ФГБОУ ВО “КАРАЧАЕВО-ЧЕРКЕССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ У.Д. АЛИЕВА”

Период освоения профессии психолога в вузе — важный этап процесса профессионализации личности. Именно в ходе обучения у будущего психолога формируются основные представления о содержании и особенностях избранной профессии, происходит становление первичных профессиональных навыков и умений, развитие профессиональной направленности личности.

В самом общем виде содержание профессионального образования психолога – это весь тот научный и культурный потенциал общества, который в определенных объемах и формах включается в контекст образовательного процесса учебного заведения. Основными элементами содержания профессионального образования психолога являются: научные психологические знания об объектах и процессах окружающего мира, способные послужить основой для их привлечения к профессиональной деятельности будущего специалиста; нормативные представления об основных видах и способах профессиональной деятельности выпускника, о профессионализме психолога и динамике его развития; ценностные ориентации в контексте профессиональной деятельности; способы профессионального и научного мышления.

От профессиональных психологов требуются активность, самостоятельность, гибкость, нестандартность мышления, общая и профессиональная культура. А так как представители данной профессии оказывают влияние на формирование ценностных ориентаций других людей, возникает вопрос о содержании определенных ценностных ориентаций у самих психологов. Ценностные ориентации являются составной частью профессиональных компетенций. Поэтому и возникает необходимость такой организации обучения, при которой будут формироваться не только теоретические знания, практические навыки и умения, но и такие важные компоненты личности специалиста психолога, как ценностные ориентации.

Ценностные ориентации студентов – будущих психологов формируются, прежде всего, в процессе специально созданных педагогических условиях, способствующих развитию у студентов – будущих психологов интереса к будущей профессиональной деятельности, через осознанное включение студентов в учебную, научно-практическую и внеучебную деятельность.

Исследование ценностных ориентации студентов в их конкретном значении позволяет получить те дополнительные фактические материалы, которые открывают новые возможности для совершенствования учебно- воспитательного процесса в вузе, повышают его эффективность в целях общего и профессионального развития личности будущего специалиста данного профиля.

Данные опытно-экспериментальной работы на организационном этапе показывает необходимость поиска и реализации педагогических условий формирование ценностных ориентаций студентов – будущих психологов в процессе обучения в вузе. В основу разработки результативно-оценочного инструментария положены следующие методологические принципы: адекватности и репрезентативности, обеспечивающие получение надежной и достоверной информации об уровне сформированности ценностных ориентаций студентов – будущих психологов.

В основу организации и проведения экспериментальной работы положены принципы: системности, профессиональной направленности, гуманизма и саморазвития, которые в своей совокупности позволили получить объективные данные о протекании процесса формирования ценностных ориентаций студентов – будущих психологов в процессе обучения в вузе.

Проведенный эксперимент показал, что модель формирования ценностных ориентаций студентов – будущих психологов в процессе обучения в вузе эффективна.

Комплекс педагогических условий формирования ценностных ориентаций студентов – будущих психологов, включающий в себя: формирование у студентов установки на самопознание и саморазвитие, как содержательной основы их профессиональной деятельности; предоставление студентам возможности выбора программ производственной и педагогической практик, содержание которых направлено на формирование ценностных ориентаций студентов – будущих психологов; использование интерактивных технологий (тренинги, деловые игры и т.д.), способствующих формированию ценностных ориентаций необходимых для профессиональной деятельности психолога, обеспечение систематического мониторинга ценностных ориентаций студентов – будущих психологов и учет его результатов в учебно-воспитательном процессе, является необходимым и достаточным.

В исследовании выявлено, что ценностные ориентации студентов будущих психологов формируются, прежде всего, в процессе специально созданных педагогических условий, способствующих развитию у студентов

  • будущих психологов интереса к будущей профессиональной деятельности, через осознанное включение студентов в учебную, научно-практическую и внеучебную деятельность. Самый эффективный способ успешной профессионализации студентов — правильное воздействие на их ценности. Воспитание, целенаправленное воздействие жизненных условий, одобрение обществом определенных образцов поведения будут способствовать желаемым сдвигам в системе ценностей и ценностных ориентаций студентов – будущих психологов.