ПФ ФГБОУ ВО «Карачаево-Черкесский государственный университет имени У.Д. Алиева»

 

 

Российская Федерация – одно из крупнейших в мире многонациональных государств, где проживает более ста народов, каждый из которых обладает уникальными особенностями материальной и духовной культуры.

Единство образовательного пространства страны есть базовое условие, обеспечивающее общегражданское равенство предоставляемых государством образовательных возможностей для всех обучающихся, вне зависимости от их языка культуры и национальности. Оно есть условие формирования согражданства – российской политической нации.
Это означает, что школа данного типа должна быть организована на двуязычной и бикультурной основе.

В полиэтническом обществе общеобразовательная школа должна выполнять не только миссию института социализации и развития личности, института удовлетворения языковых, культурных и образовательных запросов и потребностей этносов, но и быть инструментом духовной консолидации этнически разнородного общества, его сплочения в политическую нацию.

При этом, будучи транслятором языка и культуры, являясь поэтому системообразующим фактором общества, общеобразовательная школа должна выполнять эту роль одновременно и в масштабах собственного этноса, и в масштабах всего полиэтнического сообщества в целом.

Практически это означает, что единая российская система всеобщей общеобразовательной школы, «обслуживающая» также и иноэтничный контингент обучающихся, организационно должна иметь в своей структуре соответствующий тип общеобразовательного учреждения с обучением в том или ином объеме на родном языке, а также с содержанием образования, построенном (также в том или ином объеме) на базе конкретной национальной культуры.

Одновременно с тем, данный тип образовательного учреждения должен быть интегральной частью единой школьной системы и быть адекватным ей по воспитательному идеалу, по целям и задачам, по организационной структуре, по системе ценностей, заложенной в содержание, образования, по планируемым результатам образования – должен быть полноценным элементом единого образовательного пространства.

Закон РФ «Об образовании», реализуя присущий гражданскому обществу принцип полисубъектности устранил прежнюю монополию государства на социальный заказ школе и существенно расширил круг общественных субъектов получивших право и возможность удовлетворять свои потребности и реализовывать свои интересы и цели в образовании.

Полисубъектность предполагала демократическую децентрализацию и деунитаризацию школы. Поэтому важнейшим вопросом реформы был поиск механизма включения в социальный заказ интересов и потребностей новых субъектов образовательного пространства. Но это со всей очевидностью требовало также и выработки демократического механизма обеспечения рационального «баланса интересов» всех участвующих субъектов.

В этой связи, Закон провозгласил в качестве одного из базовых принципов защиту и развитие школой национальных культур и региональных культурных традиций и особенностей, легитимизировал их место и роль в содержании образования. Одновременно с тем, Закон утвердил принцип единства культурного и образовательного пространства страны. В условиях федеративного государственного устройства эта норма выступала в качестве важного критерия, регулирующего межсубъектные отношения и обозначающего предельные границы субъектных притязаний.

Стремясь обеспечить независимый характер удовлетворения образовательных потребностей субъектов образовательного пространства, содержание общего образования разделено на три самостоятельных блока («компонента»), должных выражать интересы этих субъектов на федеральном, региональном (национальном) и местном уровнях.

Компоненты являются предметом независимой компетенции соответствующих субъектов и распределение компетенции между ними носит «исчерпывающий» (т.е. изменяемый только законом же) характер.

Закон, как следует из этого, не предусматривал какого-либо специального механизма согласования интересов сторон (при их несовпадении), способного обеспечить необходимое равновесие сил.

Это был существенный недостаток. Последующая практика показала, что под единством образовательного пространства понималось, прежде всего, единство «по вертикали» – обеспечение содержательной связи между последовательными ступенями образовательной системы от начальной до высшей. Что касается обеспечения в многоязыковом и поликультурном российском образовательном пространстве, с его разнообразием ценностных систем, единства также и «по горизонтали», то эта сторона проблемы как задача федерального уровня осознана не была.

Предполагалось, что задачу сохранения единства образовательного пространства РФ, обеспечения духовного единства всех обучающихся – на основе общечеловеческих ценностей – способен самостоятельно выполнить инвариантный федеральный компонент государственного стандарта общего образования.

Установленный независимый статус отдельных компонентов означал практически полный перевод этнонациональной проблематики образования на региональный уровень. Федеральное государство перестало выступать в качестве субъекта, облеченного правом и обязанностью регулировать эти отношения в сфере образования.

Очевидно, что новый принцип организации содержания образования, лишенный механизма согласительных процедур, вряд ли мог служить устойчивой основой интегративной образовательной стратегии, надежной базой для обеспечения единства образовательного пространства РФ. Скорее наоборот, механически составной характер этой модели, компонентная независимость и содержательная разделенность, отсутствие внутренних функциональных взаимосвязей и взаимозависимостей между ними, полная непроработанность системы их субординации и соподчинения, приоритетности целого по отношению к части и т.п. –  все это было чревато внутренними коллизиями, открывало практические возможности для «легитимного» разведения целей и задач образования на разных уровнях, для расщепления ранее гомогенной материи содержания образования на разнородные составляющие.

В целом можно констатировать, что при всей кажущейся простоте и технологичности компонентной модели организации содержания образования, она оказалась не свободна от ряда скрытых недостатков и таила в себе опасность одновременного развития разновекторных и даже альтернативных тенденций.

Так, с одной стороны, можно констатировать, что Закон «Об образовании» и Закон «О языках народов РФ» действительно открыли новые возможности для реализации этносами через образование своих языковых и культурных потребностей. Более чем десятилетний процесс восстановления роли родных языков в общеобразовательной школе принес очевидные результаты. Сам ареал этноязыковой и этнокультурной проблематики в школе ощутимо вырос.

Сегодня в российской школе в учебный процесс включены более 75 языков народов России, из них 30 выступают (в разном объеме) в качестве языков обучения (против 18 в 1988 году).

Язык – уникальная ценность и неотъемлемый признак нации. Использование языков – одно из важных направлений национальной политики любого государства, в том числе такого многонационального, как Российская Федерация. Один из основополагающих принципов политики демократического государства в области использования языков – принцип их равноправия.

Принцип равноправия языков связан с состоянием прав и свобод граждан в каждом государстве. Истинное равноправие языков трактуется как допущение «двух или более языков к свободному употреблению» как в межличностных, так и в официальных сферах общения, в том числе при обучении!..

Вопросы использования языков, их равноправия, придания языку определенного статуса (международно-правовой статус у языков ООН, статус языка межнационального общения, язык с конституционным статусом, национальный (родной) язык, язык профессионального общения) требуют пристального внимания и изучения.

Каждый народ имеет право на сохранение и развитие своей культуры, традиций и языка, в том числе народ, у которого нет государственно-территориальных образований, либо народ, чьи представители мигрируют из других государств на территорию Российской Федерации.

Научный руководитель доц.Биджиева А.А-Ю.