Карачаево-Черкесский государственный университет
Многочисленные исследования, проведенные как в нашей стране, так и за рубежом, показали, что большинство современных лидеров в политике, бизнесе, искусстве, спорте – люди, обладающие проектным мышлением и овладевшие навыками проектно-исследовательской деятельности, способные организовать свою жизнь как проект: определить дальнюю и ближайшую перспективу, найти и привлечь необходимые ресурсы, наметить план действий и, осуществив его, достичь поставленных целей. Вот почему необходимо организовать обучение студентов таким образом, чтобы процесс познания осуществлялся легко, а создание проектов – стало увлекательным занятием.
Выясним, что же такое познание и каким образом новые информационные технологии влияют на получение знаний. В Большом энциклопедическом словаре познание – процесс отражения и воспроизведения действительности в мышлении субъекта, результатом которого является новое знание о мире [1].
Результатом процесса познания становится получение знания. Понятия знание и информация часто отождествляются. На деле знание всегда представляет информацию, но не всякая информация есть знание. Информация становится знанием, когда она переработана субъектом.
Талызина Н. Ф., указывает, что «знания, подлежащие усвоению, не могут быть переданы в готовом виде, путем простого сообщения или показа. Они могут быть усвоены только в результате определенной деятельности учащихся, т. е. в результате выполнения определенной системы действий» [2].
Общеизвестно, что учебная деятельность, не доставляющая внутреннего удовлетворения, не вызывающая активного мышления, внимания, памяти, воображения слабо влияет на полноту и глубину усвоения знаний. Поэтому возникает необходимость побуждать студента работать более самостоятельно, активно стремиться к самообразованию. На наш взгляд, выполнение исследовательских учебных проектов должно способствовать выработке таких мыслительных навыков, как анализ, синтез, постановка и решение возникающих проблем. И при таком подходе, процесс самостоятельной работы постепенно должен превращаться в творческий. В этом могут помочь информационно-коммуникативные технологии.
Возрастание роли информационных технологий в профессиональной подготовке современного специалиста, как в области естественнонаучных, так и гуманитарных дисциплин, способствует росту интереса студентов к информационным технологиям и различным аспектам их применения. Появляется возможность использования средств ИКТ для решения широкого круга исследовательских, учебных и научных задач.
Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) в образовании – это совокупность методов, устройств и процессов сбора, обработки и распространения информации и использования её, как в образовательном процессе, так и в исследовательской деятельности педагогов и студентов [3].
Для успешного применения информационных технологий в исследовательской деятельности, преподаватель должен быть хорошо осведомлен о различных видах информационно-коммуникационных технологий и уметь практически применять некоторые из них, уметь организовывать учебно-познавательную деятельность студентов; иметь определенную систему знаний: основных видов ИКТ; возможностей сети Интернет и образовательных возможностей основных видов телекоммуникаций (E-mail, в том числе рассылок образовательной направленности; Web-форумов, электронных конференций, чат- конференций и др.); основных образовательных сайтов как отечественных, так и зарубежных (краткая характеристика содержания ресурсов, дидактические возможности и т.п.); различных подходов к построению типологии мультимедийных обучающих программ, наиболее популярных в мировой практике типов программ, классификаций программ по функциональному признаку (наиболее распространенных в нашей стране), характеристик отдельных типов обучающих программ; средств оценки образовательных сайтов в сети Интернет, обучающих программ и критериев их качества; форм и методов организации учебно-познавательной деятельности в условиях использования НИТ; возможностей использования в образовательных целях пакета программ Microsoft Office, Microsoft Publisher, Fine Reader, программ-переводчиков и других.
Наиболее эффективным средством для познания является исследовательская деятельность студентов. Исследовательская или проектно-исследовательская деятельность способствует организации самостоятельной работы студентов, развивает творческие способности и инициативу.
В своих исследованиях Горовая В. и Диканский А. отмечают: «Информационные технологии, используемые во внеаудиторной деятельности, выступают в качестве средства коммуникации, самовыражения и самореализации. Этому способствует, прежде всего, направленность образовательной внеаудиторной деятельности на реализацию конкретных проектов. Внеаудиторная деятельность студентов с использованием информационных технологий способствует не только более качественной подготовке выпускников вуза к профессиональной деятельности в условиях интенсивно развивающейся информатизации общества, но и формированию информационной культуры специалиста» [4].
Использование ИКТ в проектно-исследовательской деятельности, при создании проектов позволяет:
– повысить мотивацию учебной деятельности;
– привлечь студентов к процессу активного получения и применения знаний;
– использовать широкую базу информационных источников;
– сделать проекты более полными, всесторонними, наглядными и яркими;
– научить планированию собственной деятельности и оценке её результатов.
Таким образом, создание проектов предполагает решение творческой, исследовательской задачи. Этот процесс имеет сходство с исследованиями в научной сфере и наличие основных этапов, характерных для исследований. Тем не менее, учебное и научное исследования имеют существенные различия.
Главное отличие исследования в сфере образования от научного состоит в том, что оно является учебным. Его главной целью является развитие личности студента, а не получение объективно нового результата, как в «большой» науке. Если в науке главной целью является производство новых знаний, то в образовании цель исследовательской деятельности – в приобретении обучающимся навыка исследования, как универсального способа познания действительности.
Таким образом, научно-исследовательская деятельность сегодня невозможна без применения информационно-коммуникационных технологий, которые делают эффективнее многие этапы, позволяя добиться все более и более совершенных результатов.
Сегодня представляется необходимым выход на новый этап развития научно-исследовательской деятельности с более активным использованием информационно-коммуникационных технологий.
Разберем, какие возможности дают информационно-коммуникационные технологии:
Во-первых, имеется доступ к большому объему информации. Достаточно ввести запрос, как можно получить ссылки на материалы по данной теме. Это позволяет получить представление об уже существующих подходах к решению проблемы, избежать повторений и выявить наиболее интересные аналоги.
Во-вторых, создание и использование электронно-обучающих порталов. Электронный портал – это постоянно пополняемая и обновляемая структура, которая обеспечивает студентов всей необходимой информацией, освобождая их от рутинной работы, и может дать толчок к развитию творческой исследовательской работы. Например, портал «Научно-исследовательская деятельность» с методическими рекомендациями, тематикой работ, рекомендуемым списком сайтов в Internet и библиографическим списком.
В-третьих, можно создать портал создать портал «Форум» – для персональных консультаций с преподавателями в режиме on-line, если время предварительно оговорено, или в режиме электронной переписки. Здесь же могут быть размещены лучшие работы студентов, их самостоятельные разработки и проекты, страничка для обсуждения проблемных вопросов, проводиться олимпиады и конкурсы не только для студентов, но и для всех желающих принять участие школьников, студентов других образовательных учреждений и другие разделы.
В-четвертых, современные компьютерные программы позволяют быстро осуществлять необходимые расчеты, просчитывать много вариантов, представлять расчеты в виде графиков, анализировать ситуацию.
В-пятых, защита созданного проекта наиболее наглядно может быть представлена, если сопровождается слайдами соответствующей презентации.
Приведенные примеры далеко не полный перечень возможностей информационно-коммуникационных технологий в вопросах познания и создания проектов.
Подводя итоги, отметим, работа над учебными проектами и формирование исследовательских навыков средствами ИКТ способствует развитию творческой активности и любознательности, информационной культуры, коммуникативных умений, направленности на саморазвитие и сотрудничество. Создание проектов (научно-исследовательская работа студентов) с использованием ИКТ усиливает мотивацию к обучению, развивается творческий подход к освоению изучаемых дисциплин, что значительно повышает качество образовательного процесса. Исследовательская деятельность с активным использованием информационно-коммуникационных технологий может выступать как определенная форма совместной деятельности студентов и преподавателей.
Список использованной литературы:
1. Большой энциклопедический словарь. – 2012.
2. Талызина Н.Ф. Педагогическая психология : учеб. для студ. сред. учеб. заведений / Н.Ф.Талызина. – 8-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2011. – 288 с.
3. Захарова И. Г. Информационные технологии в образовании: Учеб. пособие для студ. высш. пед. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2003 г.
4. Горовая В., Диканский А. ИКТ и самостоятельная учебная деятельность/ Высшее образование в России. 2005. № 6.
Интернет-источники:
1. http://procolleg.ru/организация-научно-исследовательско/
2. http://festival.1september.ru/articles/510827
3. http://e-lib.gasu.ru/konf/nit/archiv/2005/3/2.html
4. /http://stonejuliya.ucoz.ru/publ/research_work/research_work/novye_informacionnye_tekhnologii_v_issledovatelskoj_dejatelnosti_uchashhikhsja/5-1-0-1
Свежие комментарии