ФГБОУ ВО “Карачаево-Черкесскийгосударственный университет имени У.Д.Алиева”

кафедра теоретических основ физической культуры и туризма

 

«Аксиология (от греч. axios – ценный) – философское учение о цен­ностях; диалектический подход, основанный на признании объективного и исторического характера ценностей образования» [3]. Аксиологиче­ские исследования направлены на обобщение представлений о самой цен­ности, о закономерностях ценностных проявлений во всех сферах жизни и в конкретных формах. Тем самым аксиология дает глубоко философские осмысления как ценности человеческого бытия, так и ценностям, служащим ориентирами в деятельности человека.

Аксиологический подход органически присущ гуманистической педагогике, поскольку человек рассматривается в ней как высшая ценность общества и самоцель общественного развития. В этой связи аксиология, являющаяся более общей по отношению к гуманистической проблематике, может рассматриваться как основа новой философии образования и соответственно методологии современной педагогики

Ценности сами по себе, остаются постоянными на различных этапах развития человеческого общества. Такие ценности, как жизнь, здоровье, любовь, образование, труд, мир, красота, творчество и тому подобное, привлекали людей во все времена. Эти ценности, несущие в себе гуманистическое начало, выдержали проверку практики мировой истории.        Здоровье человека в исследованиях современных ученых рассматривается как социально-педагогическая категория, как непреходящая ценность и интегральная характеристика целостности личности, имеющая медико-психологический и социально-педагогический аспекты (Н.М. Амосов [1], И. И. Брехман [2], В. В. Колбанов [6], М. Г. Колесникова, Н. М. Полетаева, В. П. Петленко [5] и др.). Особенно сложна и многогранна задача укрепления и сохранения здоровья детей, требующая специальной подготовки педагогов, обладающих высоким уровнем профессиональной культуры, обязательной составляющей которой является культура здоровья (В.В. Колбанов, Л. И. Гришкина, В. Т. Лободин, Е. Г. Новолюдская, И. И. Новоселова, СМ. Симоненко, Л.Г.Татарникова [7] и др.).

Здоровье человека в системе педагогических категорий рассматривается как динамичное изменяющееся под влиянием внешних и внутренних причин специфическое целостное образование, обнаруживающее себя в самосохранении укреплении и поддержании на протяжении всей жизни человека, являющееся необходимым условием его полноценной свободной жизни, высшей ценностью отношения, проявляющееся на различных уровнях жизнедеятельности соматическом, психическом, нравственном, духовном. Построение здоровьесберегающего процесса обучения и воспитания в школе требует переосмысления ценностных ориентации в образовании, пересмотра соотношения между образованием и сохранением здоровья. Генеральной идеей гуманистического образования является идея самооценки человека, а не его знаний, то есть во главу угла ставится конкретная личность с ее возможностями и потребностями в самореализации и самоактуализации. Такой подход к учебно-воспитательному процессу определяет высшей ценностью жизнь и здоровье обучающихся, формирует профилактический взгляд и психологический настрой на здоровый образ жизни детей, учителей, родителей.

Именно поэтому основу формирования здоровьесберегающего образовательного процесса составляет гуманистическое личностно-ориентированное воспитание.

Мы придерживаемся мнения о неразрывной связи культуры с ценностным отношением с ценностями. На основе такого подхода культура здоровья школьника выступает как его ценностное отношение к здоровью, в рамках которого он осознает личностную и социальную значимость здоровья, рассматривает его как ценность и в соответствии с этим проявляет к нему интерес, испытывает потребность в его сохранении и укреплении, ведет соответствующий образ жизни старшего подростка. Культура здоровья школьника включает в себя комплекс связанных со здоровьем разнообразных социокультурных качеств личности школьника: его способность выделить здоровье и оздоровительную деятельность из множества других социальных явлений; признание личностной и социальной значимости здоровья и оздоровительной деятельности, т.е. рассмотрение их как ценности; связанные с этим знания, убеждения, интересы, потребности, эмоциональные реакции, типы, нормы, правила поведения, образ жизни школьника и т.д.

В нашем понимании культура здоровья рассматривается как интегративное личностное образование, являющееся выражением гармоничности, богатство и целостности личности, универсальности ее связи с окружающим миром и людьми, а также способностью к творческой и активной жизнедеятельности.

Важное значение для реализации личностно-ориентированного подхода к воспитанию культуры здоровья имеет учет возрастных и индивидуальных особенностей учащихся.

В психолого-педагогической литературе не существует единого мнения по поводу периодизации учащихся школьного возраста. Например, одними учеными старший школьный возраст определяется как «ранняя юность» (А.В. Петровский), другие называют его «юношеским» (Л.И. Божович); Д.Б. Эльконин период от 11 до 17 лет называет «подростничеством» и подразделяет его на «средний школьный возраст» (11-15 лет) и «старший школьный возраст» (15-17 лет). Характеризуя старших подростков, он указывает, что именно в этом возрасте формируются определенные познавательные и профессиональные интересы, элементы исследовательских умений, способность строить жизненные планы и вырабатывать нравственные идеалы, самосознание. Придерживаясь периодизации Д.Б. Эльконина, учащихся старших классов будем именовать «старшими подростками».

Возраст старшеклассников рассматривается нами как наиболее сензитивный для формирования культуры здоровья.

Значит, для подросткового возраста характерен ряд особенностей физического, психического и социального развития.

В плане физического развития подростков важно учитывать, что активные гормональные процессы, происходящие в организме подростка, оказывают большое влияние на его половое и эмоциональное поведение, доходящее иногда до агрессивности.

Для психики детей подросткового возраста характерно осознание подростком своих возможностей и задатков, развитие интереса и привязанности к другим людям, не являющимся членами семьи, главным образом – к сверстникам, стремление к быстрому познанию мира взрослых, развитие способности к логическому рассуждению, свойственному взрослым, в сочетании с детской уязвимостью.

Возрастные особенности развития ценностного отношения к здоровью и физической культуре и спорту связаны, как правило, с наличием «кризисного» периода в старшем подростковом возрасте. Гендерные особенности проявляются в предпочтении юношами преимущественно практического, а девушками эмоционально-эстетического и этического типов отношения к здоровью.

Технология формирования ценностного отношения к здоровью, основанная на закономерностях его развития, а также развития отношения к физической культуре и спорту, знании ведущих компонентов и типов отношений, характерных для каждого возрастного этапа, представляет собой личностно-ориентированный педагогический процесс, реализуемый с учетом индивидуальных характеристик отношения к здоровью учащейся молодежи.

Теоретические основы анализа отношений человека были заложены В.М. Бехтеревым (1904) и А.Ф. Лазурским (1912), впоследствии В.Н. Мясищевым (1960) разработана психологическая концепция отношений личности.

Ценностное отношение – сознательная избирательная связь человека со значимыми для него объектами и явлениями, выражающая активную избирательную позицию личности, определяющую индивидуальный характер деятельности и отдельных поступков. Отношения формируются и развиваются в процессе накопления и интеграции всего жизненного опыта личности.

В своей теории В.Н. Мясищев выделяет стадии развития отношения: от случайных ощущений, через сознательную регуляцию факторов, вызывающих те или иные эмоции, до субъективных отношений, сформированных с учетом социальных норм и ценностей, обусловливающих поведение человека.

Отношения выступают в роли своего рода «костяка» субъективного мира личности, а эффективность воспитательной деятельности характеризуется именно тем, в какой мере она обеспечивает формирование и развитие ценностных отношений (Б.Ф. Ломов 1984; В.А. Сластенин, 2003).

К наиболее значимым параметрам отношения, предполагающим его качественную и количественную оценку, относятся: модальность, отражающая положительный или отрицательный характер активных реакций человека; широта – совокупность объектов или сторон деятельности, к которым человек проявляет интерес; устойчивость, выражающая стабильность субъективного отношения во времени; осознанность, показывающая в какой степени человеком осознается потребность в конкретных объектах и явлениях; когерентность – отражающая согласованность параметров и компонентов конкретного отношения. Важнейшими параметрами являются доминантность, характеризующая место данного отношения в иерархии других отношений, и интенсивность, показывающая, с какой силой и в каких сферах проявляется отношение. В соответствии с основными сторонами психической деятельности выделяют компоненты интенсивности: перцептивно-аффективный, когнитивный, практический, поступочный. Высокая интенсивность отношения к здоровью при наличии хорошей когерентности свидетельствует о том, что отношение приобретает форму установки, т.е. готовности к здоровому образу жизни. Такое отношение и является реальным ценностным отношением к здоровью.

Именно формирование ценностного отношения к здоровью является одной из приоритетных задач в современной концепции физической культуры, основанной на принципах гуманистической педагогики и психологии. Согласно концепции основными элементами физической культуры являются культура здоровья, двигательная культура и культура телосложения, а в качестве основных показателей личностной физической культуры выступают: отношение человека к своему здоровью, своему телу как ценности; характер этого отношения; уровень знаний об организме, физическом состоянии, средствах и методах оздоровления, средства, используемые для поддержания здоровья и умения по их применению, стремление оказать помощь другим людям в деятельности по оздоровлению и физическому совершенствованию (В.И. Столяров, В.К. Бальсевич, 2009).

Совершенствование организации физического воспитания должно базироваться на учете  индивидуальных морфофункциональных и психологических особенностей человека, на обязательном соответствии содержания физической активности возрастным особенностям  и закономерностям преобразования его физического и духовного потенциала, при этом предусматривается определенная свобода выбора форм, средств и методов физкультурных занятий с целью физического совершенствования и укрепления здоровья.

Формирование ценностного отношения к здоровью происходит только в личностно ориентированном педагогическом процессе и определяется наличием трех основных факторов: ценностно-ориентационным пространством, которое достигается путем интеграции всех форм физкультурно-оздоровительной и спортивной работы в учебном заведении; ценностно-ориентационной деятельностью, специфической особенностью которой является предоставление максимально возможной свободы выбора форм, средств и степени участия, индивидуализация педагогического процесса на основе получения и учета информации о состоянии здоровья, уровне физической подготовленности, особенностях отношения к здоровью и к физической культуре и спорту; рефлексией, т.е. процессами самопознания субъектом внутренних психических состояний и эмоциональных реакций, осознания действующим субъектом того, как он воспринимается и оценивается другими участниками значимой совместной деятельности.

Организуемая таким образом ценностно-ориентационная деятельность должна включать следующие компоненты: когнитивный (формирование научных знаний о человеке, средствах и методах укрепления здоровья, развитие рефлексивных способностей – самоанализа, самопознания, самооценки); ценностно-мотивационный, включающий эмоциональную составляющую (оказание помощи в выборе личностно-значимой системы ценностей и идеалов, формирование личностных мотивов физкультурно-оздоровительной деятельности); деятельностно-практический (развитие способностей, освоение умений и навыков, позволяющих самостоятельно заботиться о сохранении и укреплении как своего здоровья, так и здоровья других людей, умения планировать свою деятельность); диагностический (диагностика уровней физической и функциональной подготовленности, оздоровительных умений и навыков, уровня и характера отношения к здоровью).

С позиции возможности реализации факторов формирования ценностного отношения к здоровью среди различных форм организации физического воспитания в учебных заведениях предпочтение следует отдать формам внеклассной физкультурно-оздоровительной или физкультурно-спортивной работы в силу их продолжительности по времени и меньшей регламентированности. Согласуясь по целям и содержанию с программно-нормативными документами, эти формы внеклассной работы или формы дополнительного образования в совокупности с уроками физической культуры образуют общее ценностно-ориентационное пространство и представляют собой интегративные модели  более глубокого освоения государственного стандарта с учетом личностных интересов и потребностей учащихся.

Первостепенность задач формирования ценностного отношения к здоровью обусловливает необходимость исследований по определению места здоровья в иерархии общечеловеческих ценностей, факторов влияющих на формирование ценностного отношения к здоровью и отношения к физической культуре и спорту, обобщение и анализ возрастных особенностей этих отношений, выявлению закономерностей их развития, определению педагогических условий их формирования, а также наиболее эффективных моделей организации педагогического процесса с использованием указанных проектов.

Литература:

  1. Амосов Н.А. Раздумья о здоровье. – М.: Фис, 1987. – 64 с.
  2. Брехман И.И. Философско-методологические аспекты проблемы здоровья человека// Вопросы философии. – 1982. -№ 2. – С. 48-53.
  3. Краткий педагогический словарь: Учебное справочное пособие
  4. / Андреева Г.А., Вяликова Г.С., Тютькова И.А. – М.: В. Секачев, 2005. – 181 с.
  5. Петленко В.П. Валеология Человека: Здоровье-Любовь-Красота – СПб: Изд-во PETROC, 1998. – 152 с.
  6. Колбанов В.В. Валеология: Основные понятия, термины и определения. – СПб.: ДЕАН, 1998. – 232 с.
  7. Татарникова Л.Г., Захарович Н.Б., Калинина Т.О. Валеология – основы безопасности жизни ребенка (пособие к курсу валеологии для школы первой ступени).- СПб: Изд-во «Петроградский и К», 1995.- 240 с.