С чего начинается патриотическое воспитание? Станет ли патриотизм  личностно значимым качеством для наших детей? Или они будут цинично улыбаться, произнося такие понятия, как Отчизна, гражданин, чувство долга?

Давайте  задумаемся: какой станет наша жизнь, если из нашего сознания исчезнут эти понятия, дорогие сердцу подавляющего большинства? Важнейшей составной частью воспитательного процесса в нашей школе стало воспитание патриотизма. Это, на мой взгляд, основа социально-гражданского, духовного развития личности. Только на основе возвышающего чувства патриотизма и корневых национальных святынь укрепляется любовь к Родине, появляется ответственность за её могущество, честь и независимость. О многостороннем формирующем влиянии патриотизма говорил великий русский педагог К.Д. Ушинский. Он считал, что патриотизм — не только важная задача воспитания, но и могучее педагогическое средство: «Как  нет человека без самолюбия, так нет человека без любви к Отечеству, и эта любовь даёт воспитанию верный ключ к сердцу человека и могущественную опору для борьбы с его дурными природными, личными, семейными и родовыми наклонностями».

Я считаю, что воспитание гражданственности и патриотизма – это целенаправленная и систематическая деятельность школы по формированию у подрастающего поколения высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины. Оно направленно на развитие личности, обладающей качествами гражданина – патриота Родины и способной  успешно выполнять гражданские обязанности в мирное и военное время.

Воспитание – работа творческая. Она не знает универсальных средств на все случаи жизни, требует постоянного поиска, умения поспевать за жизнью. Внутренний мир молодых людей психологически необычайно сложен и в такой же мере подвижен, изменчив. Добиться, чтобы каждый понял, что не только нужно брать от жизни, но и уметь отдавать другим, – это трудное и довольно тонкое дело. Пожалуй, только школа остаётся единственным островком, где пытаются воспитать подрастающее поколение в духе любви к Родине, используя при этом преемственность традиционных форм и методов.

Спектр мероприятий по патриотическому воспитанию достаточно широк.

Перечислю основные из них:

–  Месячник оборонно-массовой и спортивной работы;

–  Военно-спортивная игра  «Командарм – Патриот»;

–  Конкурс патриотической песни «Русский характер»;

–  Международный литературно-художественный конкурс

–  Декада воинской Славы

Наши  мальчишки ежегодно принимают участие в  спартакиадах, где занимают призовые места. А какой эмоциональный настрой даёт школьная игра «Зарница», где результат зависит от каждого в отдельности и от команды в целом. Юноше, обдумывающему житье, важно постоянно думать о том, что наряду со множеством профессий, предоставленных ему обществом для выбора, есть такая, которой он  должен овладеть обязательно, –   профессия  защитника  Отечества.

Шефская помощь  в ходе акции «Помощь ветеранам» стала не единичным визитом вежливости  накануне праздников Дня Защитника Отечества и Дня Победы. Я верю в педагогику авторитета – это антипод педагогики авторитарной. Стараюсь, чтобы  на уроках мужества, учащиеся имели возможность встретиться с непосредственными участниками реальных событий: ветеранами ВОВ, локальных конфликтов; молодыми воинами  Российской армии! Во время такой встречи можно получить ответ на любой интересующий тебя вопрос, а потом вместе с этими людьми поразмышлять: «А что такое Родина? Кто такой патриот?»

Гражданственность, ответственность — стержень нравственной позиции личности. Мы прослеживаем судьбы некоторых выпускников, которые предпочли учёбе в институте службу в армии. Они приходят в школу, встречаются с учениками, рассказывают о своей службе, о воинском чувстве выполненного долга.

Сколько всегда бывает положительных эмоций, когда мы принимаем участие в конкурсах рисунков, плакатов, «Слава тебе, победитель-солдат!», в  конкурсах творческих работ «Россия, вперёд!», где неизменно занимаем  призовые места. А сколько собрано и оформлено интереснейшей информации о родственниках и односельчанах, свидетелях грозного военного времени.

В школе ко Дню Защитника Отечества и Дню Победы каждый год организуем выставки книг, посвящённых защитникам Отечества, конкурсы рисунков и плакатов. На кануне Дня Победы проводим разные акции. 9 Мая наши лучшие ребята несут Почетный караул и возлагают венки и цветы к памятнику.

У каждого народа есть свои нравственные герои, верой и правдой служившие своему Отечеству. На примере наших предков мы стараемся воспитывать своих воспитанников. Наша школа – интернат стала местом, где ведется целенаправленная работа по воспитанию  патриотов  нашей  Родины. Людей, которые будут гордиться своей Родиной, а значит, когда это необходимо, смогут её защитить и приумножить её славу как их отцы и деды.

Вторая мировая война, а для нашей страны Великая Отечественная для многих ребят ушла в далекое прошлое, но они помнят людей которые отстояли Россию, ведь эти люди сегодня рядом с нами. Это они помогают ребятам стать настоящими патриотами своей Родины.

Живых героев тех огненных лет  осталось совсем мало,  но мы помним и чтим своих спасателей, отдавая им должное.   Каждый год в начале мая  для тружеников тыла мы проводим литературно-музыкальную композицию, операцию «Помощь ветеранам» и акции «Георгиевская ленточка», «Парад победителей» и «Свеча памяти».

Очень важно, проводя работу по патриотическому воспитанию, учитывать, что в наши дни нельзя ребятам ничего навязывать, это может вызвать у них протест, отчуждение, нужно стараться делать это исподволь, заинтересовывая школьников возможностью проявить свои таланты и способности.

Патриотизм — это такое качество, включающее трудолюбие, стремление сделать что-то полезное для своей страны, ответственность за свои дела и поступки, а главное — за качество сделанного тобой. Мы не злоупотребляем этим понятием, чтобы не обветшало оно, не превратилось в пустословие. Но, думаю, что коллеги согласятся со мной: дух патриотизма живёт в нашей школе. И прежде всего — в делах наших детей, в позиции учителей, убеждённых в том, что такое воспитание нужно вести с первых же лет пребывания ребёнка в школе.

Многие нравственные качества человека закладываются в детские школьные годы! Без любви к Отечеству и уважения к её истории и культуре невозможно воспитать у ребёнка чувство собственного достоинства, привить ему положительные нравственные качеств.

Сегодня современному обществу, как никогда, нужны патриоты — интеллектуально и духовно развитые люди, любящие свою Родину, почитающие традиции наших дедов и прадедов, способные на самопожертвование во имя спасения жизни своих сограждан. Патриотическая работа со школьниками – это проверенный временем способ внушения молодым поколениям глубокого понимания нашей силы и веры в планетарную устойчивость России.

Большое внимание в школе – интернате уделяется спорту. Дети в нашей школе – интернате подтянутые, вежливые и доброжелательные. Опыт школы – интерната показывает, что весь учебный и воспитательный процесс может сопровождаться укреплением здоровья, развитием образного мышлени и гармоничного восприятия окружающего мира.В коротком материале нельзя познакомить всё. Что я провожу и показать все особенности  организации  учебно – воспитательного процесса.  Главное, что я стремлюсь дать детям хорошее образование и вырастить их психически, физически и нравственно здоровыми людьми, достойными гражданами и патриотами нашей Родины – России.