КЧГУ
ФГОС рассматривают решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей не только в рамках непосредственной образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов [1].
Одним из таких режимных моментов являются прогулки. Организация совместной деятельности с детьми на прогулке позволяет решать максимальное количество задач различных образовательных областей. Одной из приоритетных задач, решаемых во время прогулок, является формирование основ поисково-исследовательской деятельности детей.
Природа наделила человека таким качеством как любознательность: стремление узнавать новое, ставить вопросы и искать на них ответы. Поэтому мы можем говорить о том, что ребенок от природы исследователь: он хочет все трогать, пробовать, экспериментировать. По мнению академика Н.Н. Подъякова в деятельности экспериментирования ребенок выступает как своеобразный исследователь, самостоятельно воздействующий различными способами на окружающие его предметы и явления с целью более полного их познания и освоения [2].
Поддерживать стремление ребёнка к экспериментированию, создавать условия для исследовательской деятельности – задачи, которые ставит перед собой детский сад.
Методические рекомендации по проведению экспериментирования даны в работах Н.Н. Поддьякова, Ф.А. Сохина, С.Н. Николаевой. Они предлагают организовать работу таким образом, чтобы можно было повторять опыт, показанный взрослым, наблюдать, отвечать на вопросы, используя результат опытов. Поисково-исследовательская деятельность детей организуется созданием проблемных ситуаций. Каждая новая задача, вновь созданная проблема находит свое разрешение в ходе проведения опыта, представляет собой переход в знание.
В дошкольном возрасте ребенок начинает руководствоваться в своем поведении нравственными нормами. У него формируются моральные представления и оценки. В среднем дошкольном возрасте ребенок активно переживает события, поступки, о которых, слышал, которые наблюдал. Проявляются сочувствие, заботливость. В формировании нравственных качеств личности ребенка большую роль играет ориентация его на взрослого. В образе взрослого ребенок в первую очередь выделяет занятость общественно полезным делом.
Исследовательская поисковая активность – естественное состояние ребенка. Следствием этого является исследовательское поведение ребенка, которое создает условия для саморазвития. Возрастные особенности детей указывают на преобладание наглядно-образного и наглядно-действенного мышления. И самый главный, ведущий метод познания мира для детей – экспериментирование.
Поддьяков Н.Н., занимавшийся исследованием детского экспериментирования, отмечает: «Детское экспериментирование – особая форма исследовательской деятельности, в которой наиболее ярко выражены процессы возникновения и развития новых мотивов личности, лежащих в основе саморазвития» [2].
Для того, чтобы экспериментирование стало ведущим видом деятельности, оно должно возникать по инициативе самого ребенка.
Следует отметить, что в возрасте 3-х лет дети еще не могут оперировать знаниями в вербальной форме, без опоры на наглядность, поэтому они в подавляющем большинстве случаев не понимают объяснений взрослого и стремятся установить все связи самостоятельно.
После 5 лет начинается этап, когда детская деятельность расходится по двум направлениям: одно направление – превращается в игру, второе – в осознанное экспериментирование [3].
Поэтому планируя работу по организации экспериментальной деятельности детей средней группы, мы должны учитывать наличие двух типов поисковой деятельности детей – самостоятельное экспериментирование, где инициатором выступает ребенок и специально организованные педагогом опыты.
Дошкольники с огромным интересом смотрят на окружающий мир, но видят не всё, иногда даже не замечают главного. А если рядом воспитатель, который удивляется вместе с ними, учит не только смотреть, но и видеть, дети захотят узнать ещё больше. Прогулки с детьми будут радостными, интересными, познавательными, будут достигнуты поставленные цели при условии, если воспитатель на наглядном материале сумеет дополнить и обогатить знание детей.
На прогулке появляется возможность расширить сферу экспериментальной деятельности детей. Тематика опытов, прежде всего, может быть связана с сезонными явлениями, с явлениями в природе, с насекомыми и т.д. [4].
Приведем примеры, какими могут быть темы для формирования основ поисково-исследовательской деятельности детей средней группы.
Исследование свойств воды: вода жидкая, прозрачная, без запаха, она льётся, пропитывает предметы, (испаряется на солнце и от ветра).
– ” Тонет – не тонет”
– ” Где можно найти воду? ”
– ” Какой формы вода? ”
Определить опытным путем скорость высыхания воды на лужах в тени и на солнце.
Опыты с Солнцем:
«Солнце стало греть больше»: на скамейку на солнышко положить лист влажной бумаги. В конце прогулки дети обнаружат, что он сухой. Почему это произошло? Кто его высушил? (солнце.) Где быстрей высохнет? Закрепить знания о тени. Можно разорвать лист пополам. Одну половину поместить на солнышко, другую в тень. Дети наблюдают, делают выводы.
Дотрагиваясь до металлических предметов, определить, где солнце греет сильнее. Ответить, какие предметы быстрее нагреваются: темные или светлые? С помощью чего можно долгое время смотреть на солнце? (Темных стекол.)
- ” Как появляются солнечные зайчики? “
- ” Как появляется тень? “
- «Солнце высушивает предметы и песок»
Опыты с песком:
Наблюдение за песком: сухим и влажным; эксперимент
Эксперименты и наблюдения во время дождя:
- дождь смывает грязь и песок с предметов.(под дождь положить несколько формочек, мяч, лопату и наблюдать, как песок и грязь стекают вместе с водой.
«Музыка дождя»
- Дети кладут под дождь дном кверху: аллюминивую кастрюльку, пластмассовую, лист бумаги и слушают, как стучат капли по различной поверхности.
Камни. Рассмотреть камень через лупу. Что видно? (Трещины, узоры, кристаллики.)
Вес «Легкий – тяжелый»
Учить детей сравнивать по тяжести разнообразные материалы, воспитывать интерес к познанию окружающей действительности с помощью постановки проблемных вопросов
Предложить детям наполнить ведерки одинакового объема песком, камнями, и сравнить, с чем ведерки легче, а с чем тяжелее.
В ходе исследования данной проблемы нами были разработаны следующие методические рекомендации:
- Воспитывать интерес к познанию окружающей действительности с помощью постановки проблемных вопросов. До выхода на прогулку может быть поставлена какая-то проблема, которая требует разрешения путем наблюдения. (Воспитатель говорит: «Вот сейчас пойдем на прогулку и посмотрим, что же произошло с почками на деревьях. Сравним, что было на той неделе»).
- При организации наблюдений важно правильно выбрать объект, например, сухой песок, мокрый песок в тени (почему?); дерево с распустившимися почками и дерево с почками, которые еще не раскрыты.
- Продумать, что надо взять с собой на прогулку. Например, чтобы выяснить, как получается ветер, надо взять веер или лист бумаги, сложенный гармошкой; или же вместо лупы, чтобы разглядывать лапки жучков, банку с водой.
- Случайные наблюдения и эксперименты – не требуют специальной подготовки, они проводятся экспронтом в той ситуации, которая сложилась на данный момент, когда дети или воспитатель увидели что-то интересное в природе, на участке.
- Плановые наблюдения и эксперименты начинаются с определения задач, выбором объекта, и т.д.
- Эксперимент как ответ на детские вопросы (например, сможет ли кораблик развернуться в узком ручейке?)
- Применять адекватные способы вовлечения детей в работу, соблюдение правил безопасности, способ введения ребенка в целостный педагогический процесс.
- Очень ответственным является конечный этап экспериментирования – анализ результатов и формулирование выводов.
Список использованной литературы:
- Федеральный государственный стандарт дошкольного образования: текст документа. Зарегистрировано в Минюсте РФ 14 ноября 2013 г. Регистрационный № 30384.
- Поддьяков Н. Н. Мышление дошкольника. М., 1977.
- Иванова А.И. Детское экспериментирование как метод обучения./ Управление ДОУ, N 4, 2004, с. 84 – 92
- Организация экспериментальной деятельности дошкольников. / Под ред.Л.Н. Прохоровой М., 2004
- Соловьева Е. Как организовать поисковую деятельность детей. / Дошкольное воспитание. № 1, 2005
- Материалы Интернет-сайтов.
Научный руководитель: доц. Батчаева П.А-Ю.
Свежие комментарии