КЧГУ

 

ФГОС рассматривают решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей не только в рамках непосредственной образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов [1].

Одним из таких режимных моментов являются прогулки. Организация совместной деятельности с детьми на прогулке позволяет решать максимальное количество задач различных образовательных областей. Одной из приоритетных задач, решаемых во время прогулок, является формирование основ поисково-исследовательской деятельности детей.

Природа наделила человека таким качеством как любознательность: стремление узнавать новое, ставить вопросы и искать на них ответы. Поэтому мы можем говорить о том, что ребенок от природы исследователь: он хочет все трогать, пробовать, экспериментировать. По мнению академика Н.Н. Подъякова в деятельности экспериментирования ребенок выступает как своеобразный  исследователь, самостоятельно воздействующий различными способами на окружающие его предметы и явления с целью более полного их познания и освоения [2].

Поддерживать стремление ребёнка к экспериментированию, создавать условия для исследовательской деятельности – задачи, которые ставит перед собой детский сад.

Методические рекомендации по проведению экспериментирования даны в работах Н.Н. Поддьякова, Ф.А. Сохина, С.Н. Николаевой. Они предлагают организовать работу таким образом, чтобы можно было повторять опыт, показанный взрослым, наблюдать, отвечать на вопросы, используя результат опытов.  Поисково-исследовательская деятельность детей организуется созданием проблемных ситуаций. Каждая новая задача, вновь созданная проблема находит свое разрешение в ходе проведения опыта, представляет собой переход в знание.

В дошкольном возрасте ребенок начинает руководствоваться в своем поведении нравственными нормами. У него формируются моральные представления и оценки. В среднем дошкольном возрасте ребенок активно переживает события, поступки, о которых, слышал, которые наблюдал. Проявляются сочувствие, заботливость. В формировании нравственных качеств личности ребенка большую роль играет ориентация его на взрослого. В образе взрослого ребенок в первую очередь выделяет занятость общественно полезным делом.

Исследовательская поисковая активность – естественное состояние ребенка. Следствием этого является исследовательское поведение ребенка, которое создает условия для саморазвития. Возрастные особенности детей указывают на преобладание наглядно-образного и наглядно-действенного мышления. И самый главный, ведущий метод познания мира для детей – экспериментирование.

Поддьяков Н.Н., занимавшийся исследованием детского экспериментирования, отмечает: «Детское экспериментирование – особая форма исследовательской деятельности, в которой наиболее ярко выражены процессы возникновения и развития новых мотивов личности, лежащих в основе саморазвития» [2].

Для того, чтобы экспериментирование стало ведущим видом деятельности, оно должно возникать по инициативе самого ребенка.
Следует отметить, что в возрасте 3-х лет дети еще не могут оперировать знаниями в вербальной форме, без опоры на наглядность, поэтому они в подавляющем большинстве случаев не понимают объяснений взрослого и стремятся установить все связи самостоятельно.

После 5 лет начинается этап, когда детская деятельность расходится по двум направлениям: одно направление – превращается в игру, второе – в осознанное экспериментирование [3].

Поэтому планируя работу по организации экспериментальной деятельности детей средней группы, мы должны учитывать наличие двух типов поисковой деятельности детей – самостоятельное экспериментирование, где инициатором выступает ребенок и специально организованные педагогом опыты.

Дошкольники с огромным интересом смотрят на окружающий мир, но видят не всё, иногда даже не замечают главного. А если рядом воспитатель, который удивляется вместе с ними, учит не только смотреть, но и видеть, дети захотят узнать ещё больше. Прогулки с детьми будут радостными, интересными, познавательными, будут достигнуты поставленные цели при условии, если воспитатель на наглядном материале сумеет дополнить и обогатить знание детей.

На прогулке появляется возможность расширить сферу экспериментальной деятельности детей. Тематика опытов, прежде всего, может быть связана с сезонными явлениями, с явлениями в природе, с насекомыми и т.д. [4].

Приведем примеры, какими могут быть темы для формирования основ поисково-исследовательской деятельности детей средней группы.

Исследование свойств воды: вода жидкая, прозрачная, без запаха, она льётся, пропитывает предметы, (испаряется на солнце и от ветра).

– ” Тонет – не тонет”

– ” Где можно найти воду? ”

– ” Какой формы вода? ”

Определить опытным путем скорость высыхания воды на лужах в тени и на солнце.

Опыты с Солнцем:

«Солнце стало греть больше»: на скамейку на солнышко положить лист влажной бумаги. В конце прогулки дети обнаружат, что он сухой. Почему это произошло? Кто его высушил? (солнце.) Где быстрей высохнет? Закрепить знания о тени. Можно разорвать лист пополам. Одну половину поместить на солнышко, другую в тень. Дети наблюдают, делают выводы.

Дотрагиваясь до металлических предметов, определить, где солнце греет сильнее. Ответить, какие предметы быстрее нагреваются: темные или светлые? С помощью чего можно долгое время смотреть на солнце? (Темных стекол.)

  • ” Как появляются солнечные зайчики? “
  • ” Как появляется тень? “
  • «Солнце высушивает предметы и песок»

Опыты с песком:

Наблюдение за песком: сухим и влажным; эксперимент

Эксперименты и наблюдения во время дождя:

  • дождь смывает грязь и песок с предметов.(под дождь положить несколько формочек, мяч, лопату и наблюдать, как песок и грязь стекают вместе с водой.

«Музыка дождя»

  • Дети кладут под дождь дном кверху: аллюминивую кастрюльку, пластмассовую, лист бумаги и слушают, как стучат капли по различной поверхности.

Камни. Рассмотреть камень через лупу. Что видно? (Трещины, узоры, кристаллики.)

Вес «Легкий – тяжелый»

Учить детей сравнивать по тяжести разнообразные материалы, воспитывать интерес к познанию окружающей действительности с помощью постановки проблемных вопросов

Предложить детям наполнить ведерки одинакового объема песком, камнями, и сравнить, с чем ведерки легче, а с чем тяжелее.

В ходе исследования данной проблемы нами были разработаны следующие методические рекомендации:

  1. Воспитывать интерес к познанию окружающей действительности с помощью постановки проблемных вопросов. До выхода на прогулку может быть поставлена какая-то проблема, которая требует разрешения путем наблюдения. (Воспитатель говорит: «Вот сейчас пойдем на прогулку и посмотрим, что же произошло с почками на деревьях. Сравним, что было на той неделе»).
  2. При организации наблюдений важно правильно выбрать объект, например, сухой песок, мокрый песок в тени (почему?); дерево с распустившимися почками и дерево с почками, которые еще не раскрыты.
  3. Продумать, что надо взять с собой на прогулку. Например, чтобы выяснить, как получается ветер, надо взять веер или лист бумаги, сложенный гармошкой; или же вместо лупы, чтобы разглядывать лапки жучков, банку с водой.
  4. Случайные наблюдения и эксперименты – не требуют специальной подготовки, они проводятся экспронтом в той ситуации, которая сложилась на данный момент, когда дети или воспитатель увидели что-то интересное в природе, на участке.
  5. Плановые наблюдения и эксперименты начинаются с определения задач, выбором объекта, и т.д.
  6. Эксперимент как ответ на детские вопросы (например, сможет ли кораблик развернуться в узком ручейке?)
  7. Применять адекватные способы вовлечения детей в работу, соблюдение правил безопасности, способ введения ребенка в целостный педагогический процесс.
  8. Очень ответственным является конечный этап экспериментирования – анализ результатов и формулирование выводов.

 

 

Список использованной литературы:

  1. Федеральный государственный стандарт дошкольного образования: текст документа. Зарегистрировано в Минюсте РФ 14 ноября 2013 г. Регистрационный № 30384.
  2. Поддьяков Н. Н. Мышление дошкольника. М., 1977.
  3. Иванова А.И. Детское экспериментирование как метод обучения./ Управление ДОУ, N 4, 2004, с. 84 – 92
  4. Организация экспериментальной деятельности дошкольников. / Под ред.Л.Н. Прохоровой М., 2004
  5. Соловьева Е. Как организовать поисковую деятельность детей. / Дошкольное воспитание. № 1, 2005
  6. Материалы Интернет-сайтов.

 

 

Научный руководитель: доц. Батчаева П.А-Ю.

Login