КЧГУ

Сегодня  на рынке труда востребованы работники с достаточно развитой мобильностью знаний  в различных сферах жизни. Профессиональная компетентность является необходимым компонентом профессионализма человека, формируемым в процессе высшего профессионального обучения. Высокую компетентность по основной специальности и достаточно развитую мобильность знаний в различных сферах жизни может дать молодому специалисту обучение в магистратуре, что особенно актуально в сложившейся экономической ситуации на рынке труда.

В этой связи состояние профессиональной подготовки магистров-педагогов, перспективы ее совершенствования и развития рассматриваются как одна из важнейших задач образовательной политики. Кроме возросшего объема и глубины профессиональных знаний сегодня магистру необходимо иметь нестандартное мышление, развитые профессионально значимые качества, владеть коммуникативными умениями, осуществлять творческий подход к решению не только технологических и технических, но и социально-экономических, экологических, научно-исследовательских проблем, при этом используя широкий синтез междисциплинарного знания.

Компетентностная модель магистра педагогического направления включает в себя следующие группы компетенций: социально-личностные, экономические и организационно-управленческие, общенаучные, общепрофессиональные и специальные. Социально-личностные, экономические и организационно-управленческие, общенаучные и обще-профессиональные компетенции служат фундаментом, позволяющим выпускнику гибко ориентироваться на рынке труда и быть подготовленным к продолжению образования.

Формирование профессиональной компетентности магистров представляет собой поэтапный процесс профессионально-личностного становления. Профессиональная компетентность развивается по мере приобретения магистрами тех или иных компетенций. Требуется создание таких условий в системе высшего профессионального образования, которые способствовали бы развитию основных профессиональных компетенций.

Возникает вопрос, как обеспечить такой уровень подготовки магистрантов? Каким образом целенаправленно сформировать, развить и закрепить компетенции, необходимые для профессиональной деятельности магистров? Перед педагогической наукой стоят еще нерешенные задачи создания эффективных дидактических систем, основанных на применении таких форм и методов обучения, которые обеспечили бы интенсивное овладение основными компетенциями, способствовали более эффективному развитию личности.

Чтобы добиться практической направленности, прочности и действенности знаний, важно не только по-иному организовать процесс их усвоения, но и внести серьезные коррективы во все формы контроля учебного труда магистрантов.

Таким образом,  формирование и развитие основных профессиональных компетенций будущих магистров является одной из основных тенденций развития современного высшего профессионального образования. С другой стороны, развитие основных профессиональных компетенций у магистрантов является одним из особо важных направлений в решении задач повышения эффективности учебного процесса и качества подготовки магистров.

Профессиональная компетентность является интегративным образованием, включающим: научно-исследовательскую, проектно-конструкторскую, производственно-технологическую и организационно-управленческую компетенции.

Педагогические условия, обеспечивающие эффективность формирования основных профессиональных компетенций у магистрантов, включают в себя: выявление межпредметных связей, основанное на влиянии дисциплин учебного плана подготовки магистрантов на основные профессиональные компетенции; построение математической модели межпредметной интеграции; корректировку учебного плана и рабочих программ.

Уровень сформированности профессиональной компетентности определяется степенью развитости элементов следующих составляющих ее компетенций: научно-исследовательская (осуществление сбора, анализа, обработки и систематизации информации; умение принимать участие во всех фазах исследований; умение использовать достижения науки и техники, передовой отечественный и зарубежный опыт); проектная , технологическая (знание технологии проектирования образовательных систем); организационно-управленческая (осуществление взаимодействия со специалистами смежного профиля.

Содержание  подготовки магистрантов должно включать:

  • системно-деятельностный компетентностный подход в современном образовании (особенности компонентов образовательного процесса при компетентностном подходе; результаты обучения);
  • новые образовательные результаты (сущность понятия; конкретизация планируемых образовательных результатов);
  • современные методические системы обучения информатике (понятие методической системы, ее структура; содержание обучения);
  • организацию проектной и исследовательской деятельности (учебный проект, особенности учебной исследовательской деятельности);
  • методику формирования ключевых понятий и умений (анализ различных методических подходов; роль межпредметных связей; организация самостоятельной работы).

Практико-ориентированная подготовка магистрантов осуществляется, прежде всего, через формирование умений решать задачи, заимствованные из будущей практической деятельности с использованием современных инновационных образовательных технологий. Этому способствует использование структурированных мультимедийных учебных материалов, направленных на развитие компетенций магистрантов; методов активного вовлечения обучаемых в учебный процесс (активная лекция, перевернутое обучение); адаптивная инфраструктура курса, включающая различные составляющие учебного процесса (информационную, организационную, коммуникационную, технологическую) с широким использованием элементов дистанционного обучения.

Таким образом, характерной чертой последних десятилетий является не столько появление новых профессий, сколько изменение “границ” старых, связанное с новыми задачами деятельности, новыми технологиями и методами работы, новыми требованиями к результатам и оценке эффективности.

Login