Карачаево-Черкесский государственный университет имени У.Д. Алиева, Карачаевск, Россия

В свете внедрения ФГОС второго поколения перед учителем встает вопрос: что должно измениться в современном уроке, как изменится деятельность самого педагога по сравнению с традиционной системой преподавания?

Ещё в 30-х годах прошлого столетия в связи с восстановлением урока в качестве основной организационной формы учебной работы в школе, усилия методистов стали направляться на разработку требований к уроку математики, выявление особенностей построения отдельных его этапов, совершенствование методов и приемов обучения. Позже учителя математики начинают использовать достижения педагогической психологии (концепции программированного обучения, алгоритмизации обучения, проблемного обучения и др.). К концу данного периода назрели проблемы дифференциации и индивидуализации в обучении математике [7].

В методике преподавания математики проблемы дифференциации, личностной ориентации в обучении и развитии интенсивно стали исследоваться с середины 80-х годов 20 века (М. Б. Волович, А. Г. Мордкович, Г. И. Саранцев, Л. М. Фридман и др.). Расширились возможности реализации в практике обучения результатов данных исследований, равно как и совершенствование процесса обучения математике в целом, с предоставлением общеобразовательным учреждениям самостоятельности в выборе форм обучения в пределах, определенных Законом Российской Федерации «Об образовании». В этих условиях стал более востребованным и опыт работы учителей-новаторов А. А. Окунева, В. И. Рыжика, Р. Г. Хазанкина, Н. И. Зильберберга и др. В их работах освещались отдельные вопросы подготовки и проведения современного урока математики [1; 4; 6].

До 50-ых годов 20 века урок представляет феномен с достаточно жесткой структурой. В 50 – 60ые года происходит отрицание прежних представлений об уроке. Специалисты в области дидактики, педагогики, психологии, методики начинают исследовать «новый» урок, одновременно создавая теорию и практику современного урока.

Наиболее фундаментальное исследование урока было проведено М.И. Махмутовым в его монографии «Современный урок» [6]. Необходимо отметить, что труд М. И. Махмутова в первом издании (1981 г.) был удостоен премии им. Н. К. Крупской, второе издание, исправленное и дополненное, вышло в 1985году. На основе многолетних исследований и обобщения передового педагогического опыта автор предложил свою концепцию урока, отвечающего требованиям развивающего обучения. М.И.Махмутов разрабатывает само понятие «урок», описывая его основные элементы. Важно, что в книге основные элементы урока описываются в динамике, описывается их эволюция. При этом на страницах книги рассматриваются возможные подходы к тому или иному понятию, проблеме, происходит анализ ситуации, и лишь затем предлагается решение.

В 1997 г. завершается крупное исследование проблем современного урока математики С.Г.Манвеловым, результаты которого составили основу его докторской диссертации, а также вышедшей в 2002 году работы «Конструирование современного урока математики», которая может быть использована в настоящее время [4].

В практике обучения математике накоплен богатый опыт конструирования уроков, отраженный в психолого-педагогической и методической литературе. Повышение качества математического образования требует выделить основные направления совершенствования урока математики.

Урок был исследован достаточно основательно, глубоко. И все же, что такое современный урок? И каким он должен быть?

Современный урок математики характеризуется усилением функции управления процессом формирования новых знаний. Под управлением процессом формирования новых знаний понимается такой способ формирования новых знаний, при котором учитель вместо изложения учебного материала в готовом виде подводит учащихся к «переоткрытию» теорем, их доказательств, к самостоятельному формулированию определений, к составлению задач и т. д. В результате учащиеся включаются в активную, творческую, познавательную деятельность. В связи с этим на уроке математики часто используют активные методы формирования знаний: проблемного изложения, частично-поисковые (эвристические), исследовательские.

Урок – это не самоцель, это инструмент воспитания и развития личности. Современный урок – это урок, на котором учитель творчески использует все возможности для развития личности ученика, ее активного умственного роста, глубокого и осмысленного усвоения знаний, для формирования ее нравственных основ.

Урок математики обладает рядом специфических особенностей [3]:

  • Содержание урока математики не является автономным, оно всегда развивается на ранее изученном материале и подготавливает базу для изучения новых знаний.
  • В процессе овладения математическими знаниями в большей степени по сравнению с другими предметами уделяется внимание развитию логического мышления, умениям рассуждать, доказывать.
  • При обучении математике должны быть созданы условия, при которых каждый ученик мог усвоить на уроке главное в изученном материале, поскольку без базовой математической подготовки невозможно подготовить образованного современного человека.

Математика служит опорным предметом для изучения смежных дисциплин.

Теоретический материал осознается и усваивается преимущественно в процессе решения задач, значит, теория не отрывается от практики.

Обучение больше не заключается в том, что ученик получает от учителя некую информацию и осваивает ее. Сегодня ученик сам строит свое знание. Но для математиков так было всегда. Такое обучение встроено в наш предмет. Так что, по сути, ФГОС проецирует методы обучения математике на остальные предметы. ФГОС делает попытку выйти из ловушки «специализации», в которой оказалось наше математическое образование [8]. Чем лучше мы учим детей решать конкретные уравнения, чем больше даем им технических умений, тем труднее им решать задачи нестандартные и новые. Обучающиеся пасуют перед новым. Эту проблему можно решить, если формировать универсальные учебные действия. Если у ученика сформирована «стратегия поиска ошибок», он сможет разобраться в любой жизненной ситуации, он сможет критично оценить свои действия, самостоятельно расставить приоритеты и определить цели. В настоящее время все более актуальным в образовательном процессе становится использование в обучении приемов и методов, которые формируют умения самостоятельно добывать знания, собирать необходимую информацию, выдвигать гипотезы, делать выводы и умозаключения. Всему этому ученик может научиться на уроке.

Если урок математики современный, то он обязательно закладывает основания для качественного математического образования, необходимого каждому для его будущей успешной жизни в современном обществе.

Литература

  1. Зотов Ю. Б. Организация современного урока. – М.: Просвещение,

1984.

  1. Концепции развития математического образования в Российской Федерации, утв. распоряжением Правительства РФ от 24 декабря 2013 г. № 2506-р. [Электронный ресурс] //http: peducation-26.rn>…
  2. Лаврентьев В.В. Требования к уроку как к основной форме организации учебного процесса в условиях личностно ориентированного обучения: методические рекомендации //Управление современной школой. Завуч. – 2005. – № 1. – С. 83 – 88.
  3. Манвелов С. Г.Конструирование современного урока математики. – М.: Просвещение, 2002.
  4. Материалы всероссийской конференции “Повышение качества школьного математического образования и совершенствование методик его оценки в аспекте реализации Концепции математического образования в РФ” 27-28 ноября 2014 г.
  5. Махмутов М. И. Современный урок. – М.:Педагогика, 2005.
  6. Рыбников К.А. История математики.-М.: МГУ, 1994.-496с.
  7. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования [Текст] / М-во образования и науки Рос. Федерации. – М.: Просвещение, 2011 – (Стандарты второго поколения).
  8. Шарыгин И.Ф. О математическом образовании в России [Электронный ресурс] //http: ruСтатьяхindex.php…
Login