Карачаево-Черкесский государственный университет им. У.Д. Алиева

 

Вопрос активизации познавательной деятельности – один из актуальных вопросов педагогической науки, универсального ответа на который до сих пор нет.  Педагоги разных эпох думали и предлагали решения этой проблемы. Концептуальные положения, методы, удачные методические приемы предложены Л.Н. Толстым и К.Д. Ушинским, В.А. Сухомлинским и В.Ф. Шаталовым, Г.И. Щукиной и Т.И. Шамовой, В.И. Андреевым и А.В. Хуторским.

Закономерностью активизации познавательной деятельности является напряжение интеллектуальных сил, вызываемое главным образом, такими вопросами и учебными заданиями, которые требуют самостоятельности в поисках способов их решения, умения выделить существенные и несущественные признаки изучаемых объектов, обобщать и делать самостоятельные выводы из полученных данных. Творческое, активное усвоение новых понятий осуществляется в процессе решения вопросов и учебных заданий, на которые в учебнике нет готового ответа. Во время больших перемен в обществе и переоценке ценностей, в преподавании дисциплин, требуются новые идеи, новые подходы, новая педагогика. Новая педагогика должна впитать в себя принципы гуманизма и демократизации, должна быть направлена на развитие творческой личности, на поиск современных методов, средств и форм обучения. В самом общем плане основная цель обучения – это развитие учащегося. Первостепенная задача для сегодняшнего педагога – создать условия, при которых учащиеся вынуждены активно, творчески работать и на уроке, и дома, воспитать человека-деятеля, способного на основе знаний решать жизненные проблемы.

Основные задачи активизации познавательной деятельности обучающихся:

  • возбуждение познавательного интереса учащихся к учению, положительного эмоционального отношения к изучаемому материалу, желания учиться, воспитание чувства долга и ответственности за учение;
  • формирование и развитие системы знаний как основы учебных успехов;
  • развитие умственной и особенно мыслительной активности как условия учебных и познавательных умений, познавательной самостоятельности учащихся;
  • формирование и развитие системы умений и навыков учащихся, без которых не может быть самоорганизации их деятельности;
  • усвоение приемов самообразования, самоконтроля, рациональной организации и культуры умственного труда учащихся.

Информационные технологии активно развиваются, а у учащихся появляются новые приоритеты, иные способы восприятия и анализа информации, которым должен соответствовать уровень сложности учебного материала. Но чем сложнее учащемуся воспринимать большие объемы содержания учебного предмета, тем сложнее удержать его внимание и активность на уроке.

Целью статьи является рассмотрение различных методов, приемов и способов активизации познавательной деятельности обучающегося.

И.Ф. Харламов рассматривает активность в познании как «деятельное состояние ученика, которое характеризуется стремлением к учению, умственным напряжением и проявлением волевых усилий в процессе овладения знаниями» [1].

А Т.И. Шамова смотрит на познавательную активность как на «качество личности, проявляющееся в отношении к содержанию и процессу деятельности, в стремлении к эффективному овладению знаниями и способами их получения, в мобилизации волевых усилий в достижении цели обучения» [3].

В активизации познавательной деятельности играет большую роль побуждение учеников к осмыслению логики и последовательности в изложении учебного материала, к выделению в нем главных тезисов, смысла. Ведь без осмысления учениками структуры материала, понимания хода рассуждений по какой-нибудь проблеме активность учеников будет минимальна. Для этого не исчерпаны возможности традиционных методов активизации познавательной деятельности учащихся:

  • словесные методы (рассказ, лекция, чтение);
  • наглядные методы (демонстрация натуральных, экранных и других наглядных пособий, опытов);
  • практические методы (практические работы, лабораторные эксперименты).

Деятельность ученика на разных этапах усвоения знаний зависит от физических и умственных способностей, а также от воспитания ученика. Следовательно, стремление ученика к обучению зависит не только от ученика и учителя, но и от родителей, которые дают основу всего воспитания. Если родители не дают должного воспитания своему ребенку, то учитель может только поправить, но никак не изменить в корне воспитание своего ученика.

Чтобы учащиеся понимали необходимость активности в получении знаний, учитывают различные факторы, побуждающие учеников к активности. Это, например, профессиональный интерес, заключающийся в актуальности проблемы, рассматриваемой на уроке. Для этого учителя стараются составлять план урока таким образом, чтобы ученик был заинтересован в получении им знаний на уроке. Также к этим факторам относятся творческий, игровой характер форм и предлагаемых заданий и состязательность взаимодействия [4].

Для активизации познания учеников, заинтересованности в учении используют наглядные пособия, ставят различные эксперименты. Констатируем факт, что современные ученики увлекаются различными видами гаджетов, компьютерами, роботами, электроникой. Соответственно, можно выявить пункты взаимодействия современных технологий с давней проблемой активизации познания. Так, планы уроков могут содержать необходимый учебный материал в необычной форме – в форме игры, презентаций на интерактивной доске, которые включали бы в себя анимацию, возможность выбора варианта ответа и другое.

На данный момент разработаны приемы активизации познавательной деятельности, в числе которых прием проблемного обучения, прием алгоритмизированного обучения, прием эвристического обучения, прием исследовательского обучения и прием наблюдения. Перечисленные приемы активизации разнятся по построению урока, так как включают в себя разные способы доведения до учеников информации. Следовательно, и приемы обучения играют большую роль в активизации познавательной деятельности.

Обучение обладает возможностью выявления потенциала у каждого школьника в развитии способности размышления и творческих способностей. Этот потенциал нужно увидеть и раскрыть в каждом человеке, уметь его развивать и применять в нужном обучающем русле. Основными способами активизации познания являются:

  • стимулирование коллективной формы работы, взаимодействие учеников в учении;
  • включение учеников в решение проблемных ситуаций. Коллективная работа учеников способствует лучшему запоминанию учебной информации, развитию межличностных отношений школьников и коммуникабельности;
  • использование дидактической игры, дискуссий, соревнований.

Полезно использовать на уроках самостоятельное выделение школьником самого смысла в речи учителя. Это способствует лучшему вниканию в сущность новой темы, мысленно разделять материал на важные логические части. Однако важно, чтобы учащийся самостоятельно занимался саморазвитием.

Используя разные способы, методы и приемы активизации познания школьников, учителю необходимо учитывать возможности учеников, условия обучения в школе, а также метод обучения, который используется в классе на данный момент.

Для достижения лучшего результата в познавательной деятельности учеников можно использовать не только наглядные пособия и учебники, но и множество достижений науки: интерактивная доска; компьютерные программы, ориентированные на получение знаний, а также другие инновации [4].

Таким образом, необходимость мотивирования ученика, активизации его познавательной деятельности в соответствии с его интересами и увлечениями, профессиональной направленностью и мышлением имеет непреходящее значение. Требуется постоянное внимание к данной проблеме не только со стороны ученых, но и педагогов-практиков.

 

Список литературы

  1. Огольцова Е.Г. Проблема активизации познавательной деятельности в дидактике высшей школы // Современные проблемы науки и образования, 2009.
  2. Хуторской А.В. Метапредметное содержание образования с позиций человекосообразности. [Электронный ресурс] // Вестник Института образования человека; 02.03.2012г.
  3. Шамова, Т. И. Управление профильным обучением на основе личностно-ориентированного подхода: Учебно-методическое пособие/ Т. И. Шамова, Г. Н. Подчалимова, А. Н. Худин и др. – М.: Центр «Педагогический поиск», 2006.
  4. Электронный журнал «SCI-ARTICLE.RU»