ПФ ФГБОУ ВО «Карачаево-Черкесский государственный университет имени У.Д. Алиева»

 

Информационная культура представляет собой комплексное актуальное явление, внимание к которому возросло с массовым распространением новых информационных технологий и Интернета, с переходом информации в категорию важнейшего ресурса и с возрастанием информационных объемов. Информационная культура личности связана как с культурой в самом широком понимании и культурой личности, с одной стороны, так и с деятельностью чтения, с другой.

Исследователи сходятся во мнении о невозможности дать единственное исчерпывающее определение термину культура, которое бы удовлетворило все научные области, в силу того, что культура является фундаментальным, комплексным, многомерным, междисциплинарным методологическим понятием.

Выбирая среди концепций (духовная, ценностная, этносоциологическая), определяющих понятие культуры, вслед за В.Л. Бениным мы обращаемся к этносоциологической, согласно которой, «культура – концентрированный опыт предшествующих поколений, она позволяет каждому человеку не только усваивать этот опыт, но и участвовать в его приумножении» [2; с. 38]. Таким образом, культура реализуется образованием в трансляции накопленного опыта от поколения к поколению и образование не может не быть культуросообразным, то есть соответствующим культуре.

Непосредственную взаимосвязь культуры и образования иллюстрирует функциональная интерпретация культуры, раскрывающая её роли по отношению к обществу. Так, Б.А. Эренгросс, отмечая полифункциональность культуры, выделяет следующие основные ее функции: гуманистическая, эвристическая, познавательная, коммуникативная, семиотическая, нормативная, аксиологическая, а также функции социализации и исторической преемственности.

Данные функции культуры реализуются в первую очередь образованием, которое объективизирует культуру и направлено на формирование творческой личности создателя новых культурных ценностей и традиций, чему способствует положительный вектор информатизации, дающий возможность человеку свободно жить в многообразии культур.

К сожалению, как справедливо отмечает Р.З. Богоудинова [3], реальностью настоящего становится устойчивая тенденция развития ориентации на потребителя в образовании, что превращает его в платную рыночную услугу, минимизирует и обедняет. В сфере потребления образование выступает прагматическим средством получения прибыли, оценивается с позиций эффективности обращения капитала и сводится минимально необходимому набору профессиональных качеств сотрудника.

Научно-технологический прогресс требует от человека серьёзной общеобразовательной подготовки, профессиональных знаний, компьютерной грамотности, понятийного мышления, без которых невозможна интеграция в мировую экономику и становление гражданского общества, основанного на сильной научной и образованной интеллигенции.

Именно поэтому в Национальной доктрине образования РФ до 2025 года  среди основных задач прописаны развитие вузов как интегрированных центров образования, культуры, науки, экономики и новых технологий, а также систематическое обновление образования с целью отражения изменений в вышеперечисленных четырех областях.

В контексте описанного возникшего противоречия между сиюминутной потребительской прагматикой и стремлением к инновациям будущего культура выступает мерилом конкурентных преимуществ социума и отдельно взятой личности.

Фундаментальные вопросы полисистемности культуры, соотношения культуры и деятельности, функций и типологии культуры выходят на первый план в инновационном образовании, решающем самые насущные вопросы обучения, воспитания и развития личности субъекта информационного общества.

В узком понимании информационная культура личности сводится к комплексу умений пользоваться ресурсами библиотеки, навыкам работы с персональным компьютером, информационной грамотности, комплексу рациональных способов работы с книгой, культуре чтения. Однако в широком понимании контекст употребления данного термина включает в себя все три перечисленных определения, так, М.В. Балашова определяет информационную культуру «как гармонизацию внутреннего мира личности в ходе освоения всего объема социально значимой информации, как уровень знаний, позволяющий человеку свободно ориентироваться в информационном пространстве, участвовать в его формировании и способствовать информационному взаимодействию, оптимизировать информационную составляющую, а через нее и различные процессы или явления» [1; с. 51].

Согласно определению Н.И. Гендиной, «информационная культура личности – одна из составляющих общей культуры человека; совокупность информационного мировоззрения и системы знаний и умений, обеспечивающих целенаправленную самостоятельную деятельность по оптимальному удовлетворению индивидуальных информационных потребностей с использованием как традиционных, так и информационно-коммуникационных технологий» [5; с. 7].

Ю.С. Брановский увязывает информационную культуру с личностью специалиста и определяет данное понятие как «способность и потребность специалиста использовать доступные информационные возможности для систематического и осознанного поиска нового знания, его интерпретации и распространения» [4; с. 82].

В структуре информационной культуры личности как видового по отношению к культуре понятия выделяются:

– сознание – осознание собственной деятельности по извлечению, переработке, анализу, присвоению и интерпретации знаний;

– методы ценностного восприятия – рефлексия собственных действий с информацией в процессе превращения ее в личностное знание;

– язык – особая система коммуникации в традиционном и электронном формате;

деятельность чтения – активное освоение письменной информации, вид речевой деятельности, выступающий в единстве содержательного и процессуального планов источником получения нового знания.

Включение чтения в компонентный состав информационной культуры личности подтверждается установками, предложенными «Национальной программой поддержки и развития чтения». «Чтение – основной и ничем не заменимый источник социального опыта прошлого и настоящего, российского и зарубежного. Все остальные каналы (телевидение, радио, повседневное общение и др.) несут более поверхностную, часто сиюминутную информацию и выполняют вспомогательную роль своего рода «путеводителей», побудителей к поиску достоверной письменной информации, либо предоставляют иллюстрации к событиям прошлого и настоящего» [3; с. 6]. Другими словами, именно деятельность чтения выступает базовой составляющей информационной культуры личности в качестве важнейшего способа освоения социально и профессионально значимой информации, формирования личного знания с помощью письменных, печатных и электронных средств.

При этом использование всего многообразия средств и информационных каналов одинаково эффективно является одним из ключевых качеств информационной культуры личности, так как уровень ее развития связан не столько с полученными знаниями и освоенными умениями в сфере информационных процессов и технологий, сколько со способностью к полноценной жизнедеятельности в информационном обществе. Ценность информационной культуры заключается в обогащении личности, в обеспечении становления ее мировоззрения, что способствует самореализации, самосовершенствованию, профессиональному росту.

Определяя успешность профессиональной деятельности, информационная культура становится личностным качеством, необходимым современному студенту, а, следовательно, сформированность информационной культуры студента является результатом образовательного процесса вуза.

Данное положение не противоречит выводам, сделанным Н.И. Гендиной: «понимание необходимости непрерывного образования предполагает формирование убеждения в том, что всякое знание относительно и основу надежности создает лишь обновление и приращение знаний, длящиеся всю профессиональную жизнь» [6:5], что и определяет необходимость формирования информационной культуры студента как непосредственного субъекта непрерывного образования.

В этой ситуации информационная культура выступает в качестве специализированной культуры в противопоставлении к обыденной. Субъектом информационной культуры является студент как цифровой пользователь, а деятельность, на которой данная культура основывается, – деятельность чтения в образовательных и профессиональных целях. Анализ особенностей чтения субъекта информационной культуры представлен в следующем параграфе.

Литература

  1. Балашова М.В. Формирование умений информационной самозащиты у студентов (на материале дисциплины «библиография»): дис. … канд. пед. наук. Казань, 2012. – 134 с.
  2. Бенин В.Л. Педагогическая культурология: курс лекций. Уфа: Изд-во БГПУ, 2004. – 515 с.
  3. Богоудинова Р.З. Социальный смысл модернизационных процессов в образовании // Вестник Казанского технологического университета. Т. 15. В.17. Казань: Изд-во КГТУ, 2012. С. 312-315.
  4. Брановский Ю.С., Беляева А.В. Работа в информационной среде // Высшее образование в России. №1. М.: Московский государственный университет печати им. Ивана Федорова, 2002. С. 81-87.
  5. Гендина Н.И., Колкова Н.И., Стародубова Г.А., Уленко Ю.В. Формирование информационной культуры личности: теоретическое обоснование и моделирование содержания учебной дисциплины. М., Межрегиональный центр библиотечного сотрудничества. 2006. – 512 с.

Научный руководитель доц.Биджиева А.А-Ю.