Карачаево-Черкесский государственный университет имени У.Д. Алиева, Карачаевск, Россия

 

Одним из ключевых приоритетов ЮНЕСКО в области образования является оказание помощи государствам членам ЮНЕСКО в разработке стратегии и реализации политики информатизации образования, модернизации национальных систем образования на основе введения инновационных моделей управления образовательными учреждениями. ЮНЕСКО работает над тем, чтобы организация учебного процесса была с использованием механизмов соединения информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) и педагогики. Разрабатывает стратегию решения проблем повышения качества образования через внедрение современных ИКТ в повседневную учебную практику, создает устойчивые системы подготовки и профессионального развития педагогических работников, обеспечивающих формирование нового поколения педагогов, соответствующих требованиям общества знаний. [1,стр.18]

Информатизация образования на сегодняшний день рассматривается как часть процесса информатизации общества, как “процесс обеспечения сферы образования методологий, технологий и практикой разработки и оптимального использования современных информационных технологий, ориентированных на реализацию психолого-педагогических целей обучения и воспитания”. [13, стр.2-6]

Эволюция информационного общества ведет к существенным изменениям в сфере производства и социальной сфере. Говоря об информационном обществе, имеется в виду не только появление оцифрованной информации и электронных сетей.

Изменение информационного общества следует понимать в более широком смысле, учитывая социальное значение таких понятий, как информация, коммуникация и знания. Понять результаты технологических изменений можно лишь через изучение социальных характеристик информационного общества. Быстрое развитие информационной среды в корне меняет структуру занятости и трудоустройства, способствует появлению новых профессий и рабочих мест. Информационное общество привлекает все больше людей – учащихся, производителей и потребителей. Люди надеются, что новые технологии приведут к здоровому образу жизни, растущему уровню знаний и более продуктивным методам обеспечения средств к существованию. [8, стр. 4]

Можно спрогнозировать и сказать, что будущие поколения столкнутся с необходимостью приспосабливаться к новой социальной среде, где информация и научное знание станут основными факторами, определяющими потенциал общества и перспективы его развития. Информационные технологии способствуют развитию у молодого поколения практических навыков и профессиональных качеств. Для этого нужно изменить образовательные программы с учетом регионально-значимых целей и необходимых молодому поколению практических навыков.

Одним из приоритетных направлений информатизации современного общества является информатизация образования – процесс обеспечения сферы образования методологией и практикой разработки и оптимального использования ИКТ с целью:

– совершенствования механизмов управления системой образования на основе использования автоматизированных банков данных;

– совершенствования методологии и стратегии отбора содержания, методов и организационных форм обучения, воспитания, соответствующих задачам развития личности обучаемого в современных условиях информатизации общества;

– создания методологических систем обучения, ориентированных на развитие интеллектуального потенциала обучаемого, на формирование умений самостоятельно приобретать знания, осуществлять информационно-учебную, экспериментально-исследовательскую деятельность;

– разработки компьютерных тестирующих и диагностирующих методик, обеспечивающих систематический, оперативный контроль и оценку уровня знаний обучаемых. [12, стр.270]

ИКТ с каждым днем все больше проникают в различные сферы образовательной деятельности. Это связано не только с повсеместной информатизацией общества и необходимостью соответствующей подготовки специалистов, но и с распространением в учебных заведениях современной компьютерной техники и программного обеспечения, принятием государственных и межгосударственных программ информатизации образования, появлением необходимого опыта информатизации у все большего количества педагогов.

Прежде чем стать ускорителем современного процесса обучения и преподавания, ИКТ прошли несколько стадий развития.

  1. Еще в 1970-х годах появились первые программы, с помощью которых компьютеры выполняли функции электронного учителя. Это была первая попытка разработать программу диалога между специалистом и новичком. Специалист должен был исправить и объяснить ошибки новичка.
  2. В начале 1980-х гг. появились экспертные системы. Основная сложность при разработке экспертных систем состояла в невозможности точно смоделировать образ мышления человека. По этой причине так называемое пятое поколение “думающих машин” не получило должного развития.
  3. Интеллектуальные обучающие системы, интеллектуальные системы моделирования и решения задач стали активно развиваться в начале 1990-х гг.
  4. В середине 1990-х гг. появились гипертекстовые, мультимедийные и гипермедийные средства. Основными носителями информации стали CD-ROM и DVD; начал активно развиваться Интернет.
  5. С 2000 г. стремительно развиваются системы интерактивного трехмерного моделирования. Технологии компьютерного моделирования и имитации в сочетании с ускоренной трехмерной визуализацией позволяют реалистично отображать на экране движение и создают эффект присутствия пользователя в виртуальной реальности. [11, стр. 95]

Общее направление этого развития состоит в том, что ИКТ, используя познавательную способность воображения, расширяют возможности восприятия информации посредством органов чувств.

Именно эмоциональный, чувственный, эстетический аспекты восприятия будут учитываться в будущем при разработке обучающих средств и программ. Например, уже сейчас для подготовки летчиков или хирургов применяется оборудование, позволяющее задействовать осязание и моторику учащихся, отработать наиболее важные профессиональные навыки.

Современные образовательные методики ориентированы на развитие личности обучаемого путем погружения в игровую среду с возможностью самостоятельного моделирования, экспериментирования, а также систематизации полученной информации и закрепления приобретенных знаний.

Новейшие технологии – уже не просто одно из средств проверки и закрепления полученных знаний. Теперь они открывают совершенно новые познавательные возможности и перспективы для самостоятельного обучения учащегося. Преподаватель стимулирует у учащихся интерес к предмету, поясняет материал с помощью аналогий и поддерживает стремление к новым знаниям. Видеоконференции в сочетании с системами виртуальной реальности позволяют учащемуся существовать в незнакомых пространствах. [8, стр.14]

Эти технологии создают предпосылки для небывалой в истории педагогики интенсификации образовательного процесса: незамедлительная обратная связь; компьютерная визуализация учебной информации; архивное хранение достаточно больших объемов информации с возможностью легкого доступа пользователя к центральному банку данных; автоматизация процессов вычислительной, информационно-поисковой деятельности, а также обработки результатов учебного эксперимента; автоматизация процессов управления учебной деятельности и контроля результатов управления. [12, стр.270]

В основе средств ИКТ, используемых в сфере образования, находится персональный компьютер, оснащенный набором периферийных устройств.

Персональный компьютер – это универсальное обучающее средство. Он с успехом может быть использован на самых различных по содержанию и организации учебных и внеклассных занятиях. Компьютер может способствовать активному включению учащегося в учебный прогресс, поддерживать интерес, помогать пониманию и запоминанию учебного материала. Кроме того, вся современная проекционная аппаратура является многофункциональной (мультимедийной). Мультимедиа означает возможность работы с информацией в различных видах, а не только в цифровом, как у обычных компьютеров. Прежде всего имеется в виду звуковая и видеоинформация. [9, стр.323]

Подводя итог, стоит сказать, что внедрение ИКТ в образовательный процесс способствует формированию информационной культуры личности и отражает социальные нужды современного этапа развития общества. На данном этапе развития образования преподаватель должен не только обладать знаниями в области ИКТ, но и быть специалистом по их применению в своей профессиональной деятельности.

2.2 Роль и оценка информационных и коммуникационных технологий в образовательном процессе

ИКТ обладают мощными инструментами для работы с текстовой, числовой и графической информацией, составляющей основу образовательной среды. Сочетание коммуникационных технологий и Интернета создают феноменальную по своим возможностям всемирную среду обучения. Но все же, несмотря на эти достоинства, стремление повысить качество образования путем внедрения инновационных преобразований пока остается нереализованным. Компьютерное оборудование в школах зачастую остается мечтой из-за цены, а большинство учреждений высшего образования, несмотря на внешнюю поддержу инноваций, всеми силами сопротивляется активному и широкому внедрению онлайн обучения так же рьяно, как и их студенты, напротив, в него стремительно погружаются. [8, стр.19]

В связи с этим необходимо выработать систематический подход к применению ИКТ, чтобы эффективность и качество учебного процесса повышалось на всех уровнях образования.

Для того, чтобы процесс информатизации был эффективным необходимо провести слияние ИКТ и педагогики. Оно в свою очередь позволит оправдать все ожидания современного общества, движущегося по пути к своей новой стадии развития – Глобальному обществу знаний. Поэтому образовательные учреждения сегодня должны, прежде всего, сосредоточиться на решении проблем подготовки, переподготовки и повышения квалификации учителей в области применения ИКТ и инновационных педагогических методов; разработке учебных планов, программ и учебно-методических материалов нового типа, соответствующих требованиям формирующегося Глобального общества знаний.[8, стр. 19]

Необходимо указать какое значение ИКТ вносит в образовательный процесс. ИКТ в образовании играет роль помощника, организующего выход на международный уровень. Несмотря на то, что крупные университеты являются международными учебными заведениями, государства несут ответственность за обучение с момента начала развития народного просвещения в XVIII и XIX веках. Государства считают, что образование является ключевым элементом в их культурном, экономическом и социальном развитии.

В последнее время общее восприятие того, что система образования является все более важным стратегическим фактором в экономическом развитии, способствует тесному взаимодействию между странами, поскольку они пытаются извлечь уроки из политических успехов и неудач друг друга.

Растущая интернационализация высшего образования привела ЮНЕСКО к изданию рекомендаций по проведению контроля качества в международном высшем образовании (ЮНЕСКО, 2005). [8, стр. 19]

Следует отметить, что ИКТ также играет важную роль как двигатель и координатор для учащихся. ИКТ являются движущей силой, поскольку педагоги понимают, что сочетание цифровых технологий дает больше возможностей для расширения горизонтов и улучшения качества обучения, преподавания и подготовки, чем все предыдущие образовательные технологии от школьной доски до телевидения.

На качество обучения и выполнение определенных заданий положительно влияет ИКТ. Дело в том, что есть такие профессии как дизайнер, архитектор, мультипликатор и т.д., они как никто другой нуждаются в новых технологиях, которые бы облегчали их ручной труд. Современные компьютерные программы и графические редакторы значительно облегчают работу, например, дизайнерам. Работа в таких редакторах значительно упрощает работу человеку, которому вместо громоздких чертежей нужно работать в программе за компьютером. В случае, если у специалиста произойдет ошибка на чистовике, он может ее устранить в программе, не переделывая всю работу заново. Примером такой программы может послужить Autodesk 3Ds Max. Она помогает современным дизайнерам создавать реалистичных персонажей, спецэффекты, захватывающие компьютерные игры, и даже фильмы. Функциональный набор инструментов позволит формировать объёмное окружение, управлять сложными сценами. Ещё одна программа, которая позволяет быстро и эффективно работать дизайнерам – Adobe Photoshop. Данная программа приспособлена к работе с книжными, газетными и журнальными иллюстрациями, фотоснимками, кадрами мультипликационной графики. Обширный спектр возможностей программы позволяет использовать ее широкому кругу творческих специалистов – художникам, фотохудожникам, полиграфистам, вообще всем, кто мыслит графическими образами, цветом, композицией.

Что касается школ и вузов, то на данный момент представить себе процесс обучения без компьютера практически невозможно.

Говоря о внедрении ИКТ в школах нужно привести пример двух известных программ, направленных на это. [1, стр.22]

Самой известной является программа “Один ноутбук на ребенка”. Его смысл заключался в том, что дети могли обучать друг друга посредством практической методики путем проб и ошибок на надежном дешевом образовательном инструменте самостоятельно. По прошествии десятилетия стало ясно, что проект потерпел неудачу. Причина ее заключается в том, что в проекте введения портативных компьютеров не был предусмотрен ни один из стратегических вопросов, которые были перечислены выше. Проект не имел четких целей, подлежащих оценке; в предоставленных компьютерах было очень мало образовательного материала; не было никакой попытки приспособить их к существующим образовательным системам с участием учителя; распределение и обслуживание машин в классе не предусматривалось. [1,стр. 23]

Сравнить эту программу можно с проектом “Размещение в стене” в Индии. Его разработчик С. Митра начинал с тех же предположений, что и разработчик первой программы, но работал в другом направлении. Митра разместил компьютерах на местных детских площадках, встраивая компьютер общего доступа в кирпичную стену обычной детской площадки рядом с трущобным кварталом в Дели. Результат был совершенно неожиданным для всех. Дети сравнительно хорошо усвоили принцип работы на компьютере в течение нескольких дней. Митра провел обширное исследование, и тот же механизм был использован в других странах. Исследователи сделали вывод, что дети могли учиться использовать компьютеры самостоятельно, без вмешательства взрослых. Возможно, основные выводы этого исследования заключаются в том, что процесс обучения происходит в группах.

Литература:

1.Ананьев.Б.Г. Человек как предмет познания / Б.Г. Ананьев. – СПб.: Питер, 2001. – 370с. – ISBN – 4-512-6529-4.

.Бакулина, Ю.С. Педагогические приложения современной психологии/ Ю.С. Бакулина // Педагогика. – 2007. – №8. – С.60-64.

.Бордовская, Н. Педагогика / Н. Бордовская. – СПб.: Питер, 2003.- 450с.- ISBN – 5-42365-74-65.

.Выготский, Л.С. Педагогическая психология / Л.С. Выготский. – М.: Просвещение, 1991. – 570с. – ISBN – 7-65123-41-8.

.Высшее и среднее профессиональное образование в Российской Федерации. – М., 2002. / НИИВО, Лаборатория статистики высшего образования.

.Давыдов, В.В. Теория развивающего обучения / В.В. Давыдов. – М.: БЕК, 1996. – 358с. – ISBN – 7-6213-58-62.

.Закон Российской Федерации «Об образовании» / Собрание Законодательства Российской Федерации, 1996 г. от 13. 01. 1996 г. № 12 – ФЗ.

.Зимняя, И.А. Педагогическая психология / И.А. Зимняя. – М.: Логос, 2001. – 420с. – ISBN – 2-4135-65-7.

.Зинченко, В.П. Психологические основы педагогики / В.П. Зинченко. – М.: Гардарики, 2002. – 400с. – ISBN – 1 – 3564-452-5.

.Коджаспирова Г.М. Педагогика / Г.М. Коджаспирова. – М.: Гардарики, 2004. – 420с. – ISBN.

.Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года. Приложение к приказу Минобразования России от 11.02.2002 N 393.

.Крутецкий В.А. Основы педагогической психологии / В.А.Крутецкий. – М.: Наука, 1982. – 620с. – ISBN – 5 – 3256-748-1.

.Педагогическая психология / Под ред. В.Г. Казанской. – СПб.: Питер, 2003. – 260с. – ISBN – 2-6541-85-4.

.Реан, А.А. Социальная педагогическая психология [Текст] / А.А. Реан. – СПб.: Питер, 1999. – 264с. – ISBN.

.Россия и страны мира / Статистический сборник – М., Госкомстат России. – 2002.

.Столяренко, Л.Д. Педагогическая психология/Л.Д. Столяренко. – М.: Наука, 2004. – 440с. – ISBN – 6-6128-456.

.Фельдштейн, Д.И. Проблемы возрастной и педагогической психологии / Д.И. Фельдштейн // Вопросы психологии. – 2005. – №6. – С.78 – 84.

Научный руководитель: к.п.н., доц. Эльканова Б.Д.

Login