ФГБОУ ВО Карачаево-Черкесский государственный университет им.У.Д.Алиева

 

Этика – наука о поведении.

Термин «деонтология» был введён в научный оборот в начале 19 века для обозначения науки о профессиональном поведении человека. Понятие «деонтология» в равной мере относится к любой к любой профессиональной деятельности: педагогической, медицинской и др.

Педагогическая деонтология разрабатывает правила и нормы поведения педагога в сфере его профессиональной деятельности.

Нормативное профессиональное поведение – это система действий и поступков, соответствующих формализованным (установленным государством законодательно, либо внутренними правилами учреждений) и неформализованным нормам (тем, которые передаются в форме традиций, обычаев, стереотипов массового сознания).

Так как педагогическая профессия в основе своей содержит взаимодействие субъектов образовательного процесса, а работа с детьми связана с преодолением сложных противоречий, – возникает необходимость профессиональной морали.

Профессиональная мораль – это единство нравственного сознания, нравственного поведения и нравственных отношений в сфере педагогического труда.

Моральные нормы представляют собой некий желательный стандарт. Таких норм достаточно много; приведём тот минимум, который есть в большинстве подходов :

-знание и добросовестное исполнение своих профессиональных обязанностей,

-профессиональная увлечённость и творчество,

-профессиональное мастерство и самосовершенствование,

-забота о благе своих учеников,

– забота о физическом развитии учащихся,

-забота о нравственном развитии учащихся,

-забота о духовном развитии учащихся,

-забота о гражданском становлении и творческом самоопределении учащихся.

Особенности, принципы, содержание профессиональной педагогической морали изучает профессиональная педагогическая этика.

Педагогическая этика есть совокупность нравственных норм поведения педагога, а также определённых правил взаимоотношений и взаимодействия педагога с учащимися, коллегами, родителями.

Гуманистическая педагогика во все времена в качестве исходной этической нормы называла любовь к детям.

Спектр этических качеств, которые проявляются в общении педагога с воспитанниками, широк и многообразен. Специальные исследования показывают, что, например, подростки и старшие школьники больше всего ценят в учителях: тактичность, доброту, справедливость, понимание детских проблем, желание оказать помощь в освоении учебного материала, общительность, добросовестность, трудолюбие, сдержанность, веру в познавательные способности ученика, терпение, требовательность

Но главное, чем дорожит воспитанник,- это душевная щедрость, искренность и сердечность отношений.

Педагогическая этика каждого конкретного педагога зависит от общей культуры педагога, культуры его общения, нравственной зрелости и воспитанности педагога, правильного понимания своего места в профессии и в УВП, а также своей ответственности перед учащимися, коллегами, родителями, обществом, от личностных качеств (чувства собственного достоинства, порядочности, уважения к другим и т.д.).

Центральное место в педагогической этике занимает педагогический такт.

Педагогический такт  (буквально «прикосновение»)- это мера педагогически целесообразного воздействия учителя на учащихся, умение устанавливать продуктивный стиль общения.

К.Д.Ушинский писал: «В школе должна царствовать серьезность, допускающая шутку, но не превращающая все дело в шутку; ласковость без приторности; справедливость без придирчивости; доброта без слабости; порядок без педантизма, и, главное,- постоянная разумная деятельность».

Тактичный человек во взаимоотношениях с другими людьми внимателен, осторожен. Он старается вести себя в коллективе так, чтобы ни неосторожным словом, ни легкомысленным поведением никому не испортить настроение, тем более не обидеть, не унизить.

Нетактичный учитель как бы специально подбирает неуместные шутки, грубые намеки, оскорбительные слова,- и портит настроение своим воспитанникам. Ученики не любят таких учителей.

Тактичного человека характеризуют такие черты, как вежливость, умение понять другого человека, приветливость, смекалка, сообразительность, уважение чужого мнения, выдержка, уравновешенность, чувство юмора.

Именно эти черты необходимо развивать в себе педагогу. И к ученикам нужно обращаться так же вежливо и с таким же уважением, как и ко взрослым, только еще более внимательно и бережно.

Педагогический такт проявляется и востребован буквально на каждом шагу, во всех формах взаимодействия педагога и учащихся.

Возьмём урок.

Возьмём урок.

Одна из причин конфликтов учителя с учениками – бестактность учителя, проявляющаяся в грубых замечаниях педагога относительно внешнего вида, ума, способностей ( «Что ты ёрзаешь, как на гвоздях?», «Размалёвана как кукла»..). Разгневанный учитель вспоминает в классе, где и с кем на улице видел ученика и ученицу, как они были одеты… Отпускает нелестные слова в адрес родителей («Яблоко от яблони…»)… С этого начинается отчуждение, конфликт.

Такт необходим на всех этапах урока. К примеру,  во время проверки и оценки знаний учащихся такт проявляется в умении слушать ответ ученика: быть заинтересованно внимательным к ответу, проявлять выдержку. Недопустимо одёргивать, иронизировать, комментировать. Известны случаи, что заикающиеся дети перестают заикаться на уроках педагога-мастера, и – цепенеют у бестактного учителя.

Важен также момент выставления оценки. И важна не просто мотивировка оценки, но мотивировка с положительной направленностью («Было бы верно, если бы было бы вот это указано…», «Ещё внимательно разберёшься- и следующий ответ будет хорошим»…).

Часто в педагогическом общении педагог бывает вынужден прибегать к этической защите. Назначение этической защиты заключается в том, чтобы отстоять свое достоинство от посягательств на него. Для педагога такие умения важны чрезвычайно, поскольку дети, в силу своих возрастных особенностей, порой причиняют боль человеку, даже не подозревая об этом, а лишь копируя чьи-то фразы, чье-то поведение.

При нарушении этики взаимоотношений каждый раз возникает парадоксальная ситуация: тот, кто ни в чем не виноват, – страдает, а обидчик, как правило, находится в более выигрышном положении. Этическая защита исправляет эту несправедливость, открывая возможность не только защиты как таковой, но и коррекции поведения партнера, и углубления взаимоотношений с ним. С позиции функционально-операционного подхода перечисленные возможности представляют собой функции, реализуемые педагогом в ответ на недостойное слово или действие ученика. Но рассмотрим все по порядку.

Первая функция — сохранение собственного достоинства в момент грубости, звучащей в наш адрес.

С помощью этой функции педагог выставляет заслон оскорблению, не слышит, не принимает его, подчеркнуто показывает ребенку невозможность такого обращения к себе и к человеку вообще. Операционно это может иметь следующий вид:

Операция «вопрос на воспроизведение» ставит обидчика в положение, когда, ссылаясь на то, что недослышали или были чем-то увлечены, его любезно просят повторить еще раз фразу, с которой он обращается, и тем самым нарушают логику его действий и подталкивают к поиску иных, более культурных форм обращения и поведения. Выглядит это так: «простите, я не расслышал…» и т.п. Здесь важно, чтобы не было никакой иронии, подтекста. В случае повторной грубости парадигма сохраняется, но интонационно высказывается уже более жестко, выражая подтекстом, что подобного обращения к себе человек не услышит никогда.

«Наивное удивление» тоже помогает сохранить достоинство, не допустить грубости в свой адрес. Пострадавший как бы недоумевает относительно формы обращения, содержания фразы, ее эмоциональной окраски: «Разве так бывает?», «Это вы мне?», «Разве так можно?». Большое значение для реализации этой операции имеет пластико-мимическое выражение. Оно должно соответствовать произносимой реплике и говорить о невозможности подобного характера общения между людьми, возможно, даже о сожалении и разочаровании в человеке, который проявляет себя таким образом.

Вторая функция — корректировка поведения партнера — осуществляется как продолжение и развитие первой функции. С нее нельзя начинать, это может вызвать агрессию и еще большой поток оскорблений. Особенно важна эта функция для педагога, взаимодействующего с ребенком, которому необходимо предложить иной способ поведения и общения. В этих целях могут быть использованы следующие операции.

«Ссылка на свои слабости» позволяющая инструментировать внешнее принятие вины на себя, что заставляет партнера менять свою точку зрения и вслед за оскорблением извиняться или говорить комплимент. Парадигма такой операции строится примерно так: «Я, наверное…», «Я, наверное, выгляжу усталой, и вы беспокоитесь о моем здоровье? Спасибо, что вы столь чутки ко мне. Но, может быть, женщине не следует говорить о ее внешности?» или «Я сегодня очень спешила и видимо что-то не сделала в своем макияже и я вас разочаровала?…».

«Окультированное воспроизведение» — это произнесенные фразы, повторяющей смысл, но оформленной культурно. Эта операция дает конкретный наглядный образец обращения в контексте возникшей ситуации. В качестве парадигмы здесь используется фраза «Если я вас правильно понял…». Например. Ученик выкрикивает: «Помедленнее!». Педагог отвечает: «Если я вас правильно понял, уважаемый Сергей, то вы хотели сказать: «Уважаемая Мария Ивановна, не могли бы вы еще раз повторить это предложение, а то я никак не успеваю?! » Разве я могу отказать вам в этой просьбе?»

Реализация третьей функции – «сохранение достоинства партнера» – развивает и углубляет взаимоотношение с ним, предоставляет ему возможность проявить себя иначе, на более высоком культурном уровне, реабилитироваться. Не сохранив достоинства партнера, перейдя на нравоучение или ответное оскорбление, учитель теряет собственное достоинство и провоцирует ребенка на дальнейшую грубость. Назовем и для этой функции две операции.

«Постановка мотива», осуществляемая путем оглашения доброго, вероятно, намерения ребенка, которое внешне приобрело иную форму. Фраза строится как утверждение позитивной направленности, с которой трудно не согласиться: «Ты, (вы) наверное, хотел…». Например, мальчик увидел у учительницы большой перстень и воскликнул: «Вот это да!» на что учитель среагировала: «Ты, наверное, хотел сделать мне комплимент и обратить внимание всех ребят на мой перстень? Я тронута вниманием, спасибо»

«Оправдание поведения» выглядит как расценивание поступка ребенка в доброжелательном смысле. Для этого используется следующие речевые формулы: «Конечно, всякий..», «На твоем месте я (мы) бы, наверное…»

Кроме перечисленных операций, для этической защиты могут быть использованы и более жесткие формы, применение которых требует больших психических затрат и одной, и другой стороной. Не использовав возможности легких и изящных операций этической защиты, педагог не имеет морального и профессионального пава переходить к ним.

 «Великодушное прощение», или «царский подарок», выглядит как позволение подобного обращения с собой, но на самом деле жестко пресекает такую практику: «Если уж тебе так хочется…» с одной стороны, фраза содержит в себе разрешение, а с другой — ее подтекст категорически накладывает табу, обозначая перспективу развития отношений.

Перечисленные операции не исчерпывают всего многообразия способов этической защиты. Какие-то из них носят индивидуальный характер, какие-то более общий. Внимательное отношение к жизни, литературе, кино позволит педагогу обнаружить бесконечное множество этических форм защиты своего достоинства.

         Список использованных источников:

  1. Левитан К.М. Основы педагогической деонтологии.-М.:1994.
  2. Введение в педагогическую деятельность. /Роботова А.С. и др./.- М.:2000.
  3. Шевченко Л.Л. Практическая педагогическая этика.-М.:1997.
  4. Основы педагогического мастерства./Под ред. Зязюна И.А.- М.:1989.
  5. Аникеева Н.П. Учителю о психологическом климате в коллективе.-М.:1983.
  6. Синица И.Е. Педагогический такт и мастерство учителя.- М.:1983.
  7. Чернокозова В.Н., Чернокозов И.И. Этика учителя.-Киев,1973.

©Батчаева З. Д., 2018г.