МАДОУ садик «Непоседы», г. Новый Уренгой

 

         Актуальность научных исследований, посвященных толерантности, представляется самоочевидной. Энергия злобы и ненависти ко всему непохожему, к людям, пользующимся другим языком, исповедующим другую религию и придерживающимся другой систему ценностей, долго накапливающаяся сегодня вырвалась наружу. Локальные войны и террористические акты, преследование национальных меньшинств и толпы беженцев – результаты действия разрушительной и испепеляющей силы, имя которой нетерпимость.

         В интересах международного сотрудничества существенно важно, чтобы отдельные люди, общины, нации признавали и уважали культуру, плюрализм человеческого сообщества. Толерантность является не только важным принципом, но и необходимым условием мира и социально- экономического развития всех народов.

         Человечество в целом уже породило внутри себя настоятельную потребность во взаимопонимании и терпимости различных народов друг к другу. Неслучайно 1995 год был объявлен ООН «Годом Толерантности», а каждый год 16 ноября – Международный день, посвященный толерантности.

Необходимо разработать простые и привлекательные принципы педагогики Толерантности, рассчитанные на все слои общества и возрастные группы. (Г.Д. Дмитриев, В.А. Тишков).

         Данное положение распространяется и на дошкольный возраст, которому принадлежит огромное значение в первичном складывании личности. В дошкольном и младшем школьном возрасте закладываются исходные моральные ценности, нормы поведения, происходит формирование представлений о значимости человеческого достоинства, понимание ценности своей личности и других людей, воспитывается уважение к ним, толерантность, чувство солидарности и стремление к сотрудничеству, умение ненасильственного разрешения конфликтных ситуаций. Благодаря пластичности нервной системы, открытости влиянию взрослого, ребенок в дошкольном возрасте интенсивно усваивает различные знания о мире, умения и навыки его познания, начинает активно усваивать ценности общества, знакомиться с социальными ролями.

         Сегодня толерантность предполагает проявление уважения к чести и достоинству каждого народа и каждого человека, поэтому педагогу ДОУ целесообразно убедить дошкольникам, что нет народа лучше или хуже других.

         В Декларации принципов толерантности, утвержденной на генеральной конференции ЮНЕСКО 16 ноября 1995 года, утверждается, что: «толерантность означает уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира, наших форм самовыражения и способов проявлений человеческой индивидуальности. Ей способствуют знания, открытость, общение и свобода мысли, совести и убеждений» [1, с.6].       На протяжении детства объективно осуществляется и субъективно организовывается социальное развитие растущих людей. Это сложно структурированный процесс, обусловленный особенностями, условиями, степенью развития общества, характером его ценностных установок, целей, с одной стороны; с другой – реальным состоянием индивидуальных характеристик детей от младенческого до юношеского периодов.    Именно на рубеже между 5-6 годами у ребенка формируется определенное понимание и оценка социальных явлений, ориентация на оценочное отношение взрослого через призму конкретной деятельности.

         Особую ответственность дошкольного периода детства Д.Б. Эльконин усматривал в том, что в течение его происходит интенсивная ориентировка ребенка в социальных отношениях между людьми, в их трудовых функциях, общественных мотивах и задачах их деятельности [4].

         К концу дошкольного возраста у ребенка впервые появляются представления о себе как члене общества. Постепенно у него накапливается осознание социальной значимости своих индивидуальных качеств и социального положения. Формируется самооценка. В старшем дошкольном возрасте ребенок приобретает возможность контролировать свое поведение, подчинять его: оно становится опосредованным внешними образцами, правилами.

         Согласно новой концепции Федерального государственного образовательного стандарта одной из образовательных задач является: объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества.

Еще А.Н. Леонтьев считал, что дошкольный возраст является первым периодом рождения личности и вхождением ее в социум. Умение жить в мире разных людей и идей, способность иметь права и свободы, при этом, не нарушая прав и свобод других людей, т. е. толерантность не передается по наследству [2]. В каждом поколении их надо воспитывать вновь и вновь, и чем раньше начнется формирование соответствующих качеств личности, тем большую устойчивость они приобретают.

Воспитатель дошкольного образовательного учреждения проводит занятия, соответственно своему профессионализму (использует игры, ИКТ и т.д.), со своими питомцами: обучает их поведению в аудитории, на улице, дома; учит строить взаимоотношения со своими сверстниками; стремится прививать нравственные ценности и т.д. В нашей работе мы стараемся обеспечивать формирование толерантной личности с учетом принципов субъектности, индивидуализации, создания толерантной образовательной среды, так мы считаем, что задача воспитания толерантной личности в нашей многонациональной и многоконфессиональной России является одной из самых жизненно важных. Воспитание толерантности дошкольников успешно осуществляется как в игре, так и в учебно-познавательной деятельности.

Итак, по нашему мнению, воспитанию основ толерантной культуры у дутей старшего дошкольного возраста в социокультурных условиях будут способствовать использование более приемлемых для дошкольников форм, приемов и методов обучения: дидактических игр, сказок, рассказов и т.д.;  создание атмосферы уважения к личности ребенка; использование различных видов продуктивной деятельности.

Бесспорно, развитие толерантности – процесс сложный, длительный и начинать его следует как можно раньше. В дошкольном возрасте есть все необходимые предпосылки для того, чтобы начинать работу по формированию основ толерантной культуры.

 

                                               Литература

  1. Декларация принципов толерантности: Утверждена резолюцией 5. 61 Генеральной конференцией ЮНЕСКО от 16 ноября 1995 г. //Учительская газета. – 2000. – 12 сент. – С. 21; Первое сентября. – 2000. – 16 сент. – С. 6.
  2. Леонтьев А.Н.Избранные психологические произведения. Т. 1. – М., 1983г.
  3. Фельдштейн Д.И. Психология становления личности. – М., 1994
  4. Эльконин, Д. Б. Детская психология: учеб. пособие для студентов вузов по направлению и спец. психологии. – М, 2004. – 383с.