КЧГУ им. У.Д. Алиева ПФ 42 группа

г. Карачаевск, КЧР, Российская  Федерация

При изучении отечественной и зарубежной литературы, а также при анализе существующей практики взаимодействия семьи и школы оказалось, что в целом родители испытывают неудовлетворение от частоты, направленности и содержания контактов со школой. Как правило, компоненты взаимодействия с родителями определяются образовательным учреждением, и характер этого взаимодействия, зачастую в силу дефицита времени и знаний об особенностях воспитания детей в условиях современного общества, носит порицательно-инструктирующий оттенок.

Как сказал Д. Сантаяна «Семья – один из шедевров природы». В современном мире остается проблема взаимопонимание детей и родителей и школы. На каких основах должны складываться отношения учителя и семьи, чтобы воспитание детей было успешным и помогло совершенствованию личностных качеств ребенка? Как говорил В.А. Сухомлинский: «…Все что у ребенка в голове, в душе, в тетради, дневнике, – все это мы должны рассматривать с точки зрения взаимоотношений детей и родителей, и совершенно недопустимо, чтобы ребенок приносил матери и отцу одни огорчения – это уродливое воспитание». Выход из сложной ситуации мы должны искать в тройственном союзе: школа, ребенок, родитель. Чтобы ребенок чувствовал себя счастливым в общем доме «школа – семья».

Негативный характер взаимодействия приводит к нежеланию ни одной из сторон инициировать дополнительные контакты, что приводит к их односторонности и количественному ограничению, хотя при этом как родители, так и школа стремятся к конструктивному сотрудничеству.

Эффективность воспитания ребенка сильно зависит от того, насколько тесно взаимодействуют школа и семья.

Цели такой работы следующие:

– помочь родителям, создать в коллективе детей и родителей атмосферу добра, взаимопонимания и доверия;

– включение семьи в деятельность воспитательной системы школы;

– путем взаимообучения определить новые, эффективные подходы к учащимся родителям;

– поиск резервов для более эффективной воспитательной работы;

– систематическое повышение психолого-педагогического уровня (учителей и родителей);

– умение находить решения в создавшихся конфликтах;

Задачи:

– развивать уважительное отношение семьи и школы к ребенку и друг другу;

– анализировать имеющийся в школе опыт по организации позитивного общения с учащимися и родителями;

– снизить негативные переживания родителей и детей;

– помочь родителям в воспитании в переходном возрасте ребенка в семье;

Работа может вестись по таким направлениям:

  1. Просвещение родителей по вопросам психологии и педагогики.
  2. Формирование у родителей понимания их принадлежности к школьному образовательному процессу.
  3. Диагностика.
  4. Коррекционная работа.

Ведущую роль в организации сотрудничества школы и семьи играют учителя начальных классов. Именно от их работы зависит то, насколько семьи понимают политику, проводимую школой по отношению к воспитанию, обучению детей, и участвуют в ее реализации. При этом семья должна рассматриваться как главный заказчик и союзник в воспитании детей, а объединение усилий родителей и педагог создаст благоприятные условия для развития ребенка.

В основе сотруднического взаимодействия семьи и учителя должны лежать принципы взаимного доверия и уважения, поддержки и помощи, терпения и терпимости по отношению друг к другу.

Значительное место в системе работы учителя с родителями учащихся отводится психолого-педагогическому просвещению. Накопление психолого-педагогических знаний родителей должно быть тесно связано с развитием их педагогического мышления, практических умений и навыков в области воспитания.

Необходимо, чтобы информация носила предупреждающий характер, была бы основана на практической целесообразности, демонстрировала опыт, конкретные факты. Это обусловливает отбор содержания, а также форм организации педагогического просвещения.

Проблема взаимодействия школы и семьи выросла из традиционной педагогической идеи, обозначенной в литературе как «связь с родителями», «работа с родителями».

Но с течением времени и с исходом истории меняются мир, а вместе с ним и взаимоотношения всех социальных институтов. Новая образовательная парадигма провозгласила родителей субъектами образовательного процесса. Значит и на родителей возложена ответственность за качество образования своих детей. В данном исследовании предпринят попытка осмыслить указанную проблему через анализ собственного опыта работы на протяжении ряда лет.

Современные условия обучения характеризуются гуманизацией образовательного процесса, обращением к личности ребенка, стремлением развить лучшие его качества.

В.А. Сухомлинский утверждал: «Без знания ребенка – его умственного развития, мышления, интересов, увлечений, способностей, задатков, наклонностей – нет воспитания».

  1. Как никто лучше о ребенке смогут рассказать его родители. В толковом словаре русского языка дается такое понятие слову «родители». Родители – это отец и мать (по отношению к своим детям)
  2. Родители и педагоги – две мощнейших силы в процессе становления личности каждого человека, роль которых невозможно преувеличить.

У обеих сторон есть свои преимущества, свои достоинства, своя специфика.

Так, основными задачами учителя начальных классов в работе с родителями являются:

– формирование классного коллектива как воспитывающей среды, обеспечивающей развитие каждого ребенка;

– организация всех видов групповой, коллективной и индивидуальной деятельности классного коллектива;

– обеспечение благоприятного психологического климата в классе.

К основным функциям учителя относятся:

а) аналитическая:

– изучение индивидуальных особенностей учащихся;

– изучение и анализ развития классного коллектива;

– анализ и оценка семейного воспитания каждого ребенка;

– анализ и оценка уровня воспитанности каждого ребенка;

б) организационно – педагогическая:

– организация и стимулирование разнообразной деятельности учащихся;

– установление связи и семей учащихся;

– организация взаимодействия классного коллектива со специалистами служб сопровождения, внешкольными организациями;

в) коммуникативная:

– регулирование межличностных отношений между учащимися;

– установление оптимальных взаимоотношений «учитель – ученик»;

– создание общего благоприятного психологического климата в коллективе;

– создание условий для коммуникации

В соответствии со своими функциями учитель отбирает формы работы с обучающимися: индивидуальные (беседа, консультация, обмен мнениями, выполнение совместного поручения, оказание индивидуальной помощи, совместный поиск решения проблемы и др.), групповые (советы дел, творческие группы, органы самоуправления и др.) или коллективные (коллективные творческие дела, конкурсы, спектакли, концерты, походы, слеты, соревнования и др.).

При выборе форм работы с учащимися целесообразно руководствоваться следующим:

– учитывать воспитательные задачи, определенные на очередной период работы;

– определять содержание и основные виды деятельности на основе воспитательных задач;

– учитывать принципы организации воспитательного процесса, возможности, интересы и потребности детей, внешние условия, возможности педагогов и родителей;

– осуществлять поиск форм работы на основе коллективного целеполагания;

– обеспечивать целостность содержания, форм и методов воспитательной деятельности.

Традиционные формы работы с родителями:

– родительские собрания

– общеклассные и общешкольные конференции

– индивидуальные консультации педагога

– посещения на дому

Универсальной формой взаимодействия педагога с родителями является родительское собрание.

Рекомендации по проведению родительских собраний

Родительское собрание должно просвещать родителей, а не констатировать ошибки и неудачи детей в учебе. Тема собрания должна учитывать возрастные особенности детей. Собрание должно носить как теоретический, так и практический характер: разбор ситуаций, тренинги, дискуссии и т.д.

Собрание не должно заниматься обсуждением и осуждением личностей учащихся.

Классные родительские собрания.

Классные родительские собрания проводятся один раз в четверть, при необходимости их можно проводить и чаще. Родительское собрание должно стать школой просвещения родителей, должно расширять их педагогический кругозор, стимулировать желания стать хорошими родителями. На родительских собраниях идет анализ учебных достижений учащихся, их возможностей, степени продвижения класса в учебной деятельности. Родительское собрание – это возможность демонстрации достигнутых ребенком успехов.

Разговор на собрании должен идти не об отметках, а о качестве знаний и мере интеллектуальных усилий, соответствующих познавательной и нравственной мотивациям. К родительскому собранию необходимо готовить выставки творческих работ учащихся, их достижений, и не только в учебной деятельности.

Существует много вариантов проведения родительских собраний. Их характер и направленность подсказывает сама жизнь, система организации работы в детском коллективе.

Тематика и методика собрания должны учитывать возрастные особенности учащихся, уровень образованности и заинтересованности родителей, цели и задачи воспитания, стоящие перед школой.

Общешкольные родительские собрания проводятся, как правило, не более двух раз в год.

Тематика таких собраний носит характер отчета работы школы за определенный период времени. На них выступают директор, его заместители, отчитывается о проделанной работе родительский комитет школы. Например, учебное заведение прошло аттестацию и хочет познакомить коллектив родителей с достигнутыми результатами. Общешкольное родительское собрание можно использовать для демонстрации положительного опыта воспитания в семье. Так, в конце учебного года возможно награждение семей с положительным опытом воспитания детей.

Родительские конференции (общеклассные, общешкольные) имеют огромное значение в системе воспитательной работы школы. Родительские конференции должны обсуждать насущные проблемы общества, активными членами которого станут и дети. Проблемы конфликтов отцов и детей и пути выхода из них. Наркотики, сексуальное воспитание в семье – вот темы родительских конференций. Родительские конференции должны готовиться очень тщательно, с обязательным участием психологов, социального педагога, которые работают в школе. В их задачу входит проведение социологических и психологических исследований по проблеме конференции и их анализ, а также знакомство участников конференции с результатами исследований. Активными участниками конференций выступают сами родители. Они готовят анализ проблемы с позиции собственного опыта. Отличительной особенностью конференции является то, что она принимает определенные решения или намечает мероприятия по заявленной проблеме.

Список использованной литературы

  1. Дереклеева Н.И. Справочник завуча: Учебно-методическая работа. Воспитательная работа. 5–11 классы.-М.: ВАКО, 2006.
  2. Дереклеева Н.И. Новые родительские собрания: 1–4 классы. – М.: ВАКО, 2006.
  3. Психология современного подростка // под ред. Фельдштейна Д.И.М., 1989.
  4. Кравцов Е.Е. и Кравцова Г.Г. Психология личности, – И,:Наука, 1999.
  5. Сухомлинский В.А. Потребность человека в человеке. – М. – Советская Россия, 1981
  6. Хмель Н.Д. Педагогический процесс в общеобразовательной школе. А., 1990.