Карачаево-Черкесский государственный университет им. У.Д. Алиева

 В сфере образования в настоящее время происходят значительные трансформации. На наш взгляд, выпускники высших учебных заведений должны уметь разбираться в широком круге разнообразных вопросов, связанных с педагогикой и методикой, оценивать тенденции развития, самостоятельно определять свою позицию в изменениях, которые происходят в исполнительном и творческом процессе, иметь научное мировосприятие и мировоззрение, быть готовыми к эффективной практической деятельности.

В соответствии с Законом «Об образовании» высшее образование должно обеспечить фундаментальную научную и культурную подготовку студентов, их жизненную и профессиональную компетентность. Основная направленность – это совершенствование качества высшей школы на современном этапе, связанное с поиском инновационных форм и методов учебы, которые дали бы возможность студентам (будущим молодым специалистам) стать активными в своей самостоятельной деятельности, творчестве, самосовершенствовании и актуализации [1].

В связи с этим программы Федерального государственного стандарта третьего поколения предполагают «формирование высококвалифицированных специалистов, умеющих целеустремленно и самостоятельно учиться и добывать знания. Так, на самостоятельную работу студента (СРС) приходится половина, а то и две трети часов, отводимых на изучение той или иной дисциплины» [2] .

Что понимается под самостоятельной работой студентов? Существуют различные мнения преподавателей в определении  самостоятельной работы  студентов, исходя из собственного жизненного и педагогического опыта.

Считается, что первый вид СРС – это самостоятельная научно-исследовательская работа, осуществляемая под руководством преподавателя (научного руководителя) в различных формах учебного процесса. Другой вид СРС реализуется в том, что она во времени и пространстве отделена от учебного процесса, и так как внеаудиторная СРС ведется без непосредственного участия преподавателя, его управления, то эти действия осуществляются опосредствованно – с помощью информационно-аналитического и учебно-методического обеспечения; при этом происходит концентрация опыта (знаний, умений, навыков, способов деятельности) и способов его передачи (непосредственные указания).

В последние годы повышены требования к преподаванию разных дисциплин. На основе требований Государственного стандарта к обязательному минимуму содержания и уровню подготовки выпускников высшей школы пересмотрены учебные планы и рабочие программы, увеличено время на организацию самостоятельной работы студентов при соответствующем сокращении времени на чтение лекций и практикуются специальные курсы и семинары, посвященные актуальным проблемам обучения.

Совершенствуются формы и методы контроля за самостоятельной работой студентов, когда их знания оцениваются на семинарских и практических занятиях путем текущей аттестации и рейтингового контроля одним итоговым зачетом или экзаменом.

Самостоятельная работа студентов – это важная форма учебного процесса под руководством и контролем преподавателя, в ходе которого осуществляется творческая деятельность, направленная на приобретение и закрепление научных знаний, осваиваются новые навыки познания, формируются научное мировоззрение и личные убеждения по использованию приобретенных знаний и умений в практической деятельности – во время прохождения педагогической практики.

Следует подчеркнуть, что нельзя недооценивать самостоятельную работу в ходе учебного процесса на лекциях, семинарских и практических занятиях, как нельзя и абсолютизировать ее при работе во внеучебное время, скажем, при изучении литературы, выполнении индивидуальных домашних заданий, в творческой работе.

Иногда высказывается мысль о том, что оптимальное время, необходимое для самостоятельной работы студентов, должно определяться на основе коэффициента 0,5, то есть она должна занимать примерно половину учебного времени, которое отводится на семинарские и практические занятия. С этим трудно согласиться, потому что в разных вузах могут быть разные условия и возможности для учебного процесса в целом. Но все формы учебного процесса должны учить студентов интенсивной и плодотворной самостоятельной работе и находиться под постоянным контролем ее выполнения.

Именно СРС является одним из важнейших критериев для успешного овладения материалом. Сегодня необходимо обеспечить такую подготовку высококвалифицированных специалистов, которые могли бы работать как в своей стране, так и за рубежом.

Это объективно обусловливает необходимость поиска новых подходов к росту роли самообразования под руководством и контролем преподавателей, которые оказывают студентам действенную методическую помощь.

При разработке и использовании преподавателями индивидуальных заданий возникает ряд вопросов, связанных с определением цели, объема, содержания, с выбором отдельной конкретной тематики курса, соотношением таких заданий с планами семинаров, формами и методами контроля за самостоятельной работой студентов. При этом учитываются специфика вуза, особенности учебы, а также сам контингент обучающихся.

Контроль за своевременным и качественным выполнением студентами индивидуальных заданий осуществляется преподавателями при проведении практических и семинарских занятий, собеседований, консультаций и других форм учебного процесса, в частности на индивидуальных и дополнительных занятиях.

Индивидуальные задания непременно должны дополняться групповыми формами самостоятельной работы студентов.

Хотелось бы рассказать об одном инновационном способе организации групповой формы самостоятельной учебной деятельности студентов педагогического факультета.

На протяжении нескольких лет опыт показывает, что большинству выпускников школ так и не полюбилась геометрия. Программа же математики предусматривает изучение раздела «Геометрия» в седьмом семестре. И тот разрыв, который  прослеживается на протяжении трех лет,  и так не проявленный интерес в школьные годы заметно отражаются на результативности во время экзамена. Поиск новых форм работы по этой проблеме привел нас к организации групповой самостоятельной деятельности студентов по изучению теории и решению предлагаемых заданий.

Нами, с 2015 по 2018 гг. было проведено исследование эффективности описываемой формы работы. Сначала была тщательно изучена имеющаяся в наличии кафедры литература. Затем был произведен отбор вопросов и заданий по четырем вариантам (для 4 подгрупп).

Составлена таблица (Таблица 1) с указанием варианта группы, страниц по номерам литературы для изучения теоретических вопросов и для выполнения упражнений, а затем и сами номера заданий. Группы были подобраны таким образом, чтобы было равномерное распределение сильных, средних и слабых студентов.

Эксперимент показал, что организованная таким образом работа по разделу «Геометрия» дает положительные результаты. Студенты были активно вовлечены в работу, в поиск решения предложенных заданий. Задания подбирались таким образом, что шло параллельное изучение теории и отработка практических навыков.

Главным моментом в этой работе было то, что слабый студент каждой группы должен уметь отвечать на вопросы и свободно ориентироваться в решенной задаче.

Таблица 1.

Задания для самостоятельной работы  студентов 4 курса

(в рамках подготовки к экзамену)

 

Литература Страницы для изучения теории Страницы для выполнения упражнений Номера заданий
1. Бевз Г.П. и др. Геометрия 7-11.-М.: 1992.-352с 63-99, 245-291 334, 338, 393, 415, 433, 449, 467, 475
2. Уртенов Н.С. Шихалиев Х.Ш.    Математика. Изд-во

“Аякс”, Майкоп, 2002. – 568с.

328-409 328-409 1376, 1467, 1477а), 1481(4), 1706, 1715, 1717(1)
3. Болтянский В.Г. и др.  Лекции и задачи по элементарной математике. – Изд-во “Наука”. – М., переизд.2015 385-411 12.73
4. Антонов Н.П. и др.     Сборник задач по элементарной математике. – Главное изд-во физ-мат. лит-ры.- М., 1962 69-96 69-96 512,526,562,603,719,733
5. Сивашинский И.Х. Задачник по элементарной математике. – Изд-во “Наука”. – М., переизд, 2016 50-68 574, 588
6. Рудник А.Е. Сборник задач по элементарной математике для техникумов. – Изд-во “Наука”. – М., 1974 225-248 1477, 1481, 1485, 1491, 1502, 1507, 1521, 1523(1)  1537, 1544, 1570, 1579, 1588, 1592, 1612, 1649,  1653, 1693, 1704, 1716.
7. Выгодский М.Я. Справочник по элементарной  математике. – Изд-во “Наука”, М., переизд. 2014. 240-265
8. Карабашева Р.Б. Элементы геометрии. – Карачаевск, 2006. 5-81
9. Кутасов А.Д. и др.   Пособие по математике для поступающих в вузы. – М., “Наука”, 2015 342-358 359-363 17
10. Биджиев  Д.У.,  Алакаев Н.У, Батчаева П. А-Ю. Руководство к решению упражнений и задания для самостоятельной работы по математике.- Карачаевск, 2000. 108- 109

111-113

1, 4, 10, 14а), 17 а)

1, 5, 9, 17, 21, 24 б), 36.

 

При условии применения предлагаемой нами инновационной формы организации учебы студенты вовлекаются в реальную творческую деятельность, которая не только привлекает их новизной, но и развивает потребность обнаруживать проблемы и разрешать противоречия, которые возникают в процессе их самостоятельной работы.

 

Список использованной литературы:

  1. Федеральныйзакон от 29.12.2012 № 273- ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в редакции от 03.08.2018 года.
  2. Федеральные государственные образовательные стандарты высшего образования 3+ (ФГОС ВО 3+).