кетле, который получают при делении веса (г) на рост (см). Этот индекс равен в среднем для мужчин 370-400 г/см, для женщин – 325-375 г/см, для мальчиков 15 лет – 325 г/см, для девочек 15 лет ­318 г/см.

А оценить индекс скелии (длину ног) можно по формуле Мануврие:

ис = (длина ног: рост сидя) х 100.

По этому индексу величина до 84,9 свидетельствует о коротких ногах, 85-89 – средних, выше – длинных.

Окружность грудной клетки измеряется в трех состояниях (при максимальном входе, во время паузы и при максимальном выдохе), разница между вдохом и выдохом называется экскурсией грудной клетки. Средняя величина составляет 5-7 см (у спортсменов 10-12 и более см).

Пропорциональность развития грудной клетки определяется по индексу Эрисмана (из данных объема(в см) грудной клетки вычесть половину роста в см). В норме показатель ПРГК равен + 5,8 см для мужчин и + 3,3 см для женщин, уменьшение или увеличение по­казывает на хорошее развитие или узкогрудость.

Крепость телосложения (индекс Пинье) указывает на его развитие, что также важно для организации и ме­тодики физических нагрузок для занимающихся. Определяется он путем вычитания из показателя роста стоя (см) суммы веса (кг) и окружности груди на выдохе. Чем меньше разность, тем лучше (при отсутствии ожирения). Показатель менее 10 указывает на крепкое телосложение, 10-20 – хорошее, 21-25 – среднее, 26-35 слабое и более 36 – очень слабое телосложение.

Окружность шеи, талии, предплечья, бедра, голени также входит в данную методику Оценки физического развития. Думаю, интерес представят данные оценки окружности талии. У девушек окружность талии (в норме) соответствует росту минус 100, а бедер – на 33,0 см больше. Хотя, по современным меркам, идеальная фигура женщины 90х60х90, но эти позиции – больше для «моделей».

Для юношей и девушек можно подсчитать так называемый «индекс граций»: отношение окружности самой полной части голени и талии. Коэффициент 0,5 – хорошо, 0,45-0,47 – посредственно и менее 0,4 – оценивается как неудовлетворительно.

Жизненная емкость легких (ЖЕJI) – определяется при помощи спирометра. Средняя величина ЖЕЛ у мужчин 3800-4200 мл, у женщин – 3000-3500мл, у спортсменов ЖЕJI бывает до 7000 мл и выше.

ЖЕЛ является Одним из важнейших показателей функционального состояния аппарата внешнего дыхания. ПО данным ЖЕЛ можно констатировать, что дыхательная мускулатура, Т.е. ее сила, вполне «управляема» и развивается при занятиях физическими упражнениями[7].

Признаки двигательной активности взаимно связаны между собой – при изменении одного признака изме­няются и другие. Методом корреляции с использованием специальных оценочных таблиц (с учетом пола, возраста и др. антропометрических стандартов) оценивается физическое развитие человека. Это дает возможность оценить полученные при обследовании данные и определить для каждого индивидуально его возможности. соизмеряя их с желанием.

Исследование сердечно сосудистой системы является центральным при врачебном контроле. Пульс – волна, которую запускает сердце и информирует об изменениях в организме. Для опытного врача пульс – зеркало вашего состояния (частота, наполняемость, аритмия и т.д.). У людей, ведущих малоподвижный образ жизни. ЧСС на 20% выше, чем у тех, кто занимается физической культурой регулярно. Сердце у того, кто его преднамеренно «щадит» (помните «сердце бездельника»), совершает в сутки около 14000 «лишних» сокращений и «изнашивается» значительно быстрее.

В среднем норма пульса – 60-80 ударов в минуту можно пользоваться интегральным показателем пульс-давление (ПД) (ЧСС умножают на показатель систолического давления). В норме он равен 9000-10000, у тренированных 6000-8000, данный показатель у лиц нездоровых (больных) достигает 20000-25000.

Артериальное давление – важный показатель сердечно сосудистой деятельности. Различают систолическое (максимальное), диастолическое (минимальное) и пульсовое (разница между систолическим и диастолическим давлениями) давление.

Физиологическая зависимость АД от возраста в виде формулы (по Волынскому 3.М.) Определяется так: Систолическое давление = 102 + 0,6 возраста диастолическое давление = 53 + 0,4 возраста.

Эти данные характеризуются как идеальное давление.

В течение суток колебания давления у здоровых людей следующие: систолическое – до 33 мм рт. ст.; диастолическое до 10 мм рт. ст. Наиболее низкое артериальное давление – во время сна, к утру оно возрастает, максимальная цифра – днем.

Функциональные пробы, которые используются во врачебном контроле, используются с основной целью определить возможности сердечно сосудистой деятельности человека.

Существуют несколько различающихся между собой по технике исполнения нагрузочных проб с применением различных приборов и оборудования. Наиболее приемлемы, просты и информативны для практики – это проба Летунова (20 приседаний, 15-секундный быстрый бег на месте и 3-минутный бег), проба Руфье и наиболее информативная – степ-тест PWC170 – 2-моментная проба с тумбой, высотой от 30 до 50 см, где 1 нагрузка _ 20 подъемов (1 мим.); П нагрузка – 30 подъемов (в течение 3 минут); ЧСС подсчитывается до, между первой и второй нагрузкой и после выполнения подъемов и спусков на ступеньку. Показатели пульса и АД, измеряемые до, в середине и после окончания пробы и за весь период восстановления, дают возможность определить физическую работоспособность.

Существующие стандарты-нормы для мужчин 850-1100 кгм/мин, женщин – 422-900 кrм/мин. Кроме этого, существуют стандарты, с помощью которых определяются показатели PWC170 в зависимости от возраста и вeса обследуемых.

Наиболее простой тест, дающий возможность определить приспособляемость организма к физическим нагрузкам, который Вы самостоятельно можете использовать, – это тест Руфье.

Тест Руфье

После 5-минутного отдыха в положении «сидя» у занимающегося измеряется пульс (Рl), затем исследуе­мый выполняет 30 (для мужчин) и 24 (для женщин) ритмичных приседаний за 30 секунд, после чего сразу же в положении «стоя» измеряют пульс (Р2). Затем занимающийся отдыхает, сидя в течение минуты, и вновь подсчитывается пульс (Р3). Все подсчеты пульса проводятся в 15-секундные интервалы.

Величина индекса Руфье высчитывается по формуле:

Lr = [(Рl + Р2 + Р3) – 200]/10

Рl _ чсс в 1 минуту до нагрузки, в положении «сидя» после 5

мин. отдыха;

Р2 _ чсс в 1 минуту сразу после нагрузки, стоя;

Р3 _ чсс в 1 минуту через 1 минуту после нагрузки, стоя.

Индекс, равный 5 и меньше, оценивается отлично; 6-10 – хорошо; 11-15 – удовлетворительно; 16 и больше – неудовлетворительно.

Эти тесты дают возможность исследователю оценить характерологические особенности органов и систем и дать практические рекомендации, что, безусловно, поможет правильно оценить функциональные возможности переносить физические нагрузки и подобрать наиболее рациональные реабилитационные методы восстановления.

На основании рассмотренный исследований, в зависимости от состояния здоровья, физического развития и функциональных возможностей студенты делятся на три группы:

  • без отклонений в здоровья;
  • незначительные отклонения в состоянии здоровья постоянного или внешнего характера;
  • имеющие значительные отклонения в здоровье временного или постоянного характера.

Двигательная активность для всех вышеописанных групп обязательна в зависимости от требований и возможностей организма. Физическая культура в Вузе имеет оздоровительную направленность, т.е. снять умственную усталость и повысить физическую работоспособность организма. Для психофизической реабилитации с использованием медико-биологических и психотерапевтических средств и с целью повышения умственной и физической работоспособности студентов могут быть использованы средства, которые необходимы сегодня и в дальнейшем для обеспечения нормальной жизнедеятельности, организма.

Оценка физического развития студентов первых и четвертых курсов была проедена с использованием двух методов:

  1. наружный осмотр (осанка, форма грудной клетки, форма ног и телосложения);
  2. антропометрические измерения (рост, вес тела, окружность грудной клетки, жизненная емкость легких).

Наблюдаются боковые искривления позвоночного столба влево и вправо – сколиоз. Это не является врожденным дефектом, а является результатом неправильного положения при чтении и письме, которые можно исправить, правильно применяя лечебные физические нагрузки.

Login