КЧГУ им.У.Д. Алиева, г.Карачаевск

Современный этап развития системы образования в России в соответствии с ФГОС НОО характеризуется обновлением, качественным изменением структуры, содержания, методов и средств обучения, новыми подходами к его проектированию и практической реализации. Он связан с кардинальным изменением ориентиров, в том числе начальной стадии образования, состоящих в приоритете личностного развития, формировании субъектных характеристик школьников. Общеобразовательная школа должна формировать не только целостную систему знаний, умений, навыков, но и опыт саморазвития и личностной ответственности учащихся, способности к творческой созидательной деятельности, то есть ключевые компетенции, определяющие современное качество образования.

Разработка стандартов второго поколения актуализирует вопросы, связанные с содержанием образования на разных ступенях обучения. При этом подчеркивается, что содержание и формы организации учебной деятельности проектируют определенный тип сознания и мышления учащегося. Важным фактором, влияющим на изменение содержания образования в начальной школе, является то, что современные дети сильно изменились. Во-первых, резко возросла их информированность, однако при этом информация, которую дети получают, бессистемна, чрезмерна и иногда даже агрессивна. Меняются информационные источники: дети мало читают классическую художественную литературу и отдают предпочтение Интернету, телевидению, фильмам, видео. Во-вторых, ограниченность общения со сверстниками препятствует развитию коммуникативных умений, эмоциональной отзывчивости, нравственных норм. В дошкольном возрасте происходит вымещение коммуникативно-игрового общения и сюжетно-ролевой игры учебными занятиями, направленными преимущественно на умственное развитие ребенка. Локальность деятельности детских общественных организаций лишает детей возможности приобрести опыт лидерства и работы в команде. Это означает, что в современной начальной школе должны быть организованы такие виды деятельности, которые позволяют развивать информационные, познавательные, коммуникативные умения в комплексе с предметными знаниями и умениями. В современном обществе существует потребность в активных деятельностных людях, которые могли бы адаптироваться в меняющихся условиях труда, способных к самообразованию, саморазвитию и самовоспитанию. Для выполнения данного социального заказа педагоги обращаются к различным методам обучения, которые сочетают интересы общества и личности.

Одним из вариантов решения перечисленных проблем может стать обращение к проектной и исследовательской деятельности как технологии развития умений учиться в процессе учебной и внеучебной самостоятельной познавательной деятельности. Ведь эта деятельность не что иное, как попытка моделирования жизни. Сущность ее заключается в необходимости решения нескольких интересных, полезных и связанных с реальной жизнью задач. Ценным в учебном проекте является не столько результат познавательной деятельности ученика, сколько обучение его умениям проектирования: проблематизации, целеполаганию, организации и планированию деятельности, самоанализу и рефлексии, презентации, коммуникативности, умению принимать решения. Эти умения формируют положительную мотивацию учения.

Актуальность проектной и исследовательской деятельности связана и с тем, что в Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования приоритетом названо формирование универсальных учебных действий. Уровень их освоения в значительной мере способствует решению задачи повышения эффективности и качества образования, предопределяет успешность всего последующего обучения, поскольку польза его будет измеряться не тем, сколько ученик может «взять», а тем, сколько из «взятого» он сможет применить на практике.

Полноценная познавательная деятельность школьников выступает главным условием развития у них инициативы, активной жизненной позиции, находчивости и умения самостоятельно пополнять свои знания, ориентироваться в стремительном потоке информации. Эти качества личности есть ни что иное, как ключевые компетентности. Они формируются у школьника только при условии систематического включения его в самостоятельную познавательную деятельность, которая в процессе выполнения им особого вида учебных заданий – проектных работ – приобретает характер проблемно-поисковой деятельности.

Очевидно, что актуальным в педагогическом процессе сегодня становится повышение качества образования,  использование методов и методических приемов, которые сформируют у школьников навыки самостоятельного добывания новых знаний, сбора необходимой информации, умения выдвигать гипотезы, делать выводы и строить умозаключения. Задача образования – помочь ученикам освоить такие способы действия, которые окажутся необходимыми в их будущей жизни, помочь учащимся этот выбор сделать осознанно, то есть объективно оценить свои силы и возможности, способности, интересы и склонности.

На смену человеку-исполнителю должен прийти человек-творец, человек-исследователь. Ведущей деятельностью в творчестве является поиск. Все вышесказанное сформировало  основополагающую идею нашего исследования работы.

Компетенция – готовность ученика использовать усвоенные знания, учебные умения и навыки, а также способы деятельности для решения практических и теоретических задач.

Составляющими элементами понятия “компетенция” являются:

  • знания – это набор фактов, требуемых для выполнения работы;
  • навыки – это владение средствами и методами;
  • способность – врожденная предрасположенность выполнять опреде-ленную задачу;
  • стереотипы поведения – видимые формы действий;
  • усилия – это сознательное приложение в определенном направлении ментальных и физических ресурсов.

Термин «ключевые компетенции», указывает на то, что они являются ключом, основанием для других, более конкретных и предметно-ориентированных. Ключевые компетенции позволяют человеку достигать результатов в неопределенных, проблемных ситуациях. К ключевым компетенциям относится:

ценностно-смысловые компетенции;

общекультурные компетенции;

учебно-познавательные компетенции;

информационные компетенции;

коммуникативные компетенции;

компетенции личностного самосовершенствования  .

Таким образом, формирование ключевых компетенций учащихся является на сегодняшний день одной из наиболее актуальных проблем образования. Реализация проектной деятельности является одним из главных средств формирование ключевых компетенций учащихся начальной школы в условиях внедрения ФГОС.

Особая роль в формировании ключевых компетентностей учащихся принадлежит проектной деятельности.

По-мнению ученых, цель проектного обучения состоит в том, чтобы создать условия при которых учащиеся:

  • самостоятельно приобретают недостающие знания из разных источников;
  • пользуются приобретенными знаниями для решения познавательных и практических задач;
  • приобретают коммуникативные умения, работая в различных группах;
  • развивают исследовательские умения (выявление проблемы, сбор информации, наблюдения, проведение экспериментов, анализ, построение гипотез, обобщение);
  • развивают системное мышление.

Опытно-экспериментальная часть состояла из следующих этапов: кон-статирующий эксперимент (определялся начальный уровень личностных данных и общеучебных умений, уровень и состояние мотивации к учебно-познавательной деятельности, отношение родителей и детей к проектной деятельности); формирующий эксперимент (определил эффективность организации проектной деятельности по формированию ключевых компетенций при соблюдении  трех педагогических условий и специфики проектной деятельности в начальной школе и дал возможности разработать рекомендации для учителей, родителей по ее организации); контрольный (подтвердил достоверность, доказательность, разработанность теоретических положений и результативность).

По результатам проведённого анкетирования учащихся начальных классов на тему: «Я в проекте» можно сделать вывод: чаще детям помогают успешно выполнить проект Интернет-ресурсы и библиотека, помощь учителя и родителей; больше всего ученикам нравится выполнять исследовательские и учебные проекты; 66% детей активно участвуют в проектах; 86% учащихся предложили к воплощению проекты, посвящённые памятным датам;  64% – ИНТЕРНЕТ – проекты; 52% учеников – экологические проекты; 36% – проекты по благоустройству школы.

Цель контрольного эксперимента выявить влияние проектного метода на развитие ключевых компетенций. Формирование ключевых образовательных компетенций  предполагает процессуально-результативный подход, так как об эффективности работы можно судить только по результату.

Результативность проектной деятельности прослеживается как по качественным характеристикам образовательного процесса, так и по уровню сформированности ключевых компетенций, уровню мотивации и самостоятельности обучающихся

Для оценки результативности работы по формирования ключевых образовательных компетенций использую  качественно-количественные характеристики эффективности решения поставленных задач. Результаты показывают положительную динамику уровня сформированности ключевых компетенций.

В классе, где проводилась работа по проектной деятельности, показатели школьной мотивации выросли по сравнению с 1 классом.

Показатели качества знаний учащихся по предметам подтверждают результативность используемых, методов, форм и приемов формирования ключевых образовательных компетенций  учащихся класса.

В ходе проделанной работы была проведена диагностика, с целью выявления степени сформированности  учебно-познавательных (учебно-организационных, интеллектуальных умений), коммуникативных компетенций и компетенций личностного самосовершенствования.

Результаты диагностики:

  • в формировании учебно-познавательных компетенций

Учебно-организационные умения: в целеполагании –80%; в планировании действий – с 69%; в прогнозирование ошибки –   75%; в самооценке – 90%; в определении критериев – 80%.

Интеллектуальные умения: анализ – 70%; сравнение – 68%; обобщение – 72%;  классификация – 69%.

2) в формировании коммуникативных компетенций: 43 % – являются лидерами среди других детей; 54% – активные участники проектной деятельности; 3% – наблюдатели.

3) в формировании компетенции личностного самосовершенствования: 49%  – ребёнок обладает творческими способностями на высоком уровне; 45% – у ребёнка проявляются творческие способности, но он часто сомневается в правильности их применения; 6% – выполнение по шаблону, по образцу.

Анализ результатов выявил достаточно хороший показатель, который свидетельствует о готовности учащихся к самоорганизационной деятельности, об их владении учебно-познавательными компетенциями.

Результаты проведённой диагностики учащихся контрольного класса позволили сформулировать следующие выводы:

  1. Метод проекта создаёт условия для формирования ключевых образовательных компетенций. Результаты диагностики позволяют говорить о положительных результатах сформированности учебно-познавательных, коммуникативных компетенций.
  2. Метод проекта показал, что учащиеся класса находятся на уровне, близком к оптимальному.

Результаты экспериментальной работы позволили прийти к выводу, что уровень развития компетентности у учащихся экспериментального класса стал выше, чем у учащихся контрольного класса.

Анализ результатов опытно-экспериментальной  работы позволяет утверждать, что педагогические условия использования метода проектов преобразуют метод проектов так, что его успешно можно применять в начальной школе по формированию ключевых компетенций.

Научный руководитель джанибекова Ф.О.