Карачаево-Черкесский государственный университет имени У.Д. Алиева, Карачаевск, Россия

Идея математической грамотности имеет большое значение в формировании качественного математического образования.

Математическая грамотность является необходимым элементом культуры, социальной, личностной и профессиональной компетентности. Для деятельности различных групп профессионалов, в том числе: специалистов по приложениям математики, педагогов-математиков, профессионалов в области ИКТ, важны все виды и уровни математической компетентности, как и всеобщая математическая грамотность. Наконец, поддержание этой компетентности, как и развитие математического образования, требуют деятельности математических лидеров, включенных в создание ключевых элементов современной мировой математики. Таким образом, общенациональная математическая компетентность складывается из взаимосвязанных и равно важных элементов. (См. Приложение «Математическая компетентность отдельных категорий граждан России» к [2]).

Математическое образование должно фактически явиться предметом государственной программы (возможно, интегрированной в другие программы). Любое стратегическое направление развития страны требует высокого уровня математического основания и сопровождения.

Изучение математики отличается от изучения других предметов, прежде всего тем, что в нем особую роль играет логическое мышление, так как содержание всякого раздела математики состоит из цепочки понятий, связанных между собой логическими отношениями. Использование математических понятий требует не только владения ими, но и достаточно богатого воображения и развитой на основе знаний интуиции.

Особенности математического образования объясняются самой сущностью математики. В отличие от дисциплин, имеющих дело с реальными объектами, математика представляет собой абстрактную науку, изучающую определенного рода логические структуры, состоящие из определенных понятий и логически обоснованных утверждений. Абстрактность математики порождает ее универсальность. Математика дает возможность с помощью математических моделей описывать самые разнообразные реальные процессы и предсказывать результаты, к которым они приводят. При этом нередко оказывается, что одна и та же математическая модель может описывать совершенно различные реальные объекты. Простейший пример – формула, которая может трактоваться и как гравитационный закон Ньютона, описывающий притяжение тел, и как закон Кулона о взаимодействии электрических зарядов. Благодаря всему этому математика является мощным инструментом для изучения и познания окружающего нас мира. Недаром ее называют “царицей наук” [9].

В последние годы отечественная система образования сдает свои позиции в области математики и естествознания, что грозит усугублению духовного застоя в обществе, социальными проблемами и продолжительным экономическим кризисом.

В связи с этим образование на современном этапе направлено на повышение качества математического образования, включающего учебные результаты, социализацию выпускников, развитие гражданского самосознания.

Какие же рекомендации к изучению математики предлагаются новыми стандартами?

Для того, чтобы процесс изучения математики на всех этапах обучения проходил осознанно, необходимо, когда это возможно [4]:

  • осуществлять введение новых понятий на основе системно-деятельностного подхода;
  • в каждой изучаемой теме выделять базис в пространстве задач этой темы;
  • переходить к абстрактному от конкретного, прибегая к фактическому или воображаемому эксперименту, чтобы подготовить развитие теории примерами из реальной жизни;
  • отрабатывать навыки только тогда, когда приемы и правила, которые используются, поняты учащимися;
  • сводить к минимуму количество фактов, необходимых для запоминания, ограничиваясь фундаментальными, часто используемыми результатами;
  • по возможности избегать неподготовленных переходов к изучению новых тем при наличии пробелов в ранее изученных;
  • создавать проблемные ситуации, побуждая учащихся к самостоятельному открытию математических результатов;
  • создавать условия для творческой исследовательской работы учащихся как обязательного элемента учебного процесса;
  • в рамках профильной дифференциации использовать уровневую дифференциацию;
  • изучать затруднения учащихся, используя ошибку в качестве средства обучения;
  • превращать контрольно-диагностическую процедуру в обучающую, осуществлять разработку обучающих тестов;
  • применять математическое моделирование при изучении смежных дисциплин.

Литература

  1. Зотов Ю. Б. Организация современного урока. – М.: Просвещение,

1984.

  1. Концепции развития математического образования в Российской Федерации, утв. распоряжением Правительства РФ от 24 декабря 2013 г. № 2506-р. [Электронный ресурс] //http: peducation-26.rn>…
  2. Лаврентьев В.В. Требования к уроку как к основной форме организации учебного процесса в условиях личностно ориентированного обучения: методические рекомендации //Управление современной школой. Завуч. – 2005. – № 1. – С. 83 – 88.
  3. Манвелов С. Г.Конструирование современного урока математики. – М.: Просвещение, 2002.
  4. Материалы всероссийской конференции “Повышение качества школьного математического образования и совершенствование методик его оценки в аспекте реализации Концепции математического образования в РФ” 27-28 ноября 2014 г.
  5. Махмутов М. И. Современный урок. – М.:Педагогика, 2005.
  6. Рыбников К.А. История математики.-М.: МГУ, 1994.-496с.
  7. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования [Текст] / М-во образования и науки Рос. Федерации. – М.: Просвещение, 2011 – (Стандарты второго поколения).
  8. Шарыгин И.Ф. О математическом образовании в России [Электронный ресурс] //http: ruСтатьяхindex.php…

Login