Карачаево-Черкесский государственный университет

 

Многочисленные исследования, проведенные как в нашей стране, так и за рубежом, показали, что большинство современных лидеров в политике, бизнесе, искусстве, спорте – люди, обладающие проектным мышлением и овладевшие навыками проектно-исследовательской  деятельности, способные организовать свою жизнь как проект: определить дальнюю и ближайшую перспективу, найти и привлечь необходимые ресурсы, наметить план действий и, осуществив его, достичь поставленных целей. Вот почему необходимо организовать обучение студентов таким образом, чтобы процесс познания осуществлялся легко, а создание проектов – стало увлекательным занятием.

Выясним, что же такое познание и каким образом новые информационные технологии влияют на получение знаний. В Большом энциклопедическом словаре познание – процесс отражения и воспроизведения действительности в мышлении субъекта, результатом которого является новое знание о мире [1].
Результатом процесса познания  становится получение знания. Понятия знание и информация часто отождествляются. На деле знание всегда представляет информацию, но не всякая информа­ция есть знание. Информация становится знанием, когда она пе­реработана субъектом.
Талызина Н. Ф., указывает, что «знания, подлежащие усвоению, не могут быть переданы в готовом виде, путем простого сообщения или показа. Они могут быть усвоены только в результате определенной деятельности учащихся, т. е. в результате выполнения определенной системы действий» [2].

Общеизвестно, что учебная деятельность, не доставляющая внутреннего удовлетворения, не вызывающая активного мышления, внимания, памяти, воображения слабо влияет на полноту и глубину усвоения знаний. Поэтому возникает необходимость побуждать студента работать более самостоятельно, активно стремиться к самообразованию. На наш взгляд, выполнение исследовательских учебных проектов должно способствовать выработке таких мыслительных навыков, как анализ, синтез, постановка и решение возникающих проблем. И при  таком подходе, процесс самостоятельной работы постепенно должен превращаться в творческий. В этом могут помочь информационно-коммуникативные технологии.

Возрастание роли информационных технологий в профессиональной подготовке современного специалиста, как в области естественнонаучных, так и гуманитарных дисциплин, способствует росту интереса студентов к информационным технологиям и различным аспектам их применения. Появляется возможность использования средств ИКТ для решения широкого круга исследовательских, учебных и научных задач.

Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) в образовании – это совокупность методов, устройств и процессов сбора, обработки и распространения информации и использования её, как в образовательном процессе, так и в исследовательской деятельности педагогов и студентов [3].

Для успешного применения информационных технологий в исследовательской деятельности, преподаватель должен быть хорошо осведомлен о различных видах информационно-коммуникационных технологий и уметь практически применять некоторые из них, уметь организовывать учебно-познавательную деятельность студентов; иметь определенную систему знаний: основных видов ИКТ; возможностей сети Интернет и образовательных возможностей основных видов телекоммуникаций (E-mail, в том числе рассылок образовательной направленности; Web-форумов, электронных конференций, чат- конференций и др.); основных образовательных сайтов как отечественных, так и зарубежных (краткая характеристика содержания ресурсов, дидактические возможности и т.п.); различных подходов к построению типологии мультимедийных обучающих программ, наиболее популярных в мировой практике типов программ, классификаций программ по функциональному признаку (наиболее распространенных в нашей стране), характеристик отдельных типов обучающих программ; средств оценки образовательных сайтов в сети Интернет, обучающих программ и критериев их качества; форм и методов организации учебно-познавательной деятельности в условиях использования НИТ; возможностей использования в образовательных целях пакета программ Microsoft Office, Microsoft Publisher, Fine Reader, программ-переводчиков и других.

Наиболее эффективным средством для познания является исследовательская деятельность студентов. Исследовательская или проектно-исследовательская деятельность способствует организации самостоятельной работы студентов, развивает творческие способности и инициативу.

В своих исследованиях Горовая В. и Диканский А. отмечают: «Информационные технологии, используемые во внеаудиторной деятельности, выступают в качестве средства коммуникации, самовыражения и самореализации. Этому способствует, прежде всего, направленность образовательной внеаудиторной деятельности на реализацию конкретных проектов. Внеаудиторная деятельность студентов с использованием информационных технологий способствует не только более качественной подготовке выпускников вуза к профессиональной деятельности в условиях интенсивно развивающейся информатизации общества, но и формированию информационной культуры специалиста» [4].

Использование ИКТ в проектно-исследовательской деятельности, при создании проектов позволяет:

–     повысить мотивацию учебной деятельности;

–     привлечь студентов к процессу активного получения и применения знаний;

–     использовать широкую базу информационных источников;

–     сделать проекты более полными, всесторонними, наглядными и яркими;

–     научить планированию собственной деятельности и оценке её результатов.

Таким образом, создание проектов предполагает решение творческой, исследовательской задачи. Этот процесс имеет сходство с исследованиями в  научной сфере и наличие основных этапов, характерных для исследований. Тем не менее, учебное и научное исследования имеют существенные различия.

Главное отличие исследования в сфере образования от научного состоит в том, что оно является учебным. Его главной целью является развитие личности студента, а не получение объективно нового результата, как в «большой» науке.  Если в науке главной целью является производство новых знаний, то в образовании цель исследовательской деятельности – в  приобретении обучающимся навыка исследования, как универсального способа познания действительности.

Таким образом, научно-исследовательская деятельность сегодня невозможна без применения информационно-коммуникационных технологий, которые делают эффективнее многие этапы, позволяя добиться все более и более совершенных результатов.

Сегодня представляется необходимым выход на новый этап развития научно-исследовательской деятельности с более активным использованием информационно-коммуникационных технологий.

Разберем, какие возможности дают информационно-коммуникационные технологии:

Во-первых, имеется доступ к большому объему информации. Достаточно ввести запрос, как можно получить ссылки на материалы по данной теме. Это позволяет получить представление об уже существующих подходах к решению проблемы, избежать повторений и выявить наиболее интересные аналоги.

Во-вторых, создание и использование электронно-обучающих порталов. Электронный портал – это постоянно пополняемая и обновляемая структура, которая обеспечивает студентов всей необходимой информацией, освобождая их от рутинной работы, и может дать толчок к развитию творческой исследовательской работы. Например, портал «Научно-исследовательская деятельность» с методическими рекомендациями, тематикой работ, рекомендуемым списком сайтов в Internet и библиографическим списком.

В-третьих, можно создать портал создать портал «Форум» – для персональных консультаций с преподавателями в режиме on-line, если время предварительно оговорено, или в режиме электронной переписки. Здесь же могут быть размещены лучшие работы студентов, их самостоятельные разработки и проекты, страничка для обсуждения проблемных вопросов, проводиться олимпиады и конкурсы не только для студентов, но и для всех желающих принять участие школьников, студентов других образовательных учреждений и другие разделы.

В-четвертых, современные компьютерные программы позволяют быстро осуществлять необходимые расчеты, просчитывать много вариантов, представлять расчеты в виде графиков, анализировать ситуацию.

В-пятых, защита созданного проекта наиболее наглядно может быть  представлена, если сопровождается слайдами соответствующей презентации.

Приведенные примеры далеко не полный перечень возможностей информационно-коммуникационных технологий в вопросах познания и создания проектов.

Подводя итоги, отметим, работа над учебными проектами и формирование исследовательских навыков средствами ИКТ способствует развитию творческой активности и любознательности, информационной культуры, коммуникативных умений, направленности на саморазвитие и сотрудничество. Создание проектов (научно-исследовательская работа студентов)  с использованием ИКТ усиливает мотивацию к обучению, развивается творческий подход к освоению изучаемых дисциплин, что значительно повышает качество образовательного процесса. Исследовательская деятельность с активным использованием информационно-коммуникационных технологий может выступать как определенная форма совместной деятельности студентов и преподавателей.

 

Список использованной литературы:

1.     Большой энциклопедический словарь. – 2012.

2.     Талызина Н.Ф. Педагогическая психология : учеб. для студ. сред. учеб. заведений / Н.Ф.Талызина. – 8-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2011. – 288 с.

3.     Захарова И. Г. Информационные технологии в образовании: Учеб. пособие для студ. высш. пед. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2003 г.

4.     Горовая В., Диканский А. ИКТ и самостоятельная учебная деятельность/ Высшее образование в России. 2005. № 6.

Интернет-источники:

1.     http://procolleg.ru/организация-научно-исследовательско/

2.     http://festival.1september.ru/articles/510827

3.     http://e-lib.gasu.ru/konf/nit/archiv/2005/3/2.html

4.     /http://stonejuliya.ucoz.ru/publ/research_work/research_work/novye_informacionnye_tekhnologii_v_issledovatelskoj_dejatelnosti_uchashhikhsja/5-1-0-1

 

Login